вторник, 31 января 2017 г.

Доброго дня всем неравнодушным к кубанской истории и балачке )
Перерывая интернет, столкнулся с тем, что о Великой Булгарии Кубрата никто толком не пишет, всего пару строк по пути в Хазарию или в Болгарию. А ведь она была расположена на Тамани. Это часть кубанского краеведения. И история славная у ВБ, Кубрат повлиял на распад аварского каганата, спас Византийскую империю от смерти. Клад из захоронения Кубрата на 75 кг драг. металлов  выставлен в Эрмитаже. Приличная история. Короче, написал книжку "Кубанская Булгария", в степном стиле, читайте, критикуйте, если встретите ошибки, пишите.
С уважением, ваш Андрей Руденко

КУБАНСКАЯ БУЛГАРИЯ

версия 01.02.17.

   Все началось с того давнего времени, когда оседлали коня.
   До этого люди жили на земле, занимались охотой и собирательством, немного пахали и сеяли. Оружия было мало, богатство даров природы позволяло не перемещаться пешком далеко от племени. Процветал матриархат.
   И вот — ты на коне. Мир становиться намного обширнее. Ты можешь перегонять стада на огромные расстояния. Сама жизнь стала мобильнее: всегда на новом месте, с собой минимум необходимого, готовность к быстрому изменению ситуации.
   Охота с малолетства приучала к меткому выстрелу, засаде, чтению следов и других признаков движения животного. Облавные охоты давали знания о маневренной атаке, о специализации и взаимодействии в бою.
   Если земледелие вырабатывает у народов мирный характер, то скотоводство, а главное, охота воспитывают воинственный дух. Находчивость, выдержка, удаль, храбрость у кочевников вырабатывались под влиянием главного их занятия - звериной охоты.
   Конь — крылья степняка. Даже группа крови степняка стала другой, у кочевника своя, 3-я группа. Легкая мясомолочная кухня, минимум злаков; тяга к путешествиям, приключениям, открытость к новому, веселый нрав и гонор.
   Стремя и лук превратили всадника в грозную боевую машину. Торжеством "военной демократии", при которой все мужчины племени являются воинами, вождя регулярно избирали из лучших воинов (общинное самоуправление), а главным достоинством воина были слава и подвиги, стали кочевые империи евразийской степи.  Войско, полностью состоящее из профессионалов, с великолепной разведкой, жесткой организацией, на сменных конях, невозможно было победить.
   Отдельные группы батыров-героев переставали пасти скот, жили уже исключительно для войны. Вместо семьи у них — воинское братство. Появлялся великий воин, и группы батыров собирались вокруг его прославленного знамени, давали начало новой степной Орде.
  У них были только боевой дух, знамя, кони и сабли, но именно поэтому их нельзя было победить. Для степняка нет границ, только линия горизонта.
   Задачей оставалось только найти земледельческую империю, спонсора, готового платить за нанятые сабли.
   В 7 веке на Кубани нашелся славный степняк Кубрат и возникла Великая Булгария. Пришли степняки из предгорий Памира, там в древности существовала Бактрия (Балх, Северный Авганистан). У пуштунов и таджиков Афганистана до сих пор максимальное совпадение по гаплогруппе с населением Хазарии, то есть салтово-маяцкой культуры. Говорили степняки на древнеиранском языке. Имя Кубрат переводится с восточно-иранского "железо". Имя его сына Аспаруха тоже иранское. По пути на Кубани они смешались с пратюрками, с финно-угорскими племенами, местными сарматами, аланами. Пусть вас не удивляет пестрый состав Орды Кубрата. Кочевые империи состояли из сильных, опытных воинов любого народа, готовых встать вокруг знамени. Себя они считали потомками Александра Македонского и Аттилы.
   Любопытная история:  в 330 году до нашей эры великий полководец и завоеватель Александр Македонский повел наступление на Персию. Он завоевал соседние персидские провинции, а в 329-328 годах после длительных боев захватил и Бактрию (которая с VI ст. до н.э. попала под персидское владычество) и Согдиану. Александр женился на дочери бактрийского князя Роксане и, таким образом, закрепил свое владычество над Бактрией, сделал этим важный политический шаг для поддержки здесь своего владычества на будущее. А наместником Бактрии он поставил своего тестя, отца Роксаны. Отсюда берет начала степная легенда.
   Держава Кубрата простиралась от Днепра до Кубани и Дона. Существовала своя письменность, а это признак развитой цивилизации.
Столица находилась на Тамани, в районе Фанагории, по-булгарски Банджа. Степняки собирали дань с соседних племен, облагали пошлиной купцов торгового пути и находились в союзных отношениях с Византией. Византия и до этого нанимала булгар воевать с готами в 481г., 487г., в 488г. в битве упоминается булгарский вождь Бузан. В 504г. булгары вместе со славянами пронеслись огнем и мечом по Балканскому полуострову (Артамонов  М. И. История хазар).
   Именно 7 век можно считать началом новой эпохи для степняка. Было изобретено железное стремя. Это перевернуло военное дело кочевых империй. До этого на коне сидели, держась ногами. Кололи длинным мечом или метали короткие копья и стрелы. А теперь, опираясь на стремена, всадник мог наносить эффективные рубящие движения. На смену закованным в броню, малоподвижным воинам приходят кольчуги и сабли. Ловкость и быстрота стали ценнее силы и дорогой брони. У авар появилась  длинная пика, с ремешком, копия казацкой. С упором на стремена, пикой пробивали любую защиту. Железные наконечники стрел стали более разнообразны. Бронебойные, противокольчужные, на дальний полет, сигнальные. Сам лук у авар и болгар достигал 1,65м. Бой становился скоростным и маневренным. Если раньше бились племя на племя, толпа на толпу, строй на строй, то кочевники с составным луком получили огромное преимущество. Плюс боевые кони были обучены топтать, кусать и бить копытами противника.
   Судите сами: стоит строй римских легионеров с огромным преимуществом по численности. На них несутся степняки, с расстояния 150-200 метров выпускают легкие стрелы. И выпускают метко, с детства каждый болгар имел охотничий опыт и тренировался в стрельбе. Легионеры закованы в броню, нужно попасть воину в шею, глаз или ногу стрелой. Бой еще не начался, у римлян уже потери, стоны, боевой дух падает. Тут прибегает гонец, рассказывает, что степняки сожгли лагерь, разграбили запасы продовольствия и оружия, отравили единственный колодец. Угнали или перебили всю обслугу. Позади легионов темный дым огня догорающего лагеря. И опять по степи рев, свист, гиканье, земля дрожит под копытами коней. Опять стрелы и потери. Бой еще не начался, а боевой дух у легионеров обнулился. Гонцов конные разъезды выловили, связи с империей нет, есть нечего, отдыхать и лечится негде. А у каждого степняка два колчана стрел, сабля, пика. Арканами из строя выхватили несколько римлян и угнали в степь. Дрогнули легионеры, пошли в отступление, сохраняя строй и видимость управления. И вот в бреши между подразделениями врубаются степняки с пиками и саблями, рубят направо и налево, боевой конь топчет и кусает противника, а вокруг скачут кочевники, гикают и осыпают стрелами. Так войско Аспаруха разгромило византийскую армию. Так Кубрат громил персов, а его дядя Органа громил авар.
   Пусть вас не смущает слово булгар. Если на Памире оно обозначало народ, то по пути на Кубань Орда стала интернациональной и термином булгар мы обозначаем просто конкретную Орду, отличая ее от соседей. В войске аварского кагана пятьдесят процентов составляли славяне, еще часть болгары, лангобарды, а сами авары только руководили.
   Слово "булгар" греческое, по-болгарски — "былгар", а по русским летописям  — "болгар". В 7 веке, со времени основания ВБ значение слова снова изменилось. Кубрат отделился от Тюркского и Аварского каганатов и слово "булгар" стало обозначать мятежников, вольный народ. Известная торговая марка  BVLGARI — производная от слова "булгар".
   Великая Булгария, кстати, греческое название, сами степняки называли державу "Черной Булгарией". Название Черного моря, возможно, связано с древними степняками. У Артамонова М. И.  читаем термин кубанские булгары и прикубанские гунны. Отсюда выводим Кубанскую Булгарию. В тюркских источниках встречаем любопытное название Урус Булгар. Артамонов М. И.  пишет, что болгары называли себя по рекам — кубанские и днепровские. Названия булгарских племен кутригуры, утигуры, оногурия были настолько страшны для римской цивилизации, что вошли в историю легендой об ужасном Огре-Шреке.
   Кубанская Булгария родилась как многоэтничная военная организация, состоящая из множества независимых куреней с выборными вождями. Основным требованием к полноправным членам Орды являлось собраться "конно и ружно" по первому зову вождя. У Артамонова  М. И. читаем: "в V—VI вв. в степях жили и смешивались племена различного происхождения, уцелевшее местное население не только усваивало формы, принесенные завоевателями, но и, в свою очередь, распространяло среди них те или другие черты, характерные для старой местной культуры. Этот процесс смешения неравномерно охватывал местное население, но он уже очень скоро привел к сложению гунно-болгарского этнического массива, в котором местные сарматские традиции в некоторых отношениях заняли господствующее положение, по-видимому, благодаря тому, что физически этот массив состоял из потомков главным образом местных европеоидных племен, а не пришлых монголоидов". От себя добавим, что пришлых монголоидов и не было, генотип памирских пуштунов не сильно отличается от кавкассионного типа.
   Византийский император Ираклий поддерживал близкие дружеские отношения с болгарским ханом Кубратом. А как же ему было не поддерживать. С севера наседали на империю авары, с востока персы и мусульмане. А тут несколько десятков тысяч свободных кубанских сабель, готовых на подвиги. Кубрат вырос вместе с Ираклием в Константинополе в императорском дворце и был крещён в 12 лет. После того, как Кубрат объединил болгарские племена и создал государство Великая Болгария, он подписал с Византией мирный договор и заключил с ней дружественный союз, по которому оба правителя должны были оказывать друг другу экономическую и военную помощь.
 Персидская империя Хосрова II Парвиза захватила византийские земли в Малой Азии, Египте и Сирии, персы вырезали население Иерусалима. А потом дошли до самого Босфора. Через пролив находилась столица Византии Константинополь. Гумилев Л. Н. назвал эту персидско-визайтийскую войну мировой войной седьмого века. Персы договорились с аварами об одновременном нападении на Византию. Мало того, что бедный Ираклий потерял половину восточных земель, персы стоят под столицей, а тут аварская Орда летом 626г. вторглась с севера, разграбила города и провинции, встала с осадой под Константинополь. Интересно, что аварская Орда наполовину состояла из славян, плюс болгары, германцы-гепиды, а сами авары, в основном, руководили. Склепав за день несколько десятков камнеметных машин-пороков, Орда начинает лупить по стенам и населению столицы глыбами камней, долбить ворота таранами, подкатывать к стенам осадные башни. Славяне пробуют на гребных лодках штурмовать с моря.
  Казна пустая, Ираклий собирает деньги у богачей, повышает налоги, начинает брать принудительные займы, вдвое сокращает жалованье чиновников и взимает с них штрафы за взяточничество, переплавляет на монету золотую и серебряную церковную утварь собора Святой Софии.  Месяц продолжалась осада, но боевой дух защитников не падал, патриарх Сергий с иконой Богородицы лично проходил по крепостным стенам, мотивирую бойцов.
  Союзники не могли взаимодействовать эффективно — ни у персов, ни тем более у авар не было флота, в отличие от византийцев. Персы оставались на восточном берегу Босфора, авары на западном, а между ними лежал пролив, по которому беспрепятственно проходили византийские корабли, обеспечивая столицу продовольствием и войсками.
   Аварский каган Баян предложил Ираклию мир в обмен на большую контрибуцию золотом, но с условием личной встречи. Ираклий верит на слово степняку Баяну и едет на переговоры. По пути засада авар перебивает охрану и придворную знать, надо думать, Баян надеялся захватить императора, потребовать от него выкуп или капитуляцию. Но Ираклий бежит, преследуемый степняками вплоть до стен столицы.
   Седьмого августа персидская армия предприняла попытку переправиться на плотах через Босфор, но была окружена и уничтожена византийскими кораблями. В ночь на 7 августа 626 года авары предприняли штурм, который был отбит с большими потерями для нападавших (большую часть которых составляли славянские воины, служившие аварам). В аварском лагере начались разногласия, обвинения сторон в неудачном штурме, славяне ушли. После чего каган снял осаду, получив от Ираклия 200 тысяч монет откупных, предал огню осадные орудия и покинул Византийскую империю. Мы знаем, что в любой кочевой Орде каган считался первым от Бога, великим и всемогущим только до первой крупной беды. Большие потери и отступление превратили славу и влияние хана Баяна в пепел, звезда аварского каганата тут, под стенами Константинополя закатилась и через пару лет он умер.  Подошли византийские подкрепления и очистили от персов восточную сторону Босфора. Военачальник персов умер от отчаяния и страха перед наказанием за поражение. Но шахиншах Персии Хосров все равно приказал привезти его труп, бальзамированный солью, и, мертвого, "подвергнуть великим ругательствам".
   В 627г. Ираклий набирает новую армию и после усиленных тренировок лично ведет ее в Персию. Одновременно с севера чубатые степняки Кубрата огненным вихрем пронеслись по Персии. Любопытный случай, во время осады персидского города осажденные вывешивали на крепостную стену "карикатуру" на Кубрата, тыкву, с прорезанными маленькими глазами, усами и чубом, осыпая ее ругательствами. Странно, но персам это не помогло выиграть войну. Персы пытались организовать засаду у развалин древней столицы Ассирии — Ниневии. Но разведка у степняков была организована великолепно, вокруг войска Кубрата на день пути во все стороны двигались конные разъезды, поддерживая связь со ставкой. Армия персов была разгромлена, император Ираклий лично, что большая редкость, воевал в первых рядах, его ранили копьем в лицо, под ним была убита лошадь, но и он зарубил несколько персов, включая военачальника. Союзники разграбили древнюю столицу Персии Двин. Не отсюда ли коньячная торговая марка.
   В одном из захваченных городов, во дворце правителя союзники обнаружили письмо шахиншаха с планами репрессий персидской элиты за военные неудачи, Ираклий и Кубрат письмо взяли и отправили тем, кого планировалось казнить. Началось восстание, переворот, шахиншах потерял все свое влияние, прятался от расправы в цветнике, его выловили и казнили.
   Добавим, что в 628г. византийско-болгарское войско погромило персов в Месопотамии и вернуло в Иерусалим захваченную персами святыню — Животворящий Крест. Еще нужно добавить, что Ираклий и Кубрат за всю жизнь ни разу не предали друг друга, укрепляя союзом мощь обоих государств. В 635 году, после разгрома персов, Кубрат женился на дочери Ираклия Евдокии. От императора Византии Ираклия Кубрат получил сан патриция.
   В 629 г. Тюркский каганат распался на две части: восточную и западную. Сразу же после этих событий Кубрат подчинил своей власти сувар (северо-восточный Кавказ) и провозгласил Булгарию единым государством.
   В начале 7 века в степи хозяйничал аварский каган Баян. Уникальный случай, имея небольшое собственное аварское войско, Баян сумел объединить болгар, славян, гуннов в орду и диктовать свою власть огромной Византии, между делом совершая набеги на пограничье. Но не все коту масленица,  империя воюет с персами, Баян решает использовать ситуацию и пограбить беззащитную Византию. Но в 626г. Византия наносит ему страшное поражение под Константинополем. Со славой Баяна покончено, аварский каганат зашатался, Кубрат решил объявить независимость кубанских степняков. Имея в друзьях Византию, обладая сильным войском, он поставил на свою Великую Булгарию (632-671гг.) и выиграл. В 648г Кубрат разбивает 20тыс. арабское войско Абд-ел-Рахмани ( летопись ат-Табри) на территории современного Дагестана. В перещепинском кладе, это захоронение Кубрата, была найдена церковная утварь и печати с крестом. Однако нет никаких свидетельств того, что христианство получило широкое распространение среди болгар. Его внук хан Тервел также, вероятно, был христианином.
  Тут можно добавить, что вины степняков в слабом распространении христианства нет. В первые века христианство металось, после каждого собора меняя идеологию, то борясь с иконами, то не признавая божественную природу Иисуса. Для степняка культ Тенгри был проще, понятнее. Плюс византийские императоры регулярно подставляли и стравливали между собой степняков, подкупали вождей и провоцировали междоусобицы, обязательства по выплатам за войско часто не выполняли в полном объеме. Понять отношения степи и Византии легко на примере Польши и казачества. Во время войны поляки осыпали казаков золотом и привилегиями, а после войны  относились как к холопам. Захваченных пленных болгар император показывал в Константинополе на ипподроме, а затем отсылал в византийское войско в Армению. Дружба Ираклия и Кубрата — редкое исключение из правила. Справедливости ради отметим, что Кубрат не первый крещеный булгар. В 528г. гуннский (читай болгарский) хан Грод крестился в Константинополе и вернулся на Боспор в качестве федерата и правителя. В 619 г. для укрепления союза с Византией Бу-Юрган с частью булгар принял православное христианство в греческом городе Херсонесе (Корсуни), который булгары называли Кряшен.
  Еще на первом вселенском соборе в Константинополе в 325 г. присутствовал епископ Боспора Кадм. В боспорском некрополе известен ряд христианских погребений, из которых древнейшее с надгробием Евтропия датируется 304 г.
  Христианами же были и готы-тетракситы — соседи и союзники гуннов. Известно о существовании готского епископа Унилы на рубеже IV—V вв. Судя по подписи епископа Иоанна под определениями Константинопольского собора 519 г., епископская кафедра существовала в Фанагории.
  В сирийской хронике Захария Ритора сохранился любопытный рассказ о том, как семь священнослужителей с армянином Кардостом во главе проникли через горы в страну гуннов, окрестили и обучили многих гуннов. Больше того, как утверждает этот автор, они "выпустили там писание на гуннском (читай болгарском) языке", т. е. создали гуннскую письменность и, по-видимому, сделали переводы на гуннский язык церковных книг. Кардост оставался у гуннов 14 лет и был сменен другим армянским епископом Макаром, который завел посевы и построил кирпичную церковь времен 530гг. В 548г. видим епархию и храмы у христиан абхазов в Никопсии.
  Что такое Тенгри. Небо и небесный бог были синонимами. Молились лицом к небу, непостижимому, но реально влияющему на судьбы людей. Существовал культ богини Умай, покровительницы земли, семьи и детей, искусств и воинов.  Тенгри — это мужское начало, вертикаль, устремленная вверх. Небо — отец. А Умай называли матерью.  А в нижнем мире правил Ерлик — бог смерти и преисподней, куда отправлялись души грешников. Описание Ерлика близко к описанию чертей и дьявола. Души благородных людей превращались в соколов и улетали в верхний мир. В культе имелся свой леший, близкий по описанию к снежному человеку. Перья филина считались оберегом. Для очищения, оздоровления били в бубен, звенели колокольчиками, проводили через огонь. При перекочевки весь караван проходил между двух костров. Почитая огонь, в него никогда не плюют, не мочатся, не бросают что попало. Нельзя переступать через огонь, и даже через старое кострище, как и наступать на него.
   Понять суть учения трудно, так как ваш разум ограничен богом Тенгри. Но смысл философии в том, что все во Вселенной состоит из различий, но все различия в сумме — равновелики и поэтому поддерживаются в равновесии.
   Жрецов булгары называли колобрами, в болгарском оригинале колобыр или колобарами. Предполагается, что колобр дословно означает на протобулгарском — маг, волшебник или священник. Привет нынешним бакалаврам.
  Пример Ираклия и Кубрата показывает, что крепкий союз двух систем взаимовыгоден и перспективен. Степняку нужны продукты земледельческого труда, а взамен империя получает надежную военную силу, не связанную интригами, родством и претензиями местной военной элиты. При раскопках в Киеве обнаружены медальоны федератов Византии, эхо Великой Булгарии.
   Кубрат и после смерти Ираклия оказывал помощь его детям и супруге Мартине. По известной легенде, Кубрат велел принести пучок веток и предложил своим сыновьям сломать его, но ни один из них не смог сделать. Тогда Кубрат разобрал пучок и предложил сломать его по одной веточке. У них это легко получилось. Так степняк хотел показать сыновьям, что если они будут держаться вместе, то их никто не победит. Государство Кубрата не знало ни одного военного поражения.   Кубрату с 40-тысячным бунчужным конным войском погромил персов, степняку все равно кого громить, была бы слава и добыча. А тут еще и премия золотом из Византии. Часть этой премии и добычи вы можете увидеть сегодня в Эрмитаже, но об этом позже.
  В армянских источниках 7 века есть запись о романтической кочевой легенде: когда Кубрат сидел рядом со своим сыном, Аспарухом, перед ним пронесся табун лошадей, заполнив степь топотом копыт. Кубрат сидел, смотрел, слушал, и сказал своему сыну: "Вот первая песнь, которую слышит человек". Слышит он ее, еще находясь в утробе матери. "Как же схож с биением сердца топот лошадиных копыт".
Мы знаем, что Кубрат был левшой, золотой меч из полтавского клада выкован как раз для левши.
Северные границы Кубанской Булгарии — город Киев, он же Самбатас и Кий. Там еще с 375г., после  разгрома готов, была стоянка болгар.
Брата Кубрата, стоявшего  с войском на Днепре, звали Шамбат, отсюда название. Из крупных городов добавим Балтавар (Полтаву), названая в честь хана Кубрата остров Хортица (таможня, т.е. ставка Кубрата – Курдизе – Хурдизе – Хордизе – Хортице-Хортица), развалины крепостей в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.   Шамбат в 623г. ходил с войском  на авар: он присоединил к своим владениям обширные территории, принадлежавшие аварам, и объявил о создании собственного государства под названием Дулоба (область рода Дуло), которое славяне называли Дулеба. Кубрат потребовал от брата вернуться в лоно Великой Болгарии, но Шамбат отверг это требование, за что получил прозвище Кый, т.е. «отделившийся». Дулоба как отдельное государство просуществовало с 623 по 658 года.
   Отличительной чертой внешности болгар были чубы. Иногда чубы свисали как у запорожцев, иногда заплетались в косички. В книге Олжаса Сулейменова "Язык письма" чубы являются символом благородства степняка, рыцарским знаком, вместе с булавой и красным цветом. Чубы были у киданей, у кипчаков, у маньчжуров. После завоевания Китая маньчжурами в 1644 году правительство маньчжурской династии Цин обязало все мужское население страны заплетать маньчжурские косы в знак покорности завоевателям. Маньчжурские косы были отменены только после свержения маньчжурского режима китайцами в ходе Синьхайской революции 1912 года. Видите, бедных китайцев 260 лет заставляли носить чубы, но зачем это земледельцу нужно. В Хазарии встречались даже шлемы и железные маски с выпуклостью под чуб, явно болгарского происхождения. Плетнева С.А. и Артамонов  М.И. подтверждают существование чубов в Хазарии.
   Знаковым обычаем было ежегодное собрание всех боеспособных мужчин в дни весеннего равноденствия (читай после Пасхи). Проводились состязания по фехтованию, борьба, конные игры, рубка лозы, даже песенные и стихотворные конкурсы. Главное тут, что войско обновлялось, за год ситуация менялась, кто-то повзрослел, возмужал. А кто-то заболел или умер. Кто-то набрал славы и подвигов. Все учитывалось, не было свадебных генералов и полковников без полков, не было бумажных сотен и декоративных наград. Максимальная боеспособность и учет возможностей каждого воина — залог великих побед степняков. Проверялись навыки, оружие, кони. Лучших воинов замечали и повышали.
  Деньги и имущество не играли большой роли для степняка, золотые и серебряные монеты, добытые в бою, переплавлялись на украшения оружия, ремня, конской сбруи. Из монет делали монисты, серьги и браслеты женщинам. Только слава и личный опыт определяли положение воина в Орде.
  Сельскохозяйственная работа на земле не очень ценилась и считалась уделом людей низшего сорта. Основным занятием в свободное от войны время было скотоводство, разводили овец, быков, коз. Любили охоту, в кубанской степи водились стада оленей, косуль. Добывали кабана, зайца, рыбу, птицу. Домашнее хозяйство лежало на женщине.
   У кубанских булгар было несколько видов жилищ, полуземлянки и юрты. Юрту собирали из деревянного каркаса и накрывали войлоком, который сами же и изготавливали из шерсти овец. Юрту можно было перевозить с места на место, в разобранном виде, на лошадях или арбах. Полуземлянки-хаты изготавливали из прутьев, обмазанных глиной. Хата немного углублялась в землю, таким образом использовали земное тепло холодной зимой. Крыли камышом и соломой. Слово "хата" древнеиранское, досталось нам в наследство от булгарских степняков.
   При обработке земли использовали плуг, сеяли просо, немного пшеницу и ячмень. Мололи на ручных мельницах. Выращивали дыни, виноград, арбузы, разводили сады. Знали виноделие. Рыли ирригационные каналы. Возможно, что река Протока — канал, вырытый степняками для сброса лишней воды в половодье. Кузнечное дело на северном Кавказе имеет древние корни, скажем, что технологии обработки железа здесь появились раньше, чем в римской империи. Наши степняки воевали с железными саблями, наконечниками стрел и пик, кольчугами и стременами. Знали гончарный круг и токарные инструменты, были хорошими резчиками по кости, изготовляли ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева
   Тамга древних кубанцев — это эмблема рода Дуло. Тамгой скрепляли договора, таможенные и охранные грамоты, клеймили скот.
  Тотем волка использовался во время войн и защиты от врагов своей родной земли. Волки на знамени Шкуро А.Г. не просто так появились, у них общая северокавказская легендарная история. Во всё остальное время над стягами устанавливался тотем мира и созидания — небесный олень. Ритуальный шест с цветной материей (кар.-балк. кьурукь) превращается в хоругвь, то есть знамя-оберег, символ силы войска. В 7 веке не было радиостанций и телефонов, в маневренном степном бою управление поддерживалось через высокие бунчуки, хоругви. Воины знали, что вождь жив, где он находится, а вождь контролировал по хоругвям, бунчукам распределение войска в битве.
   Другим известным булгарским символом была солярная символика, которую булгары называли „субаш". Солярный знак — субаш сначала был символом плодотворной силы и охранительным знаком алпа-духа, позже — символом земного семейного и вообще человеческого счастья. Он обязательно вышивался булгарками на длинных свадебных полотенцах.
    Ткали из лена, конопли, шерсти. Носили рубахи, бешметы, башлыки, шаровары, кожаные сапожки, чувяки, чуни, меховые безрукавки.
   Цвет одежды зависел от положения. Вожди носили одежду белого цвета. Воинам полагался красный цвет. Даже чувяки (черк. цуакъэ), степные мокасины, были красного цвета. Сегодняшние красные бешмет и шлык папах — эхо степной орды. На одежду нашивались красные узоры. Зимой и летом носили меховые шапки и войлочные колпаки. Женский костюм состоял из рубахи, шаровар, чекменя, но вместо камзола они часто надевали безрукавку. В 7 веке уже был калым. В полуземлянках  располагались очаги, во дворе стоял тандыр. Остатки тандыров обнаружены при раскопках на Тамани. В летнее время года в пищу употреблялись в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладали мучные и мясные блюда. Баранина считалась целебным мясом. В степи экономили дрова и кизяк, поэтому мясо не сильно проваривалось. Кроме того, в недоваренном мясе оставалось больше витаминов.   В фильме "хан Аспарух" видим, как гости на пиру руками едят отварную баранину, макая ее в соленую воду. На Кавказе вместо соленой воды подают бульон с чесноком. Ели из деревянной и глиняной посуды. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным.
  Выращивали просо. Почему же просо? Много достоинств у злака. Большие урожаи, засухостойкость, растет на сухих и засоленных грунтах. Урожайность 14-17 центнеров с гектара. Просо в Закавказье выращивают уже 7 тыс. лет. Мелкое зерно — не нужно перемалывать и оно быстро отваривается, то есть экономия времени и дров, а в степи дрова ценили. Зелень и солома просо идет на корм скоту. Пшено и мясо ели руками. Сахара совсем не было. Из сладкого доступные были: мед, ягоды, изюм, сухофрукты, пастила, бекмес и нардек. Воду пили из речек, ручьев, озер или колодцев. Собирали дикий лук, ревень, щавель, тмин, чабрец, донник, мяту. Терн добавляли в мясные блюда, варили с терна компот. У степи растет множество разных трав, богатых витаминами и микроэлементами. Кочевник знал, какие травы сорвать для какого блюда. Рыбу, которая водилась во множестве в кубанских речках, жарили на углях. Вялили и сушили. Икру добавляли в пшенную кашу.
  Вся кухня была приспособлена для походной кочевой жизни. Ценились продукты долгого хранения. Мясо сушили, вялили. Заготовляли сушеные сухофрукты и сушеные ягоды, сушеные злаки, мед, подсоленное сливочное масло. Сыр-курт заготовляли в твердом виде с солью. Конину, баранину и сухой сыр вы можете попробовать на Кубани в магазинах "Островок Казахстана". Соусы и подливы для мяса делали на основе молочных продуктов. Любили галушки, крошили тесто во множество разных по составу блюд.
   Ели сидя на полу, строго по старшинству, вместо ложек и тарелок использовали кусок лаваша. Перед едой обязательно мыли руки.
 Не забывайте, что кукуруза, помидоры, картофель, тыква появились только после открытия Америки, в древней кубанской степи их не знали.
В некоторых могилах встречаются остатки седел. Передняя лука этого седла вырезана из целого куска дерева и имеет дугообразную форму, задняя — круглая. Специальными отверстиями в середине и концах эти луки ремнями скреплялись с седлом. В таком седле удобно поворачиваться, стрелять из лука назад, рубить саблей в стороны.
  Хоронили на спине, в вытянутом положении, головой на север или запад. Клали в яму глиняный горшок с мясом, оружие, голову и ноги коня.
   Существовал, мягко говоря, необычный обычай деформации черепа. С детства человеку перевязывали и пережимали голову так, чтобы череп максимально удлинялся. Считалось, человек с удлиненным черепом обладает магическими свойствами. Удлиняли черепа ирано-язычные племена по всей Азии с глубокой древности. Самый знаменитый персонаж в истории с деформацией — Нефертити.
  Тюркский язык, бывший официальным языком тюркского каганата, с распадом государства выходит из употребления. Его остатки слышны в местных языках и диалектах Кавказа. Исчез тюркский каганат и слово гунны заменяется в летописях на авар, булгар, хазар, алан.  Язык хазар, по свидетельству арабских авторов, был похож на язык гунно-болгар. Последний почти не сохранился, но по Именнику болгарских ханов и нескольким найденным в Дунайской Болгарии и на Волге надписям установлено, что он был близок к современному чувашскому и произошел от пратюркского, на который оказали немалое влияние угры, некоторое время жившие под владычеством гуннов.
  Своя письменность — важный признак цивилизации и государственности. В державе письменность играет важную роль, позволяет находить общий язык разным народам, людям на далеких расстояниях, собирать и учитывать материальные ресурсы. Вот и у Кубанской Булгарии была своя руническая письменность. Тысячу триста пятьдесят лет назад кубанцы пользовались руническим алфавитом, писали на разных материалах. Могли писать кинжалом на камне, но и округленное письмо на мягких материалах тоже существовало. В Тюркском каганате использовали свои тюркские руны. На Дону во времена Хазарии были свои донские руны. Общих кубанских и тюркских рун, по Кызласову И.Л., всего десять. А кубанские с донскими совпадают на 80 процентов, но не являются производными друг из друга. Всего на сегодняшний день найдено 13 кубанских надписей и отобраны 32 алфавитных знака. Есть надписи перемешанные, доно-кубанские, видимо, позднего, хазарского периода. Многие знаки удивительно похожи на кириллические буквы. Напомним читателю, что тюркские руны читаются справа налево, а кубанские слева направо.  Грубо говоря, тюркские руны читаются учеными, а кубанским рунам опыт чтения тюркских не помогает в расшифровке, вот и доказательство наличия своего, северокавказского варианта рун.
   Попытки прочтения кубанского письма,  как местного, ирано-язычного,  предпринимались Турчаниновым Г. Ф.. На основе данных  Дыбо А. В., показано, что начало распада пратюркского языка связано с отделением чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы. На обоих генеалогических древах соответствующий первый узел датируется рубежом нашей эры. То есть на рубеже нашей эры булгарский язык начал свою, самостоятельную от тюркского языка, жизнь. По дороге на Кубань обогатился финно-угорским и сарматским языковым влиянием. В походах авар и булгар 6-7 веков участвовала масса славян, которые тоже общались внутри войска между собой, взаимообогащались, смешивались. Бируни сообщает, что языком в Хазарии был смешанный хорезмийско-печенежский. Печенежский язык — это тюркский. Язык хорезмийцев — восточно-иранский.
  По версии историка Петра Добрева болгарские руны написаны на болгарском языке (индоевропейского происхождения) и происходят от памиро-иссыкского письма, также не дешифрованного. При дешифровке болгарских рун Добрев П. использовал метод Турчанинова Г. Ф. . В результате язык протобулгар был определён как восточно-иранский и близкий к памирским языкам. В качестве дополнительного доказательства своей теории Добрев П.  приводит надписи на протоболгарском языке греческим письмом, определяя язык надписей как индоевропейский, находящий аналогии в иранских языках.
  От себя добавим, что нужно учитывать кочевой характер культуры. Очевидно, есть разница даже в соседних хазарском и кубанском письмах, а древнеболгарское впитало "по дороге" культуры местных племен и влияние Византии. Каждое новое государственное образование, читай Орда, это новая система письма, понятная местным народам, но использующая частично старые руны для передачи букв. Сколько государств с рунами, столько же и систем письма. Ведь не нужен был кавказским аланам, сарматам, зихам тюркский язык в быту. Буквы в каганате были общие, а смысл текста понятный местным племенам.  А еще нужно учитывать кратковременность кочевых империй, общая грамматика и словарь за несколько десятилетий еще не сформировались, общих центров обучения письму не было. Фактически, руны П. — это не язык, а балачка. Способ передачи смысла без строгих правил грамматики. Расшифровщикам рун необходимо об этом помнить.
  Версия о том, что Кирилл и Мефодий использовали кубанско-донские руны для написания славянской азбуки-глаголицы похожа на правду. Тот же Петр Добрев приводит список букв, одинаковых для рун и глаголицы. Буквы, имевшие аналогии в греческом  алфавите, заменили, а уникальные буквы оставили рунами. И не забывайте текст Артамонова  М. И. о епископе Кардосте, написавшем азбуку и церковные книги для гуннов в 530-х годах.
   Анализ останков населения салтово-маяцкой археологической культуры выявил у неё гаплогруппы G2, R1b, R1a (Википедия). Откройте Википедию, все эти гаплогруппы не имеют тюркских корней.
Гаплогруппа G2 — Обладает низкой частотой практически во всех популяциях, за исключением района Кавказских гор.
60 % из выборки 5 пуштунов в Вардак регионе Афганистана
В настоящее время гаплогруппа G2 с наибольшей частотой встречается среди сванов — 90 %, осетин — 70 %, адыгов — 54 %, абхазов — 48 %[1], в Дигорском и Алагирском районах Северной Осетии — до 75 %. В Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии — около 40 %. У грузин — около 30 %.[1] Гаплогруппа G2 обнаружена у 19 % терских казаков.
Самая значительная волна — около 3-5 тыс. лет назад из Черноморских степей. Больше всего данная гаплогруппа распространена среди отдельных высших каст севера Индостана, киргизов, сорбов-лужичан, восточных европейцев, алтайцев, хотонов, западных и восточных славян, у некоторых иранских народов (пуштуны, белуджи и др.).
Наибольшее распространение гаплогруппа R1a имеет  у брахманов индийских штатов Западная Бенгалия и Уттар-Прадеш данная гаплогруппа встречается с частотой 72 % и 67 % соответственно[26], среди лужичан (63 %), у белорусов (50.98 %), у поляков (ок. 56 %), у украинцев (44 %), у русских (около 34 — 55 %), у кубанских ногайцев до 50 %, у киргизов до 65 %, у алтайцев (от 38 % у северных, до 53 % у южных), у латышей (39 %), у литовцев (34 %), у казанских татар и татар-мишарей (до 34-44 %), у крымских татар (32 %), у башкир (26 %).
   Само слово "тюрок" во времена Тюркского каганата означало гражданина данного государства, не более, сравните еврейское Тора - закон. А каганат был разноплеменный, называть финно-угорские и иранские составляющие тюрками только исходя из названия империи нелогично.
   Примерно в 665г. вождь Кубанской Булгарии умер. Его могила, возможно, находится около села Малая Перещепина Полтавской области Украины, где было найдено богатое захоронение кочевого вождя, содержащее большое количество золотых и серебряных предметов и печать с монограммой, в которой, возможно, прочтение имени Кубрата. Что нам нужно знать о захоронении вождя.
   В 1912г. пастухами около Полтавы был найден клад. Всего разных предметов на 25 килограмм золота и 50 килограмм серебра. Питерские археологи собрали у населения максимум найденных вещей, заплатив им 61 тысячу дореволюционных рублей. Сегодня клад выставляется в Эрмитаже. Среди ценностей золотой перстень с надписью Кубрат, золотые: рукоять меча, ножей, насечки ремня, сбруя коня, церковная и кухонная утварь. Клад определяется как захоронение хана Кубрата. Под Полтавой была летняя ставка Кубанской Булгарии. Понятно, что клад составлял только часть казны КБ. Монеты и украшения дают информацию о походах и торговых связях булгар, выпущена иллюстрированная книга о кладе.
  Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве булгарские племена и противостоять опасности. С 665г. его место наследует старший сын Батбаян (умер в 690г.). Начинается междоусобица Батбаяна с Аспарухом. Батбаян с помощью хазар разбивает младшего брата, но с 672 г. попадает в зависимость от хазар. Таким образом, он был независимым правителем всего 3 года — с 668 по 671 годы. Аспарух с 100-тыс. Ордой, преследуемый хазарами, откочевывает на Дунай, где основал Дунайскую Булгарию, смешавшись со славянами, разбил римские войска императора Константина ІV при Онгале. Батбаян остается номинальным хозяином Черной Булгарии, но в составе Хазарии. Ведет с Аспарухом войну за Днепр, в одной из стычек Аспарух погиб, его могила найдена в Запорожье. С 10-тыс. войском хан Альцек мигрировал в Аварский каганат. В 631 году он попытался овладеть каганским троном, но проиграл, болгары были разбиты и кочевали по землям франков, в Австрии. Затем Альцек со своей частью булгарского народа ушел к лангобардам в северную Италию. Кубер с войском перекочевал на Балканы (Македония).
