4-я часть
Киселева В.А. «Истории, услышанные на завалинке»
(краткий словарь кубанского диалекта)
стр. 101-102
Догадались, почему этот стол низкий и круглый? Конечно, сегодня, на этот вопрос ответить трудно. Но это только на первый взгляд. На самом деле ответ прост. Мы знаем, что обедать садились 10-12 человек за стол. Если их посадить за обеденным прямоугольным, то не все смогут дотянуться до чугунка или сковородки, из которой все едят. Только за праздничным столом обычной формы сидят гости и хозяева, едят из тарелок и «мысок».
Детей за стол не сажают там, где «гуляют» взрослые. Чтобы «уши не распускали», как говорили старики, чтобы не слышали того, что для детских ушей не предназначено. А ежедневные обеды проходят «по-простому»: на сырно ставится чугунок с борщом или кашей, все садятся вокруг на низеньких скамеечках. Теперь с любого места можно дотянуться до чугунка. Это сегодня у каждого своя тарелка, вилка и ложка. А в старину вилками простые казаки в семье не пользовались. Старики в глухих хуторах до сих пор едят только ложкой.
Без молитвы, в которой просят у Господа благословения, никто не начнет есть. Первым начинает дедушка или отец, в их отсутствие бабушка и мама. Дети тоже, соблюдая очередь, первенство уступают старшим. Они ведь и работы в доме делают больше! Но и здесь свои правила. Никто не должен брать лучший кусок — это для родителей. Они сами поделят его между детьми. Нарушителя правил «общепита» или неаккуратного, роняющего хлеб или еду, ждет немедленное наказание — удар ложкой по лбу.
В «малой» хате всегда под рукой была прялка (пряха) — устройство для изготовления ниток. С помощью педали приводилось в движение колесо, соединенное с вращающейся частью прялки, на которую наматывалась нить. Для этих же целей служило веретено.
Чесало. Название говорит само за себя. Это гребень, который делался по желанию хозяйки и для разных материалов разного размера. С его помощью «расчесывали» шерсть, предварительно выстиранную и просушенную, выбирая в процессе расчесывания «репяхи», которые овцы и козы «нацепляли» на себя на пастбище еще до стрижки.
Кросна — ткацкий станок. Женщины дома ткали разнообразные ткани. Те, у кого есть возможность часто видеть (дома у прабабушек) старинные полотенца — рушники, заметят, что у домотканых холстин край неровный. Это значит, ткали его вручную, на кроснах. У современных тканых изделий все края ровненькие — их делали на современных ткацких станках.
А вот в углу стоит приготовленный хозяином к ремонту цэп. Посмотри, какое удивительное приспособление! Собранный и сжатый серпами урожай пшеницы, ржи, ячменя, овса и др. хозяин привозил домой.
Серп — металлический «полумесяц» с ручкой, а на нем зазубренки, серп очень острый. Им женщины жнут колосья. Вяжут сжатое в снопы. Сноп — охапка сжатых колосьев, которую связывали пояском.
Поясок — жгут, скрученный из нескольких колосков. Снопы на возах (телегах) свозят домой. Там их раскладывают рядами. Потом цэпом начинают молотить, то есть выбивать зерно. Более самостоятельные хозяева имели каменные молотилки, катки.
Лошадь тянула ребристый каменный каток, и обмолачивались колосья (то есть отделялось зерно).
Цэп, как и каменный каток, служили очень долго в хозяйстве. Ими пользовались почти до конца 40-х годов XX века.
Соединительное устройство цепа между ручкой (держаком) и деревянным молотилом называлось каблучкой. Изготавливалось оно из сыромятной кожи волов или лошадей. Ведь служить оно должно было много лет.
(продолжение следует)
Киселева В.А. «Истории, услышанные на завалинке»
(краткий словарь кубанского диалекта)
стр. 101-102
Догадались, почему этот стол низкий и круглый? Конечно, сегодня, на этот вопрос ответить трудно. Но это только на первый взгляд. На самом деле ответ прост. Мы знаем, что обедать садились 10-12 человек за стол. Если их посадить за обеденным прямоугольным, то не все смогут дотянуться до чугунка или сковородки, из которой все едят. Только за праздничным столом обычной формы сидят гости и хозяева, едят из тарелок и «мысок».
Детей за стол не сажают там, где «гуляют» взрослые. Чтобы «уши не распускали», как говорили старики, чтобы не слышали того, что для детских ушей не предназначено. А ежедневные обеды проходят «по-простому»: на сырно ставится чугунок с борщом или кашей, все садятся вокруг на низеньких скамеечках. Теперь с любого места можно дотянуться до чугунка. Это сегодня у каждого своя тарелка, вилка и ложка. А в старину вилками простые казаки в семье не пользовались. Старики в глухих хуторах до сих пор едят только ложкой.
Без молитвы, в которой просят у Господа благословения, никто не начнет есть. Первым начинает дедушка или отец, в их отсутствие бабушка и мама. Дети тоже, соблюдая очередь, первенство уступают старшим. Они ведь и работы в доме делают больше! Но и здесь свои правила. Никто не должен брать лучший кусок — это для родителей. Они сами поделят его между детьми. Нарушителя правил «общепита» или неаккуратного, роняющего хлеб или еду, ждет немедленное наказание — удар ложкой по лбу.
В «малой» хате всегда под рукой была прялка (пряха) — устройство для изготовления ниток. С помощью педали приводилось в движение колесо, соединенное с вращающейся частью прялки, на которую наматывалась нить. Для этих же целей служило веретено.
Чесало. Название говорит само за себя. Это гребень, который делался по желанию хозяйки и для разных материалов разного размера. С его помощью «расчесывали» шерсть, предварительно выстиранную и просушенную, выбирая в процессе расчесывания «репяхи», которые овцы и козы «нацепляли» на себя на пастбище еще до стрижки.
Кросна — ткацкий станок. Женщины дома ткали разнообразные ткани. Те, у кого есть возможность часто видеть (дома у прабабушек) старинные полотенца — рушники, заметят, что у домотканых холстин край неровный. Это значит, ткали его вручную, на кроснах. У современных тканых изделий все края ровненькие — их делали на современных ткацких станках.
А вот в углу стоит приготовленный хозяином к ремонту цэп. Посмотри, какое удивительное приспособление! Собранный и сжатый серпами урожай пшеницы, ржи, ячменя, овса и др. хозяин привозил домой.
Серп — металлический «полумесяц» с ручкой, а на нем зазубренки, серп очень острый. Им женщины жнут колосья. Вяжут сжатое в снопы. Сноп — охапка сжатых колосьев, которую связывали пояском.
Поясок — жгут, скрученный из нескольких колосков. Снопы на возах (телегах) свозят домой. Там их раскладывают рядами. Потом цэпом начинают молотить, то есть выбивать зерно. Более самостоятельные хозяева имели каменные молотилки, катки.
Лошадь тянула ребристый каменный каток, и обмолачивались колосья (то есть отделялось зерно).
Цэп, как и каменный каток, служили очень долго в хозяйстве. Ими пользовались почти до конца 40-х годов XX века.
Соединительное устройство цепа между ручкой (держаком) и деревянным молотилом называлось каблучкой. Изготавливалось оно из сыромятной кожи волов или лошадей. Ведь служить оно должно было много лет.
(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий