пятница, 11 августа 2017 г.

Русская старина
Том 23, 1878г.
Мигрин И.И.
Похождения или история жизни Ивана Мигрина
Черноморского казака
1770-1850гг.
(11-я часть)
Возвратившиеся из Астрахани полки, не имея одежды и обуви, не имели и хлеба для продовольствия. Они просили атамана оставить их в Екатеринодаре на некоторое время, чтобы оправиться от трудного похода, одеть их и пока продовольствовать их на войсковой счет.
Атаман Котляревский дозволил им остаться в Екатеринодаре одну неделю — в это время продовольствовали их от Войска; и по окончании недели, велено было им отправляться на заработки - куда кто хочет.
Казаки просили продолжать продовольствие им хотя бы в течение одного месяца. Атаман, человек твердого и жесткого характера — отказал.
Люди действительно были в самом крайнем положении: они остались вовсе без хлеба и без всяких средств к продолжению существования своего. Оказался между ними ропот, наконец, самый бунт и неповиновение властям. Для усмирения их атаман послал команду; некоторых казаков схватили и посадили в яму. Товарищи освободили их и продолжали буйство. Другая посланная команда не могла ничего уже сделать с ними.
На кавказской линии был инспектор, генерал, командующий там отрядом. Атаман известил его о происшедшем в Екатеринодаре. Он прибыл туда с одним армейским полком. В это время была в Екатеринодаре ярмарка, и к недовольным казакам пристало еще несколько тысяч. Посылали несколько команд казаков для усмирения их, но и те к ним приставали. Таким образом, ни армейский полк, ни черноморские команды ничего не могли сделать с возмутившимися. Впрочем, драки и кровопролития не было.
Атаман Котляревский не упал духом, хотя сам погибнет, но поставит на своем и что воля его должна быть исполнена. Таков и должен быть начальник в трудных обстоятельствах!
Атаман и инспектор уговаривали непокорных и спрашивали: «Чего они хотят?»
Они отвечали: «Чтобы отправили их к государю и ему принесут они жалобы свои». Начальники сказали, что нельзя же всех отправить к государю: пусть они изберут от себя депутатов и пошлют в Петербург. Казаки согласились на эту меру и успокоились.
Они сделали между собой совещание: кого бы из офицеров отправить с избранными из среды их депутатами? И решили единогласно: избрать Мигрина, как человека, пользующегося общею доброю славою, в полной уверенности, что я буду защищать их интересы и, по мнению их, правое их дело.
Понимая всю важность и ответственность такого поручения, я спрашивал атамана, как поступить мне в этом случае: исполнить ли желание казаков, или отказаться от него? Атаман советовал мне не отказываться от этого поручения; что он снабдит меня письмами к начальству в Петербург, и я могу оказать услугу правительству, способствуя к наказанию виновных - как того заслуживают они, и успокоению остальных. Я согласился и объявил о том казакам. Они, для охранения моего, поставили около квартиры моей караул.
(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий