среда, 31 октября 2018 г.

Васыль Иванис
Стежками життя
Книга 2-я
стр.326-328

По конституции КНР 1918г. всех иногородних собирались наделить землей и записать в казаки. Слово «казак» по конституции должно была стать синонимом гражданина Кубани, а все населенные пункты полагалось переименовать в станицы. Частная собственность на землю отменялась, все земли, леса и воды переходили в собственность и самоуправление станичных юртов. Земли, отведенные городам, оставались в самоуправлении городского общества. Все частные земельные латифундии  полностью передавались в краевой земельный фонд. Все богатства земных недр переходили в собственность краевой власти. Право земельного наследства отменялось. В личной собственности разрешалось иметь земельную норму, установленную станичным юртом. Все управление передавалось в Войско, которое стало синонимом государственного аппарата.

Бигдай А.Д.
«Песни кубанских казаков»
Том 1
1896-1898г.

123. Манэсэнькый соловэйко

 1. Манэсэнькый соловэйко, чом ты нэ щебэчеш?
 Ой, рад бы я щебэтаты, голосу нэмае,
 Ой, рад бы я щебэтаты, голосу нэмае.

 2. Манэсэнькый соловэйко, чом ты нэ женывся?
 Ой, рад бы я женытыся, та доли нэ маю,
 Ой, рад бы я женытыся, та доли нэ маю.

 3. Потэряв я свою долю, ходячи в дорогу.
 Ой, у Ромни горять огни, а в Тамани чуты,
 Ой, у Ромни горять огни, а в Тамани чуты.

 4. Умэр, умэр козаченько у нэдилю вранци,
 Поховалы козаченька в зэлэным байраци,
 Поховалы козаченька в зэлэным байраци.

 5. — Атаманэ товарыщу, вчины мою волю,
 Выводь коня вороного и вынысы сброю,
 Выводь коня вороного и вынысы сброю.

 6. Нэхай зарже кинь вороный, зарже нади мною,
 Ой, зачуе стара маты, сыдячи й у хаты,
 Ой, зачуе стара маты, сыдячи й у хаты.

 7. — Та вже ж мого сыноченька на свити нэ мае.
 Колы была б зозулэнька, то я б полытила,
 Колы была б зозулэнька, то я б полытила.

 8. Сила б, пала на могылу та й сказала «ку-ку»,
 Подай, подай, мий сыночку, хоча одну руку.
 Подай, подай, мий сыночку, хоча одну руку.

 9. — Ой, рад бы, моя маты, обыдви податы,
 Насыпалы сырий зэмли, нэ могу пидняты,
 Насыпалы сырий зэмли, нэ могу пидняты.

 10. Стулылыся мои уха, нэ могу послухать,
 Стулылыся ясни очи, нэ могу поглянуть,
 Стулылыся ясни очи, нэ могу поглянуть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий