воскресенье, 31 марта 2019 г.

Гейман А.А.
Поправка к статье «Восстание казаков в Майкопском отделе в 1918 году»

Как я и ожидал, тот час же по появлении в свет моей статьи о восстании казаков в 1918 г. в Майкопском отделе против большевиков, я стал получать письма, в которых некоторые из моих участников вносили кое какие поправки и дополнения к этому описанию. Многие из них маловажны и не изменяют ни хода событий, ни правды в деяниях тех или иных участников; однако, есть и весьма важные. Ниже спешу исправить одну из моих погрешностей путем печати же.
Я писал, что в августе 1918 г. ко мне прибыли из станицы К. 50 конных казаков во главе с есаулом Кротовым и ему приписал всю честь сформирования и соединения со мною этих ничем неустрашимых людей. В действительности же есаул Кротов только пристал к этому отряду, а все это отчаянное смелое и трудное дело в самом сердце большевицких гарнизонов выполнил лихой хорунжий ст. К-ной Константин Попов.
Почти тот час же по прибытии этого отряда, когда я уже маневрировал для обладания городом Майкопом, хорунжий Попов с двумя казаками был послан в станицу Апшеронскую, занятую еще большевиками, но на которую наступал из станицы Ханской есаул Березлев, для связи с ним.
Я очень опасался за хорунжего Попова, т. к. в случае если Апшеронская еще не занята Березлевым, то участь Попова и его двух казаков могла быть очень печальна. Так почти оно и случилось, но хорунжий Попов, с честью вышел из критического положения. Попов прибыл в станицу Апшеронскую, когда Березлев под давлением превосходных сил, а главное под угрозой с тыла отряда большевиков, шедшего из Туапсе, уже отступал на ст. Кубанскую. Это, однако, его не остановило. В ст. Апшеронской войска красных уже не было, но местные большевики уже опять подняли головы. Попов въехал в станицу, оставил казаков с лошадьми на площади и вошел один в станичное правление и потребовал к себе атамана. Атамана не оказалось, а вместо него явился дежурный, без пояса, в каких-то черевиках, без погон и в фуражке.
Попов приказал тот час же надеть сапоги, погоны и папаху, и вышел опять на крыльцо правления. Осмотревшаяся уже толпа в это время окружила остававшихся на площади двух казаков и отобрала у них лошадей. Попов сильно накричал на них — зачем отдали лошадей, казаки отобрали опять у растерявшихся мужиков лошадей, все трое сели опять на глазах у всех и поехали шагом из станицы. Только когда они отъехали саженей на сто от толпы, она опомнилась и по казакам стали стрелять. Выехав из станицы и опасаясь сильной погони, Попов свернул с шоссе по лесной дороге на ст. Ширванскую и вовремя, т. к. погоня действительно была, но проскакала на город Майкоп.
Станица Ширванская между тем оставалась без моего гарнизона, под угрозой слухов об обратном взятии большевиками ст. Апшеронской и наступлением красных из станицы Нефтяной, уже эвакуировала жителей и приготовлялась к обороне своими силами, заняв все броды по реке Пшихе, т. к. я все свои силы бросил на Майкоп и помочь не мог. Прибывший ко мне хорунжий Попов ясно осведомил меня об обстановке и я тот час же послал его опять со взводом в 15 коней наблюдать путь на Майкоп с тыла.
Попов, собрав еще казаков из станиц, не только выполнил свою задачу блестяще, но соединился с Березлевым; всю орду, движущуюся по шоссе из Туапсе на Майкоп, сбил и направил на ст. Кубанскую и Белореченскую, где она наткнулась на дивизию Покровского и наш гвардейский дивизион. Они, сильно пощипав ее, прогнали далее на Дондуковскую и далее на реку Лабу.
По прибытии отряда Попова ко мне на хутор Шевырев, я сменил его как командира конного отряда просто из принципа старшинства и назначил командиром есаула Кротова, который прибыл вместе с этими конными казаками хорунжего Попова, и он сам, будучи хорошо воспитанным воински, ничего против того не имел.
В видах восстановления истины и в воздаяние заслуг хорунжего Попова, с удовольствием спешу внести эту поправку в печати.
Живых участников и свидетелей всего этого и в Сербии есть еще много, например С. С. Падалка, казак Умеренко и многие другие.

(журнал «Вольное казачество» № 67 стр. 13-14)

Комментариев нет:

Отправить комментарий