суббота, 1 июня 2019 г.

2-я часть
Гейман А.А.
Как жили на Кубани «иногородние»

Размышлять было некогда. Я свалил ямщика на дно саней, сорвал с него валенки и выбросил их на снег, снял с себя волчий кожух, в котором обычно ездил зимой, обернул в него ямщика, подоткнул тулуп далеко под него со всех сторон, вокруг всего тела.
Сел на него, для удобства управления лошадьми, схватил вожжи, ударил кнутом по всем трем. Ветер свистел в ушах, и до костей пронизывал легкий, на беличьем меху бешметик, в котором я остался, и надо было уже думать и о собственном спасении.
Я гнал лошадей. День был праздничный и народ шел из церкви, когда я вскочил в станицу. Необычайное зрелище, конечно, привлекло всеобщее внимание. Но привычные лошади доскакали к станичному правлению и остановились. Коренная зашаталась и грохнулась, мертвая, на снег. Я выскочил и, спасаясь в правление от мороза, набегу приказал побежавшему дежурному выгружать замерзшего ямщика и отпрягать и спасать загнанных пристяжных.
Вот внесли в правление ямщика. Распаковали его. И что же! Пар валил от него и его раскрасневшегося и даже вспотевшего сонного лица! Так за час скачки согрел его мой тяжелый кожух и тяжесть моего тела, когда я всю половину дороги сидел верхом на нем!
Удивлению, ахам и охам, а потом и смеху и шуткам не было конца, когда растерянная фигура «пострадавшего» предстала сбежавшемуся народу.
Чтобы не отвечать за павшего коренника и загнанных пристяжных, я приказал атаману составить протокол, сделал свои дела и уехал дальше.
*********************
Прошло 25 лет. Уже незадолго до великой войны мне случилось быть в тех же местах. Я приехал на Кармалиновские хутора. Теперь эти хутора, подобно таким же другим, переименованы в станицу.
Если станичный земельный надел (юрт) тянется узкой полосой по реке, то дальние пайки казачьи иногда отстоят от станицы на 25 и более верст и у хозяев этих много тратится как времени, так и сил на переезды для их обработки, а потом на перевозку добытых на пайке хлебов и соломы, а поэтому в таких станицах обычно часто (обычно самых лучших хозяев и землеробов) с согласия общества, выселяется на хутора, где получает пайки уже или навсегда или на многие годы. Строятся там и образуют поселение в 300-400 дворов. Строют свою школу, школу и правление и управляются своими выборными людьми, хотя все же зависят от станицы.
Порядок требования лошадей для поездок по службе обычно таков: нужно заехать или послать кого-нибудь в правление и предъявить выдаваемый каждому должностному лицу и офицеру билет на право взымания лошадей. Там его запишут в особую книгу и сейчас же, если лошади не общественные, а содержутся не при станичном правлении, а у лица взявшего их с торгов, пошлют на этот «Почтовый двор» запрячь и подать экипаж, куда приказано. Часто посылаемые не очень-то торопятся, не торопятся и ямщики при запряжке, а потому, чтобы не терять времени, обычно лучше прямо ехать на двор к почтарю. Там запрягут в пять минут и уже после нужно только заехать в правление и дать свой билет для записи его в книгу. Так сделал и я.

(продолжение следует)
(журнал «Вольное казачество» № 49 стр. 15-16)

Комментариев нет:

Отправить комментарий