5-я часть
Киселева В.А. «Истории, услышанные на завалинке»
(краткий словарь кубанского диалекта)
Краснодар, 2010
стр. 102-103
Но вернемся в старую казачью хату. Мы еще не все там осмотрели. В каждом доме была божныця — святой угол, где висели иконы, лампада, под ними обязательно стоял угольник — маленький круглый или треугольный столик на одной ножке, на нем хранили святые книги, свечи, поминальник — маленькую книжечку, в которую вписывались имена родных и близких, чтобы упоминать их в молитвах «за здравие» и «за упокой».
Иконы покрывались особыми вышитыми полотенцами — рушныкамы, божныкамы. Назначений у красивых, искусно вышитых полотенец было много. Для чего предназначено полотенце, можно было определить по вышитому рисунку. Рушныкамы (полотенцами) перевязывали во время сватовства сватов, на свадьбе подносили молодым каравай, связывали молодым руки, когда свекровь вела их в дом после венчания, повязывали уходящим на воинскую службу, накрывали хлеб на столе и т.д.
Но рушник, которым покрывали иконы, имел и свое название. Его называли божник, набожник.
Солнце, уставшее светить и припекать все, что на божьем свете живет, клонилось к закату. Взрослые возвращались домой с полевых работ. Они несли с собой орудия труда, которые им были так необходимы в летнюю страду.
Мужчины вели под уздцы (за уздечку) лошадей, запряженных в возы, на которых везли скошенное сено. Воз был невероятной высоты. В сено воткнуты баштармаки или, как их еще называли, кырпыли. Это деревянные вилы с большими, загнутыми на концах зубьями. Во время сенокоса такие баштармаки незаменимы, потому что поверни их зубьями вниз — это грабли, ими сено сгребать удобно в кучи, а потом переверни зубьями кверху — вилы. Берут ими душистые охапки сухой травы и грузят на телегу. Вот такие «перевертыши».
На душистой траве и бадылке (огудине), то есть высохшей ботве, стеблях кабачков и огурцов красуются кавуны. Кавунами наши бабушки называли арбузы. А вот гарбузом называли тыквы. Вот вы, городские, теперь не знаете, что раньше сватать ходили вечером, когда стемнеет, чтобы не видно было, как в случае неудачи гарбуз будут нести. Это девушка, которая сватам отказывает, подает им гарбуз — тыкву.
— Бабушка, а откуда это все вечером на телегах едут и пешком идут?
— С работы.
— А где работают?
— А кто где. Кто на баштане, месте, где арбузы и дыни растут, кто на покосе. Коровам, козам и другой домашней живности сено на зиму заготавливают.
— А как одевались на работу?
— Очень просто одевались, без причуд. Мужчины в рубахи да штаны простые, на голову брыль — соломенную широкополую шляпу одевали. А женщины в кохты, блузы из простой хлопчатобумажной или льняной ткани, да пидтыку. Понимаете, почему юбку так звали — пидтыка? Юбки женщины носили длинные, и если ее не подоткнуть (пидоткнуть) за поясок, то она будет мешать в работе. Стирали чаще всего на речке, так что не очень удобно стоять на коленях на мостке или по колено в воде. А полы мыли или сапали (пололи) огород в наклон, можно в собственных юбках и запутаться.
— А их что, несколько?
— Две. Одна верхняя, а другая нижняя — спидныця. Потому так называется, что ее «под ныз юбки», то есть под юбку надевали.
— А дети что делали?
— Как что? Помогали. Старшие сложную, более тяжелую работу, младшие рядом с мамкой были или выполняли более легкую работу.
— А что там ели?
— Где?
— На работе.
— Не было разносолов. Хорошо, если вареной картошки или яйцо для детей мать припасет, а то пэрэпичкамы перебьются. Пэрэпички — это такие лепешки, изготовленные на скорую руку. Их еще пляцыками называли.
Малыши около матери все время, а когда мешают, мать их цветы посылает собирать.
Благо, что и волошки — васильки и кульбаба — одуванчики растут ковром — вот и занятие детям венки плести.
Те, кто уже понимает, что матери надо помочь, тут же у речки «кулыкив заготовять». Это небольшие вязанки камыша для растопки печей.
Киселева В.А. «Истории, услышанные на завалинке»
(краткий словарь кубанского диалекта)
Краснодар, 2010
стр. 102-103
Но вернемся в старую казачью хату. Мы еще не все там осмотрели. В каждом доме была божныця — святой угол, где висели иконы, лампада, под ними обязательно стоял угольник — маленький круглый или треугольный столик на одной ножке, на нем хранили святые книги, свечи, поминальник — маленькую книжечку, в которую вписывались имена родных и близких, чтобы упоминать их в молитвах «за здравие» и «за упокой».
Иконы покрывались особыми вышитыми полотенцами — рушныкамы, божныкамы. Назначений у красивых, искусно вышитых полотенец было много. Для чего предназначено полотенце, можно было определить по вышитому рисунку. Рушныкамы (полотенцами) перевязывали во время сватовства сватов, на свадьбе подносили молодым каравай, связывали молодым руки, когда свекровь вела их в дом после венчания, повязывали уходящим на воинскую службу, накрывали хлеб на столе и т.д.
Но рушник, которым покрывали иконы, имел и свое название. Его называли божник, набожник.
Солнце, уставшее светить и припекать все, что на божьем свете живет, клонилось к закату. Взрослые возвращались домой с полевых работ. Они несли с собой орудия труда, которые им были так необходимы в летнюю страду.
Мужчины вели под уздцы (за уздечку) лошадей, запряженных в возы, на которых везли скошенное сено. Воз был невероятной высоты. В сено воткнуты баштармаки или, как их еще называли, кырпыли. Это деревянные вилы с большими, загнутыми на концах зубьями. Во время сенокоса такие баштармаки незаменимы, потому что поверни их зубьями вниз — это грабли, ими сено сгребать удобно в кучи, а потом переверни зубьями кверху — вилы. Берут ими душистые охапки сухой травы и грузят на телегу. Вот такие «перевертыши».
На душистой траве и бадылке (огудине), то есть высохшей ботве, стеблях кабачков и огурцов красуются кавуны. Кавунами наши бабушки называли арбузы. А вот гарбузом называли тыквы. Вот вы, городские, теперь не знаете, что раньше сватать ходили вечером, когда стемнеет, чтобы не видно было, как в случае неудачи гарбуз будут нести. Это девушка, которая сватам отказывает, подает им гарбуз — тыкву.
— Бабушка, а откуда это все вечером на телегах едут и пешком идут?
— С работы.
— А где работают?
— А кто где. Кто на баштане, месте, где арбузы и дыни растут, кто на покосе. Коровам, козам и другой домашней живности сено на зиму заготавливают.
— А как одевались на работу?
— Очень просто одевались, без причуд. Мужчины в рубахи да штаны простые, на голову брыль — соломенную широкополую шляпу одевали. А женщины в кохты, блузы из простой хлопчатобумажной или льняной ткани, да пидтыку. Понимаете, почему юбку так звали — пидтыка? Юбки женщины носили длинные, и если ее не подоткнуть (пидоткнуть) за поясок, то она будет мешать в работе. Стирали чаще всего на речке, так что не очень удобно стоять на коленях на мостке или по колено в воде. А полы мыли или сапали (пололи) огород в наклон, можно в собственных юбках и запутаться.
— А их что, несколько?
— Две. Одна верхняя, а другая нижняя — спидныця. Потому так называется, что ее «под ныз юбки», то есть под юбку надевали.
— А дети что делали?
— Как что? Помогали. Старшие сложную, более тяжелую работу, младшие рядом с мамкой были или выполняли более легкую работу.
— А что там ели?
— Где?
— На работе.
— Не было разносолов. Хорошо, если вареной картошки или яйцо для детей мать припасет, а то пэрэпичкамы перебьются. Пэрэпички — это такие лепешки, изготовленные на скорую руку. Их еще пляцыками называли.
Малыши около матери все время, а когда мешают, мать их цветы посылает собирать.
Благо, что и волошки — васильки и кульбаба — одуванчики растут ковром — вот и занятие детям венки плести.
Те, кто уже понимает, что матери надо помочь, тут же у речки «кулыкив заготовять». Это небольшие вязанки камыша для растопки печей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий