Версию о полиэтничном происхождении касогов поддерживают: Пьянков А. В., Тарабанов В. А., Плетнева С. А., Бубенок О. Б., Кочкаров У.Ю..
======
Кочкаров У.Ю. Вооружение воинов Северо-Западного Предкавказья VIII-XIV вв. стр.38
Мысль о тюркском происхождении населения, оставившего могильники, совершенные по обряду кремации, высказывалась неоднократно. На мой взгляд, она небезосновательна, но я не буду здесь давать какие-то этноязыковые определения этим захоронениям, поскольку они не являются целью данной работы...
В целом, на данной территории с VIII по XIV в. находки мечей этого времени неизвестны. Если на Руси мечи в этот период продолжают бытовать вместе с саблями, то у большинства северокавказских племен сабля к этому времени была не только ведущим, но и единственным видом колюще-рубящего оружия...
http://www.vipbook.su/nauka-i-ucheba/voyna/390371-vooruzhenie-voinov-severo-zapadnogo-predkavkazya-viii-xiv-vv-oruzhie-blizhnego-boya.html
========
Бубенок О. Б.
Касоги на юго-западной границе Хазарского каганата
Все это совпадает с эпохой новых потрясений и изменений среди подвластных хазарам народов на протяжении второй трети VIII в. (пик борьбы с арабским натиском, переселение части алан в лесостепь и др.). По-видимому, и на “зихской” границе каганат проводил “стабилизационные” мероприятия. Следовательно, хазарский каган мог переселить одно из подразделений хазарской орды на юго-западные границы Каганта, для контроля над весьма ненадежными адыгами. То же самое можно сказать и о причинах появления такого же населения на северо-западных границах Хазарского государства, где поселились вассальные кагану аланы и болгары...
Поэтому имеет смысл поддержать предположение А. В. Пьянкова, согласно которому появление на Северо-Западном Кавказе кремационных захоронений салтовского типа и возникновение нового этнонима касоги – взаимосвязаны. При этом исследователь считал касогов, которые практиковали обряд трупосожжения, тюркоязычными пришельцами на землях адыгов-зихов, не знавших обряд кремации. Если следовать логике исследователя, то получается, что во второй половине VIII в. на земли адыгов, находившихся на юго-западной границе Хазарского каганата в бассейне Кубани и на северо-восточном побережье Черного моря хазарской администрацией были поселены племена кочевников, очевидно тюркского происхождения, самоназванием которых был термин кас, который со временем распространился на часть местного адыгского населения. По мнению исследователя, название пришельцев-завоевателей – касог начало распространяться на адыгов лишь в Х в...
Г. Ф. Турчанинов относительно маршрута похода Святослава выдвинул достаточно интересное предположение: «...нет никаких оснований думать, что битва с ясами (аланами) и косогами (черкесами) произошла где-то на Северном Кавказе. И те и другие могли находиться (и скорей всего находились) в Подонье, ниже Белой Вежи. Вероятно, и этническое название косог (ср. осет. каесаег „кабардинець-черкес”) вошло в русский язык тогда же, будучи заимствовано из языка не северокавказских, а подонских ясов-алан, ниже которых у дельты Дона сидели косоги...»...
Исследователь на основе своей гипотезы о существовании особой письменности у народов Хазарского каганата сделал довольно оригинальное предположение относительно происхождения надписей, найденных возле Новочеркасска : “Присмотревшись к надписям на камнях Маяцкого городища и на флягах из Новочеркасского музея, нетрудно обнаружить, что буквы этих надписей выходят за пределы аланского и косожского письмен. … некоторые из букв этих надписей по своему виду и звучанию либо совпадают с буквами глаголического и кириллического славянского письма, либо отличаются от них незначительно…. В основу раннего восточнославянского…, и в основу косожского (средневекового кабардино-черкесского)… письма легло средневековое осетинское (аланское) письмо…, уходящее своими корнями в древнеосетинское (скифо-сарматское) письмо арамейского дукта”...
Следовательно, можно согласиться с мнением тех исследователей, которые считают, что в 965 г. князь Святослав встретил ясов (аланов) и касогов (адыгов) не на Кавказе, а на Нижнем Дону. В этом нас убеждают отмеченные параллели между нижнедонскими и северокавказскими могильниками. Может быть, и прав Г. Ф. Турчанинов в том мнении, что надписи на флягах Новочеркасского музея были написаны не на тюркском или иранском языках, а именно на касожском (адыгском)...
Естественно, кто-то должен был контролировать нижнее течение Дона. Поэтому сохранение касожской колонии вблизи устья Дона в Х в. было продиктовано новыми политическими обстоятельствами. И это поселение касогов должно было сохраниться вплоть до похода Святослава против хазар в 965 г., что и нашло отражение в “Повести временных лет”...
Ситуация, при которой одна часть беспокойных подданных переселялась на новые территории, а на их место принудительно селили других вассалов, вообще была типична для Хазарского каганата. Вот как видит В. А. Кузнецов причины и последствия миграций части аланов из западной части Центрального Предкавказья в лесостепное Подонье. По его мнению, “...исходным районом аланского переселения на север был район г. Кисловодска, где аланы были вытеснены болгарами...” [Кузнецов, 1984, с. 110]. В другом случае по этому поводу он высказался более осторожно: “Почти с передвижением салтовских алан с юга на север произошло встречное перемещение значительной массы тюркоязычного болгарского населения с севера на юг, в бассейн верхней Кубани”...
Почему же тогда нельзя считать, что аналогичные процессы не проходили на Северо-Западном Кавказе во второй половине VIII в.? Вполне возможно, что после арабо-хазарских войн хазары начали проводить стабилизационные мероприятия на юго-западных границах Каганата, где проживали адыгские племена, которых было весьма сложно контролировать. В результате, часть беспокойных адыгов была переселена в устье Дона, а на их место была переселена часть верного кагану кочевого племени. Необходимо отметить, что через земли адыгов, южнее Таманского полуострова, проходила граница Хазарского каганата и этот участок, находившийся вблизи Керченского пролива, имел особое значение для хазар.
Осуществляя политику переселений народов, хазары решали важные для себя задачи: 1) ослабляли сепаратизм своих подданных; 2) укрепляли новые границы Хазарского каганата за счет переселенцев. При этом переселенцы оказывались в среде иноэтничного населения, что еще больше ставило их в зависимость от центральной власти...
Известно, что Хазарский каганат делился на земли собственно Хазарии, охватывавшей коренные земли хазар в Дагестане и на Нижней Волге, а также на земли вассальных хазарскому кагану правителей покоренных народов, носящих титул эльтебер. В функции эльтеберов входила как выплата дани, так и предоставление войска на случай войны. Для контроля над эльтеберами хазарская власть присылала чиновников, носящих титулы тудун или булшцы. Понятно, что было не реально заставить не имевших своего единого правителя адыгов выполнять повинности в пользу хазар. Поэтому внедрение чужеродного, верного кагану, этноса на земли адыгов было единственным выходом из создавшейся ситуации.
О том, что касоги, представленные этим смешанным населением, исправно выполняли возложенные на них повинности, свидетельствуют данные некоторых письменных источников...
Таким образом, вопреки распространенному мнению, приходится признать, что этноним касоги или кас- в хазарское время использовался не только для обозначения адыгоязычного населения Северо-Западного Кавказа, но и являлся первоначальным обозначением кочевого населения, внедренного хазарской администрацией в адыгскую среду в рамках стабилизационных мероприятий на юго-западной границе Хазарского каганата в VIII–IX вв. Вполне вероятно, что это было самоназванием пришельцев, очевидно тюркского происхождения, распространивших данное наименование на подвластных им адыгов...
В результате, видим, что в хазарское время под термином касоги могло быть известно полиэтничное (тюрко-адыгское) население Хазарского каганата...
======================
======
Кочкаров У.Ю. Вооружение воинов Северо-Западного Предкавказья VIII-XIV вв. стр.38
Мысль о тюркском происхождении населения, оставившего могильники, совершенные по обряду кремации, высказывалась неоднократно. На мой взгляд, она небезосновательна, но я не буду здесь давать какие-то этноязыковые определения этим захоронениям, поскольку они не являются целью данной работы...
В целом, на данной территории с VIII по XIV в. находки мечей этого времени неизвестны. Если на Руси мечи в этот период продолжают бытовать вместе с саблями, то у большинства северокавказских племен сабля к этому времени была не только ведущим, но и единственным видом колюще-рубящего оружия...
http://www.vipbook.su/nauka-i-ucheba/voyna/390371-vooruzhenie-voinov-severo-zapadnogo-predkavkazya-viii-xiv-vv-oruzhie-blizhnego-boya.html
========
Бубенок О. Б.
Касоги на юго-западной границе Хазарского каганата
Все это совпадает с эпохой новых потрясений и изменений среди подвластных хазарам народов на протяжении второй трети VIII в. (пик борьбы с арабским натиском, переселение части алан в лесостепь и др.). По-видимому, и на “зихской” границе каганат проводил “стабилизационные” мероприятия. Следовательно, хазарский каган мог переселить одно из подразделений хазарской орды на юго-западные границы Каганта, для контроля над весьма ненадежными адыгами. То же самое можно сказать и о причинах появления такого же населения на северо-западных границах Хазарского государства, где поселились вассальные кагану аланы и болгары...
Поэтому имеет смысл поддержать предположение А. В. Пьянкова, согласно которому появление на Северо-Западном Кавказе кремационных захоронений салтовского типа и возникновение нового этнонима касоги – взаимосвязаны. При этом исследователь считал касогов, которые практиковали обряд трупосожжения, тюркоязычными пришельцами на землях адыгов-зихов, не знавших обряд кремации. Если следовать логике исследователя, то получается, что во второй половине VIII в. на земли адыгов, находившихся на юго-западной границе Хазарского каганата в бассейне Кубани и на северо-восточном побережье Черного моря хазарской администрацией были поселены племена кочевников, очевидно тюркского происхождения, самоназванием которых был термин кас, который со временем распространился на часть местного адыгского населения. По мнению исследователя, название пришельцев-завоевателей – касог начало распространяться на адыгов лишь в Х в...
Г. Ф. Турчанинов относительно маршрута похода Святослава выдвинул достаточно интересное предположение: «...нет никаких оснований думать, что битва с ясами (аланами) и косогами (черкесами) произошла где-то на Северном Кавказе. И те и другие могли находиться (и скорей всего находились) в Подонье, ниже Белой Вежи. Вероятно, и этническое название косог (ср. осет. каесаег „кабардинець-черкес”) вошло в русский язык тогда же, будучи заимствовано из языка не северокавказских, а подонских ясов-алан, ниже которых у дельты Дона сидели косоги...»...
Исследователь на основе своей гипотезы о существовании особой письменности у народов Хазарского каганата сделал довольно оригинальное предположение относительно происхождения надписей, найденных возле Новочеркасска : “Присмотревшись к надписям на камнях Маяцкого городища и на флягах из Новочеркасского музея, нетрудно обнаружить, что буквы этих надписей выходят за пределы аланского и косожского письмен. … некоторые из букв этих надписей по своему виду и звучанию либо совпадают с буквами глаголического и кириллического славянского письма, либо отличаются от них незначительно…. В основу раннего восточнославянского…, и в основу косожского (средневекового кабардино-черкесского)… письма легло средневековое осетинское (аланское) письмо…, уходящее своими корнями в древнеосетинское (скифо-сарматское) письмо арамейского дукта”...
Следовательно, можно согласиться с мнением тех исследователей, которые считают, что в 965 г. князь Святослав встретил ясов (аланов) и касогов (адыгов) не на Кавказе, а на Нижнем Дону. В этом нас убеждают отмеченные параллели между нижнедонскими и северокавказскими могильниками. Может быть, и прав Г. Ф. Турчанинов в том мнении, что надписи на флягах Новочеркасского музея были написаны не на тюркском или иранском языках, а именно на касожском (адыгском)...
Естественно, кто-то должен был контролировать нижнее течение Дона. Поэтому сохранение касожской колонии вблизи устья Дона в Х в. было продиктовано новыми политическими обстоятельствами. И это поселение касогов должно было сохраниться вплоть до похода Святослава против хазар в 965 г., что и нашло отражение в “Повести временных лет”...
Ситуация, при которой одна часть беспокойных подданных переселялась на новые территории, а на их место принудительно селили других вассалов, вообще была типична для Хазарского каганата. Вот как видит В. А. Кузнецов причины и последствия миграций части аланов из западной части Центрального Предкавказья в лесостепное Подонье. По его мнению, “...исходным районом аланского переселения на север был район г. Кисловодска, где аланы были вытеснены болгарами...” [Кузнецов, 1984, с. 110]. В другом случае по этому поводу он высказался более осторожно: “Почти с передвижением салтовских алан с юга на север произошло встречное перемещение значительной массы тюркоязычного болгарского населения с севера на юг, в бассейн верхней Кубани”...
Почему же тогда нельзя считать, что аналогичные процессы не проходили на Северо-Западном Кавказе во второй половине VIII в.? Вполне возможно, что после арабо-хазарских войн хазары начали проводить стабилизационные мероприятия на юго-западных границах Каганата, где проживали адыгские племена, которых было весьма сложно контролировать. В результате, часть беспокойных адыгов была переселена в устье Дона, а на их место была переселена часть верного кагану кочевого племени. Необходимо отметить, что через земли адыгов, южнее Таманского полуострова, проходила граница Хазарского каганата и этот участок, находившийся вблизи Керченского пролива, имел особое значение для хазар.
Осуществляя политику переселений народов, хазары решали важные для себя задачи: 1) ослабляли сепаратизм своих подданных; 2) укрепляли новые границы Хазарского каганата за счет переселенцев. При этом переселенцы оказывались в среде иноэтничного населения, что еще больше ставило их в зависимость от центральной власти...
Известно, что Хазарский каганат делился на земли собственно Хазарии, охватывавшей коренные земли хазар в Дагестане и на Нижней Волге, а также на земли вассальных хазарскому кагану правителей покоренных народов, носящих титул эльтебер. В функции эльтеберов входила как выплата дани, так и предоставление войска на случай войны. Для контроля над эльтеберами хазарская власть присылала чиновников, носящих титулы тудун или булшцы. Понятно, что было не реально заставить не имевших своего единого правителя адыгов выполнять повинности в пользу хазар. Поэтому внедрение чужеродного, верного кагану, этноса на земли адыгов было единственным выходом из создавшейся ситуации.
О том, что касоги, представленные этим смешанным населением, исправно выполняли возложенные на них повинности, свидетельствуют данные некоторых письменных источников...
Таким образом, вопреки распространенному мнению, приходится признать, что этноним касоги или кас- в хазарское время использовался не только для обозначения адыгоязычного населения Северо-Западного Кавказа, но и являлся первоначальным обозначением кочевого населения, внедренного хазарской администрацией в адыгскую среду в рамках стабилизационных мероприятий на юго-западной границе Хазарского каганата в VIII–IX вв. Вполне вероятно, что это было самоназванием пришельцев, очевидно тюркского происхождения, распространивших данное наименование на подвластных им адыгов...
В результате, видим, что в хазарское время под термином касоги могло быть известно полиэтничное (тюрко-адыгское) население Хазарского каганата...
======================
Комментариев нет:
Отправить комментарий