Скоро будет вся книга в бесплатных закачках
Сборник
СЛАВЫ КУБАНЦЕВ
И.И. Борец
Том 1
Краснодар, 2010
(печатается по одноименному изданию Екатеринодар, 1916)
стр. 8-15
Вместо предисловия
Среди знойного лета 1914 года, когда народ собирал благословенный Богом урожай, разразилась мировая гроза, потрясшая весь Старый Свет, всю Европу и Азию, до основания.
Телеграфная проволока молнией разнесла весть о мобилизации армии и флота, мрачный набат и гонцы с красными флагами спешно сзывали народ, работавший в степи. Станции железных дорог, поезда, сборные пункты кишмя кишели народом: то запасные шли на пополнение рядов армии.
Закружилось все, точно действительно разразилась буря, поднявшая груды листьев, и тучами понеслось к рубежам отчизны, навстречу врагу, обманывавшему себя легкостью победы над нами темными, бесправными, не вооруженными могущественной техникой, разъедаемыми спорами и недоверием друг к другу.
Но ошибся враг в своих планах. Уж два года минуло боевой страды, а вместо победы Германия все больше и сильнее сжимается стальным кольцом военно-морских сил четверного согласия — России, Англии, Франции, Италии, а ныне и Румынии, которые и явятся победительницами как защитницы права и правды, защитницы слабых и безоружных.
Победа эта дается дорогой ценой, такой дорогой, максимальных размеров которой ее не может представить даже сейчас и самый опытный ученый глаз,
Невероятно огромные расходы на войну вызвали и еще вызовут баснословные займы, одна уплата процентов по которым могла бы затруднить наше финансовое хозяйство, если бы народная хозяйственная жизнь осталась неизменной и после войны.
Но счастье России в том, что ее богатства неистощимы. Почва ее полей может родить в пять и десять раз более того, что она дает сейчас; ее недра хранят, а во многом таят неисчислимые богатства, ценность которых превышает все то, что можно предположить теоретически.
Но самое главное богатство России — ее народ, показавший себя за эти два года величайшей страды, в лице своей армии, своего казачества, до каких вершин геройства, отваги, храбрости, выносливости может доходить дух русского человека, надлежаще организованный, умелой рукой направляемый и честной рукой вооруженный.
После двух ошеломляющих галицийских битв, когда русская армия гнала врага, после карпатских боев, после защиты Варшавы, Ивангорода, Прасныша в 1914 году, после Эрзерума и кавалерийского рейда сотника Гамалия, после тысячных примеров массовых героических картин и постоянных единичных геройских подвигов, которых и перечислить нельзя, после мученического, голгофского отступления из Галиции, когда наши пластуны, как и вся армия, буквально кулаками отбивались от туч вражеских снарядов и роев пуль врага, — после всего, кто скажет, что русский народ — гной, подстилка, годная только для удобрения тучных германских нив, кто скажет, что русское казачество — дикое, грубое стадо, не способное к пониманию и усвоению цивилизации. Кто постыдится после этого подать руку простому станичнику, простому селянину, которые с такой беззаветной преданностью к Родине и Царю шли на смерть, выносили невероятные страдания, терпели сверхчеловеческие лишения.
С особенной внимательностью и любовью должны отнестись к простому народу, к рядовому казаку те из старших его друзей-начальников, которые видели храбрость казака, наблюдали его отвагу, решимость, выносливость, видели его терпение, сметливость, храбрость, великодушие.
Описывая ужасные картины войны в условиях зимних вьюг и метелей в турецком Курдистане, один из наших сотрудников, Н. Бабиев в письме своем к матери восклицает: «Мрачно все это, мамуся!» — и добавляет: «Но этот мрак понемногу светлеет, когда видишь, сколько доброго чувства, человечности и любви таится в глубине нашего «дикого», «варвара» казака...» И рисует такую картину:
Во время ночной разведки, в метель и трескучий мороз, передовые отряды приводят полузамерзшую армянку с грудным ребенком. Она, замученная, истерзанная турецкими аскерами, убежала, куда глаза глядят, хоть на смерть, от своих истязателей и замерзала уже в сугробе. Казаки сейчас же укутали в шубы полузамерзшую женщину и начали ее отогревать.
«Казаки, — пишет автор, — грубыми и неумелыми руками ласкали дитя, вынимали свои черствые сухари и наперерыв, предварительно разжевав их, старались кормить малютку. Странно и вместе с тем приятно было смотреть на эту умилительную картину, происходившую в самом центре расположения противника, где каждый момент грозил смертью каждому из нас и всему отряду».
Какова величественность духа, какая нравственная красота! О них, об этой величественности духа, об этой нравственности казака, о его богатырском духе, его мощи и необычайной талантливости свидетельствует весь этот «Сборник славы кубанцев».
II
Небывалая по размаху война вызвала из народных глубин дремавшие духовные богатства. Всюду и везде, во всех формах и видах можно наблюдать факты, свидетельствующие о талантливости нашего народа, нашего родного казачества, талантливости не единичной, а массовой. Несмотря на полное отсутствие у нас массового образования (которое нельзя назвать даже грамотностью, так как то, что мы имеем в массе, называется или полуграмотностью, или даже безграмотностью)
Кубанское казачество дало в эту войну, наряду с беспримерными образцами подвига, долг верности, терпения и выносливости, также доказательства литературной, поэтической талантливости, в свидетельство чего мы приводим здесь стихотворения сыновей Кубани, почти рядовых казаков.
Восхитительные образцы поэзии, являющиеся творчеством сынов Кубани, участвовавших в битвах и схватках с врагом, стихи, воспевающие доблесть родного казачества наряду с протокольными, так сказать, свидетельствами этих бессмертных битв, их времени, месте, указаний войсковых частей и лиц (в пределах, возможных в настоящее время), преобразуют простой сборник в интереснейшую хрестоматию казаков-кубанцев, — интереснейшую в том отношении, что здесь, при чтении этой книги, и учителя и их ученики будут говорить о живом, не выдуманном, не сочиненном. И события, и лица, и факты — все это для кубанцев будет не только живым, но и родным, чего мы до сих пор не имели в «учебных хрестоматиях», где можно было читать о чем угодно, до папуасов включительно, только не о кубанцах, не об их легендарном прошлом, бесконечно интересном, захватывающем сильнее всяких романов и повестей и сугубо воспитательном.
При составлении этого сборника главным образом и преследовались цели педагогические, воспитательные, ввиду чего в сборник вошли, хотя в самом незначительном количестве, и произведения литературные, рассказы и этюды. Скрытая же цель издания сборника кроется в желании нашем пробудить стремление в кубанском казачестве, и во всем русском народе, любовь и интерес к своему, родному, национальному, историческому.
III
Мы богаты материально, мы богаты духовно, давайте же разрабатывать эти богатства, давайте развивать их, помогая друг другу, заботясь друг о друге, жертвуя друг для друга. Старшие, помогайте младшим; младшие, стремитесь к свету, к знаниям, к развитию духовных богатств своих в тесном единении, неразрывной связи с верою отцов своих, патриотизмом и преданностью царю, верностью монархическому образу правления и всем лучшим традициям казачества. Начальники, будьте гуманны с подчиненными; подчиненные, не за страх, а за совесть исполняйте приказания своих начальников, потому что только при таком отношении друг к другу мы победим и внутреннего врага своего — некультурность, как, несомненно, победим внешнего.
Страшно подумать о том, что, положив неисчислимые труды, принеся неизмеримые жертвы, проявив необычайные духовные качества в этой титанической войне, мы дома останемся теми же вялыми, безразличными никудышниками, которыми были до сих пор, на эксплуатацию чужеродных элементов, постепенно превращающих казака из хозяина края в подчиненную силу, работающую на чужеродцев. Родные кубанцы, не допустим себя до этого! Пусть будет свободная Польша, пусть будет великая Армения, пусть будет независимая Финляндия, но пусть же будет и великая Россия с великим и свободным русским народом, среди которого и кубанское казачество займет видное место.
Свободно, не принужденные никем и ничем шли мы крестным ходом кровавых полей, падали на Карпатах, на диких скатах Тавра, поднимались, томимые голодом, мучимые жаждой, израненные, и вновь шли, как свободные воины своего любимого царя и своей матери-родины. И такими же свободными от бюрократических пут должны пойти мы в мирной жизни к упрочению своего благосостояния, развитию своих сил, материальных и духовных, при энергичной помощи и руководстве правительства и местной власти.
Господи, помоги нам, Господи, укрепи нас. Дай силу и крепость царю нашему вести нас и в мирной жизни к победам, славе и чести, как он вел и ведет на полях кровавых битв.
IV
В сборнике нет фотографий наших героев-кубанцев, как предполагалось вначале. От этой мысли пришлось отказаться не только потому, что выработка многочисленных клише в чужой цинкографии не под силу нам, но и потому еще, что в цинкографиях не оказалось достаточно и материалов, необходимых для клише.
Неравномерно представлены в статьях сборника войсковые части кубанцев. Но это уже вина начальников войсковых частей. Мы обращались ко всем, звали всех дать материалы — свидетельства о славе их подчиненных. Но не все откликнулись. Да послужит это уроком на будущее время, потому что ведь наш сборник — это только первая ласточка. Найдутся на Кубани люди, которые продолжат наш труд, более полно осветят подвиги родных детей Кубани, более ярко представят крестный путь страданий наших чудо-богатырей, истинно голгофское восхождение их на высоты Тавра и другие многочисленные хребты, склоны, песчаные, выжженные солнцем долины и безводные равнины.
Кто может измерить глубину страданий наших славных подвижников в песчаных, безводных степях Персии, кто представит страдания русских воинов в заоблачных снегах, среди ледников, во вьюге, метели, кто даст верное представление о силе, о размерах выносливости и терпения кубанца-казака, о его победных кликах в минуты боевого торжества и томлении духа, кровавых слезах в трудные часы борьбы с дикой, суровой природой, когда голодный, томимый жаждой, оборванный, босой казак-кубанец карабкался на неприступные скалы, верный велениям долга, — тот пусть не теряет времени и сейчас же продолжит наш труд. Ничто не должно быть забыто из пережитого и переживаемого славного и страшного, что происходило и происходит на полях кровавых битв.
Идите, родные кубанцы, вперед, славьте и воспевайте деяния своих детей, братьев и отцов. Они заслужили этих песен и этой славы. Именно о них «и сказки порасскажут и песни пропоют», честь и слава им во веки веков.
С истинной любовью и преданностью к царю, родине, родной Кубани и всему русскому народу.
составитель сборника И. Борец
Сборник
СЛАВЫ КУБАНЦЕВ
И.И. Борец
Том 1
Краснодар, 2010
(печатается по одноименному изданию Екатеринодар, 1916)
стр. 8-15
Вместо предисловия
Среди знойного лета 1914 года, когда народ собирал благословенный Богом урожай, разразилась мировая гроза, потрясшая весь Старый Свет, всю Европу и Азию, до основания.
Телеграфная проволока молнией разнесла весть о мобилизации армии и флота, мрачный набат и гонцы с красными флагами спешно сзывали народ, работавший в степи. Станции железных дорог, поезда, сборные пункты кишмя кишели народом: то запасные шли на пополнение рядов армии.
Закружилось все, точно действительно разразилась буря, поднявшая груды листьев, и тучами понеслось к рубежам отчизны, навстречу врагу, обманывавшему себя легкостью победы над нами темными, бесправными, не вооруженными могущественной техникой, разъедаемыми спорами и недоверием друг к другу.
Но ошибся враг в своих планах. Уж два года минуло боевой страды, а вместо победы Германия все больше и сильнее сжимается стальным кольцом военно-морских сил четверного согласия — России, Англии, Франции, Италии, а ныне и Румынии, которые и явятся победительницами как защитницы права и правды, защитницы слабых и безоружных.
Победа эта дается дорогой ценой, такой дорогой, максимальных размеров которой ее не может представить даже сейчас и самый опытный ученый глаз,
Невероятно огромные расходы на войну вызвали и еще вызовут баснословные займы, одна уплата процентов по которым могла бы затруднить наше финансовое хозяйство, если бы народная хозяйственная жизнь осталась неизменной и после войны.
Но счастье России в том, что ее богатства неистощимы. Почва ее полей может родить в пять и десять раз более того, что она дает сейчас; ее недра хранят, а во многом таят неисчислимые богатства, ценность которых превышает все то, что можно предположить теоретически.
Но самое главное богатство России — ее народ, показавший себя за эти два года величайшей страды, в лице своей армии, своего казачества, до каких вершин геройства, отваги, храбрости, выносливости может доходить дух русского человека, надлежаще организованный, умелой рукой направляемый и честной рукой вооруженный.
После двух ошеломляющих галицийских битв, когда русская армия гнала врага, после карпатских боев, после защиты Варшавы, Ивангорода, Прасныша в 1914 году, после Эрзерума и кавалерийского рейда сотника Гамалия, после тысячных примеров массовых героических картин и постоянных единичных геройских подвигов, которых и перечислить нельзя, после мученического, голгофского отступления из Галиции, когда наши пластуны, как и вся армия, буквально кулаками отбивались от туч вражеских снарядов и роев пуль врага, — после всего, кто скажет, что русский народ — гной, подстилка, годная только для удобрения тучных германских нив, кто скажет, что русское казачество — дикое, грубое стадо, не способное к пониманию и усвоению цивилизации. Кто постыдится после этого подать руку простому станичнику, простому селянину, которые с такой беззаветной преданностью к Родине и Царю шли на смерть, выносили невероятные страдания, терпели сверхчеловеческие лишения.
С особенной внимательностью и любовью должны отнестись к простому народу, к рядовому казаку те из старших его друзей-начальников, которые видели храбрость казака, наблюдали его отвагу, решимость, выносливость, видели его терпение, сметливость, храбрость, великодушие.
Описывая ужасные картины войны в условиях зимних вьюг и метелей в турецком Курдистане, один из наших сотрудников, Н. Бабиев в письме своем к матери восклицает: «Мрачно все это, мамуся!» — и добавляет: «Но этот мрак понемногу светлеет, когда видишь, сколько доброго чувства, человечности и любви таится в глубине нашего «дикого», «варвара» казака...» И рисует такую картину:
Во время ночной разведки, в метель и трескучий мороз, передовые отряды приводят полузамерзшую армянку с грудным ребенком. Она, замученная, истерзанная турецкими аскерами, убежала, куда глаза глядят, хоть на смерть, от своих истязателей и замерзала уже в сугробе. Казаки сейчас же укутали в шубы полузамерзшую женщину и начали ее отогревать.
«Казаки, — пишет автор, — грубыми и неумелыми руками ласкали дитя, вынимали свои черствые сухари и наперерыв, предварительно разжевав их, старались кормить малютку. Странно и вместе с тем приятно было смотреть на эту умилительную картину, происходившую в самом центре расположения противника, где каждый момент грозил смертью каждому из нас и всему отряду».
Какова величественность духа, какая нравственная красота! О них, об этой величественности духа, об этой нравственности казака, о его богатырском духе, его мощи и необычайной талантливости свидетельствует весь этот «Сборник славы кубанцев».
II
Небывалая по размаху война вызвала из народных глубин дремавшие духовные богатства. Всюду и везде, во всех формах и видах можно наблюдать факты, свидетельствующие о талантливости нашего народа, нашего родного казачества, талантливости не единичной, а массовой. Несмотря на полное отсутствие у нас массового образования (которое нельзя назвать даже грамотностью, так как то, что мы имеем в массе, называется или полуграмотностью, или даже безграмотностью)
Кубанское казачество дало в эту войну, наряду с беспримерными образцами подвига, долг верности, терпения и выносливости, также доказательства литературной, поэтической талантливости, в свидетельство чего мы приводим здесь стихотворения сыновей Кубани, почти рядовых казаков.
Восхитительные образцы поэзии, являющиеся творчеством сынов Кубани, участвовавших в битвах и схватках с врагом, стихи, воспевающие доблесть родного казачества наряду с протокольными, так сказать, свидетельствами этих бессмертных битв, их времени, месте, указаний войсковых частей и лиц (в пределах, возможных в настоящее время), преобразуют простой сборник в интереснейшую хрестоматию казаков-кубанцев, — интереснейшую в том отношении, что здесь, при чтении этой книги, и учителя и их ученики будут говорить о живом, не выдуманном, не сочиненном. И события, и лица, и факты — все это для кубанцев будет не только живым, но и родным, чего мы до сих пор не имели в «учебных хрестоматиях», где можно было читать о чем угодно, до папуасов включительно, только не о кубанцах, не об их легендарном прошлом, бесконечно интересном, захватывающем сильнее всяких романов и повестей и сугубо воспитательном.
При составлении этого сборника главным образом и преследовались цели педагогические, воспитательные, ввиду чего в сборник вошли, хотя в самом незначительном количестве, и произведения литературные, рассказы и этюды. Скрытая же цель издания сборника кроется в желании нашем пробудить стремление в кубанском казачестве, и во всем русском народе, любовь и интерес к своему, родному, национальному, историческому.
III
Мы богаты материально, мы богаты духовно, давайте же разрабатывать эти богатства, давайте развивать их, помогая друг другу, заботясь друг о друге, жертвуя друг для друга. Старшие, помогайте младшим; младшие, стремитесь к свету, к знаниям, к развитию духовных богатств своих в тесном единении, неразрывной связи с верою отцов своих, патриотизмом и преданностью царю, верностью монархическому образу правления и всем лучшим традициям казачества. Начальники, будьте гуманны с подчиненными; подчиненные, не за страх, а за совесть исполняйте приказания своих начальников, потому что только при таком отношении друг к другу мы победим и внутреннего врага своего — некультурность, как, несомненно, победим внешнего.
Страшно подумать о том, что, положив неисчислимые труды, принеся неизмеримые жертвы, проявив необычайные духовные качества в этой титанической войне, мы дома останемся теми же вялыми, безразличными никудышниками, которыми были до сих пор, на эксплуатацию чужеродных элементов, постепенно превращающих казака из хозяина края в подчиненную силу, работающую на чужеродцев. Родные кубанцы, не допустим себя до этого! Пусть будет свободная Польша, пусть будет великая Армения, пусть будет независимая Финляндия, но пусть же будет и великая Россия с великим и свободным русским народом, среди которого и кубанское казачество займет видное место.
Свободно, не принужденные никем и ничем шли мы крестным ходом кровавых полей, падали на Карпатах, на диких скатах Тавра, поднимались, томимые голодом, мучимые жаждой, израненные, и вновь шли, как свободные воины своего любимого царя и своей матери-родины. И такими же свободными от бюрократических пут должны пойти мы в мирной жизни к упрочению своего благосостояния, развитию своих сил, материальных и духовных, при энергичной помощи и руководстве правительства и местной власти.
Господи, помоги нам, Господи, укрепи нас. Дай силу и крепость царю нашему вести нас и в мирной жизни к победам, славе и чести, как он вел и ведет на полях кровавых битв.
IV
В сборнике нет фотографий наших героев-кубанцев, как предполагалось вначале. От этой мысли пришлось отказаться не только потому, что выработка многочисленных клише в чужой цинкографии не под силу нам, но и потому еще, что в цинкографиях не оказалось достаточно и материалов, необходимых для клише.
Неравномерно представлены в статьях сборника войсковые части кубанцев. Но это уже вина начальников войсковых частей. Мы обращались ко всем, звали всех дать материалы — свидетельства о славе их подчиненных. Но не все откликнулись. Да послужит это уроком на будущее время, потому что ведь наш сборник — это только первая ласточка. Найдутся на Кубани люди, которые продолжат наш труд, более полно осветят подвиги родных детей Кубани, более ярко представят крестный путь страданий наших чудо-богатырей, истинно голгофское восхождение их на высоты Тавра и другие многочисленные хребты, склоны, песчаные, выжженные солнцем долины и безводные равнины.
Кто может измерить глубину страданий наших славных подвижников в песчаных, безводных степях Персии, кто представит страдания русских воинов в заоблачных снегах, среди ледников, во вьюге, метели, кто даст верное представление о силе, о размерах выносливости и терпения кубанца-казака, о его победных кликах в минуты боевого торжества и томлении духа, кровавых слезах в трудные часы борьбы с дикой, суровой природой, когда голодный, томимый жаждой, оборванный, босой казак-кубанец карабкался на неприступные скалы, верный велениям долга, — тот пусть не теряет времени и сейчас же продолжит наш труд. Ничто не должно быть забыто из пережитого и переживаемого славного и страшного, что происходило и происходит на полях кровавых битв.
Идите, родные кубанцы, вперед, славьте и воспевайте деяния своих детей, братьев и отцов. Они заслужили этих песен и этой славы. Именно о них «и сказки порасскажут и песни пропоют», честь и слава им во веки веков.
С истинной любовью и преданностью к царю, родине, родной Кубани и всему русскому народу.
составитель сборника И. Борец
Комментариев нет:
Отправить комментарий