воскресенье, 18 ноября 2018 г.

Федор Кубанский
Степи привольные — кровью залитые
Нью-Йорк, 1962
стр. 111
— Гашка! Принеси мне рубэль, я белье покачаю! — послышался из комнаты голос Ольги Ивановны.
— Да где же я его тут возьму? — отозвалась Гашка.
— Тут никакого рубля возле меня нема; вот приду до хаты, тогда подам.
— Одного рубля нет? На, вот, целых пять рублей и отнеси матери, — и Чубаров поспешно достав из кошелька пятерку, протянул ее Гашке.
Она вначале удивилась, а потом звонко рассмеялась.
— Ой, Господи Сусе! Да рубэль это вовсе не рубль, не деньги, а такая короткая и толстая деревянная доска с небольшими деревянными же зубцами на одной стороне, чтобы намотанное на качалку-каталку белье качать. И что я с вами делала бы, Игнат Васильевич, если б вдруг согласилась на ваше предложение? Я скажу: «дай рубэль», а вы начнете мне рубль совать, я скажу: «иди на степ орать», а вы подумаете, что надо кричать.
— Но ты ведь прекрасно и по-русски говоришь, — пряча пятерку смущенно сказал Чубаров. — И тебе не обязательно пользоваться местным диалектом.
— Нет, нет! «Казала била, не буде дила».
Гашка обхватила обеими руками корзину наполненную соломой, взялась за петли, приподняла и быстро понесла в дом, не оглядываясь.
Чубаров тоже вошел следом за нею в кухню.
— Мамо! — сказала, смеясь, Гашка. — Вы крикнули, чтобы я рубэль принесла, а Игнат Васильевич мне деньги, рубли, давал. Ха-ха-ха!
Потом она возле «припычка» нашла «рубэль» — почти прямоугольное, ввиде толстой доски, в ладонь шириною и аршин длиною бревно, с выдолбленными поперек бороздами и с ручками по краям, достала под «запичком» деревянную же длинную, ровную и круглую каталку, намотала на нее только что принесенную со двора, высохшую после стирки, нижнюю мужскую рубашку и начала на непокрытом деревянном столе катать из стороны в сторону.
— Вот, Игнат Васильевич, видите? — сказала Гашка наблюдавшему эту работу Чубарову. — Вот так мы разглаживаем белье, чтобы побыстрее, а то, если все утюжить, то ни дня, ни ночи не хватит для этого. Вот это в моей руке и есть тот рубэль, что мама просила.
(ссылка https://vtoraya-literatura.com/publ_1300.html)
========================

Комментариев нет:

Отправить комментарий