   Орда Котрага перешла на верховья Волги и основала Волжскую Булгарию, смешалась там с местными племенами. Когда в двадцатых годах 9 века Хазарская верхушка приняла иудаизм, началась гражданская война, черные булгары во главе с Урус Агар Айдаром (815-855) вместе с венграми, дунайскими булгарами и печенегами воевали с Хазарией. Венгры кочевали тогда между Доном и Днепром. Лебедий — область расселения венгров на Днепре 820-889гг. В 830г. Хазария разбивает черных булгар, подчиняет их своей власти. Хазария разбивает аланское восстание.
  Главное тут, что булгары и аланы составляли основу Хазарии, а на позднем этапе славяне, булгары и аланы Хазарии составляли единое целое — южнорусского степняка. У Плетневой  С. А. читаем про смешанные захоронения. Знатные и простые могилы находят у всех трех групп. Семейные могилы бывают смешанные: алан мужчина, а болгарка женщина, и наоборот.
  У Карамзина читаем, что черные булгары и аланы входили в войско Святослава. Черные булгары упоминаются в договоре киевского князя Игоря Рюриковича с Византией, как народ, нападающий на греческий Херсон. Из летописей знаем, что черные шапки составляли конную силу Киевской Руси. В договорах так и писали: «вся земля Руськая и чорные клобуки».
   Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооружённых конфликтах, особенно в русских междоусобицах. Военные силы киевских князей, согласно Ипатьевской летописи, состояли из 3 частей: киевлян, чёрных клобуков и княжеской дружины. В политическом плане в Киевском княжестве в это время существовало два главных фактора: киевское боярство и чёрные клобуки. Чёрные клобуки и бояре совместно принимали решение о приглашении в Киев того или иного князя. Мстислав Тмутараканский после побед переселяет часть черных булгар на территорию Южной Руси. Персидский историк Рашид-ад-дин, описывая завоевание Руси монголами в 1240 году, пишет: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа чёрных шапок. В Московском летописном своде XV века под 1152 годом поясняется: «Все Чёрные Клобуки еже зовутся Черкасы». Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи.
   Время существования КБ всего несколько десятилетий, но по своим размерам и влиянию на соседей, она требует внимания и изучения как отдельного государства. Империя Наполеона просуществовала намного меньше, но мы ее изучаем. А Кубрат сыграл решающую роль в судьбе аварского каганата и в спасении Византии от персидского ига.
    Казацкие песни и поговорки про черные брови и усы, тяга князя Игоря к куреням Тмутаракани, походы Святослава вместе с черными болгарами и аланами на врага — эхо былого величия Кубанской Булгарии. Древние кубанские булгары участвовали в этногенезе таких современных народов, как болгары, македонцы, татары, чуваши, башкиры, балкарцы и карачаевцы. Передали своё имя государству Болгария. Черные булгары передали вольный дух и законы степи сечевикам. Славная история Кубрата заслуживает изучения в школьном краеведении и памятника на Кубани.

Список литературы:
Артамонов  М.И. История хазар
Болгары, докум. фильм, реж. и сценарист П. Петков, опер. Кр. Михайлов. Производство bTV. 2006 год, Болгария
Воскресенская летопись
Георгий Писида Об Аварской войне
Дыбо, A. B. Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков
Заповіт Кубрата“ „Завет Кубрата“, документалният филм, Украйна
Захарий Ритор  «Церковная история»
Именник болгарских ханов
Кызласов И.Л. Средневековая Евразия в свете новых открытий
Кызласов И.Л. Рунические письменности евразийских степей
Луценко В. Тюркский фактор в истории и этногенезе украинцев и их предков
Мизиев И. М., История Карачаево-балкарского народа
Мингазов Ш. Р. Наследники Великой Болгарии в Западной Европе
Мингазов Ш. Р. Кубрат — правитель Великой Болгарии и Кетрадес — персонаж Иоанна Никиусского
Московский летописный свод конца XV века
Мухаммад ат-Табари. Истории пророков и царей
Олег Ивик, Владимир Ключников  Хазары
Плетнева С.А. Древности чёрных клобуков
Плетнева С.А. Кочевники Средневековья
Плетнева С.А. На славяно-хазарском пограничьи
Рашид ад-Дин  Сборник летописей
Сокровища хана Кубрата. Перещепинский клад. СПб: «Славия»
Сулейменов Олжас  Аз и Я
Сулейменов Олжас Язык письма
Турчанинов Г.Ф. О языке надписей на камнях Маяцкого городища и флягах Новочеркасского музея
Турчанинов Г.Ф. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы
Феодор Синкелл  О безумном нападении безбожных аваров и персов на богохранимый Град и об их позорном отступлении благодаря человеколюбию Бога и Богородицы
 Феофан Исповедник. Летопись
Фролов Б.Е. Холодное оружие кубанских казаков
Флерова В.Е. Графитти Хазарии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хан_Аспарух_(фильм)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Именник_болгарских_ханов
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бактрийский_язык
 https://ru.wikipedia.org/wiki/Болгарские_руны Петр Добрев
https://bg.wikipedia.org/wiki/Стара_Велика_България
http://www.protobulgarians.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий