среда, 10 июля 2019 г.

9-я часть
Ткаченко П.И.
Соленая подкова-5
Кубанская свадьба
стр. 284-302

Выведя за калитку, родители прощаются с молодой, снова говорят напутственные слова, чтобы была покорной родителям мужа, и звала их отцом и матерью, и чтобы покорялась своему мужу:

Ой, думай, думай, ты, Катенька,
Думай щей гадай.
Брасты ж тоби дви риченькы,
Щей трэтий Дунай.
Нэ страшни дви ричэнькы,
Нэ страшэн Дунай,
Страшна мини дориженька,
Щей в далэкый край.
А я ж тийи дви риченькы
Тай пэрэбрэду.
А я той же тыхый Дунай
Тай пэрэплэву.
А я тийи дориженькы
Повик нэ схожу.

Одни и те же песни в течение свадьбы повторяются несколько раз. Так, по дороге к жениху снова может петься «Загрибай, маты, жар, жар». Здесь исполняется своеобразный песенный диалог между родственниками жениха и невесты. Прощаясь с невестой, подружки целуют ее и поют:

Брала Катюша лен, лен,
Вэганяла дружечек вон, вон,
Нашо було браты,
Як нас вэганяты?
Нэ сами мы прэйшлы,
Ты нас прэгласыла:
«Сэстрыци-подружкы
Идить до мэнэ в дружкы».

* * *

Загрибай, маты, жар, жар,
Колы тоби дучку жаль.
Кыдай у пич дрова,
Оставайся здорова.
Кыдай у пич трискы,
Дожэдай соби нэвисткы.

Родственники жениха поют:

 — Чи рада ты, маты,
Чи рада ты, маты,
Своему дитяти,
Одному рождэнному,
Другому суждэнному?
Ой, чи рада ж ты,
Матусэнька моя,
Ой, чи мыла дружэнька моя?
 — Як бы тоби, мий сыночок, мыла,
Абы мини дило робыла.
Абы мини плаття прала,
Абы мэнэ матэрью звала.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий