7-я часть
Киселева В.А. «Истории, услышанные на завалинке»
(краткий словарь кубанского диалекта)
Краснодар, 2010
стр. 103-104
К примеру, слова, означающие веревку, шнурочек, бечевку. Их называли чумбур, налыгач, жежель и привязывали ими коров и коз к колышкам, вбитым в землю.
Матузок, мутузок — короткая веревочка, которой мешки завязывали. А еще веревочки называли шворкой. Резинки, которые вставляют в юбку или шаровары, было очень дорого покупать, поэтому вместо резинки использовали шнурок, который называли учкур. А вы смеетесь над жабурыннем!
А вот по улице идет казак, который пришел домой в отпуск. Посмотрите, как он держит спину, как голова гордо приподнята. Форма вызывает восхищение до сих пор. «Якый уродлывый», — говорит бабушка. В старину дети ее поняли бы, а сегодня аж рот открыли от удивления. Бабушка, увидев это, весело засмеялась.
— Уродлывый и уродливый разные слова. Их отличает ударение и смысл. На Украине слово «врода» означает красота, а на Кубани красивый звучит как «уродлывый», «вродлывый». Вот вам пример того, откуда берет свое начало кубанский диалект.
Идет казак по улице, и все любуются его выправкой и формой. Одна черкеска чего стоит. Черкеску казаки у горцев переняли. Горцев часто называли черкесами, вот и одежда получила такое же название.
Башлык — суконный капюшон с длинными концами. Его в непогоду одевали поверх папахи. Сколько башлык сказать может! Да-да, он умеет говорить. Если концы башлыка заправлены за пояс — все знают, что казак следует по заданию. Заброшенные за спину означают, что казак на отдыхе. Перекрещенные на груди, но не скрученные — казак на службе. Отправляясь в бой, казак скрутит концы башлыка и «на перекрест» заправит за пояс. Догадались, зачем? Башлык сшит из крепкого, толстого сукна, а если его скрутить, то такие перекрестия защитят грудь от сабельного удара.
Папаха для казака важна так же, как черкеска или сапоги. Это не только головной убор. Подумай только, сбить папаху с головы, значит оскорбить казака. Деды наши и прадеды говорили: «Шапку казак носит не для тепла, а для чести».
Папаха казака, погибшего в бою, часто хранилась в святом углу под иконами.
А названий у папах и фасонов разных было столько, что не перечесть. Но самые дорогие папахи шились из каракуля. Это мелко закрученный мех маленьких барашек-ягнят.
На поясе у справного казака всегда кинжал висел. Ножны делались кожаные, с серебряными украшениями, ручка кинжала тоже была из серебра с красивым рисунком.
А черкеска-то, черкеска какая!
Раньше казаки шили черкеску из хорошего сукна, а отвороты на рукавах делали из шелка.
Газыри — особые карманчики на груди, их нашивали в виде складок, чтобы вставлять туда газыри — трубки для пороха, а потом уж для патронов. Они так украшают черкеску, если расшиты шнурами и тесьмой! А слово «газырь» по-черкесски значит «готовый». Так-то, значит, не только для красоты их пришивали.
— Дывысь, дывысь! Як казак танцюваты идэ, так подковы брыщать! — подает голос дед Макар.
— Сыды уже, старый, та ны высовывайся, — отвечает ему бабушка и смеется, глядя, как шутливо грозит дед.
— Бабушка, а что значит «брыщать»?
— То и значит, что бренчат, громко звенят.
— Бабушка, а ты говорила, у казаков жизнь была трудная, они много работали, служили много в армии, а когда же они танцевали?
— Конечно, трудно жили. Но ведь праздники бывают даже у тех, кто очень много работает. И писни спивалы и танцювалы! Та ще таки гопцасы выдавалы — тико дэржись! — переходит на диалект бабушка.
— Не поняли, — удивляются слушатели.
— А что тут непонятно? Песни пели, танцевали.
— А что такое «гопцасы»?
— Это такие выкрутасы, которые танцоры ногами выписывают, как сильно разойдутся.
Вечер опустился на вишни и яблони в бабушкином саду, спрятал в сумерках соседние хаты. Было слышно, как корова Майка что-то громко жевала в базочке, как хлопали крыльями куры, устраиваясь на своих насестах, в сажке поросенок Борька доедал, смачно чавкая над корытом. День окончился. С ним окончились дневные дела.
Настанет утро, и придут новые заботы. А когда и они будут управлены, бабушка, устроившись на завалинке, выступающей части стены («шоб хата ны завалылась»), расскажет новые истории.
(окончание)
Киселева В.А. «Истории, услышанные на завалинке»
(краткий словарь кубанского диалекта)
Краснодар, 2010
стр. 103-104
К примеру, слова, означающие веревку, шнурочек, бечевку. Их называли чумбур, налыгач, жежель и привязывали ими коров и коз к колышкам, вбитым в землю.
Матузок, мутузок — короткая веревочка, которой мешки завязывали. А еще веревочки называли шворкой. Резинки, которые вставляют в юбку или шаровары, было очень дорого покупать, поэтому вместо резинки использовали шнурок, который называли учкур. А вы смеетесь над жабурыннем!
А вот по улице идет казак, который пришел домой в отпуск. Посмотрите, как он держит спину, как голова гордо приподнята. Форма вызывает восхищение до сих пор. «Якый уродлывый», — говорит бабушка. В старину дети ее поняли бы, а сегодня аж рот открыли от удивления. Бабушка, увидев это, весело засмеялась.
— Уродлывый и уродливый разные слова. Их отличает ударение и смысл. На Украине слово «врода» означает красота, а на Кубани красивый звучит как «уродлывый», «вродлывый». Вот вам пример того, откуда берет свое начало кубанский диалект.
Идет казак по улице, и все любуются его выправкой и формой. Одна черкеска чего стоит. Черкеску казаки у горцев переняли. Горцев часто называли черкесами, вот и одежда получила такое же название.
Башлык — суконный капюшон с длинными концами. Его в непогоду одевали поверх папахи. Сколько башлык сказать может! Да-да, он умеет говорить. Если концы башлыка заправлены за пояс — все знают, что казак следует по заданию. Заброшенные за спину означают, что казак на отдыхе. Перекрещенные на груди, но не скрученные — казак на службе. Отправляясь в бой, казак скрутит концы башлыка и «на перекрест» заправит за пояс. Догадались, зачем? Башлык сшит из крепкого, толстого сукна, а если его скрутить, то такие перекрестия защитят грудь от сабельного удара.
Папаха для казака важна так же, как черкеска или сапоги. Это не только головной убор. Подумай только, сбить папаху с головы, значит оскорбить казака. Деды наши и прадеды говорили: «Шапку казак носит не для тепла, а для чести».
Папаха казака, погибшего в бою, часто хранилась в святом углу под иконами.
А названий у папах и фасонов разных было столько, что не перечесть. Но самые дорогие папахи шились из каракуля. Это мелко закрученный мех маленьких барашек-ягнят.
На поясе у справного казака всегда кинжал висел. Ножны делались кожаные, с серебряными украшениями, ручка кинжала тоже была из серебра с красивым рисунком.
А черкеска-то, черкеска какая!
Раньше казаки шили черкеску из хорошего сукна, а отвороты на рукавах делали из шелка.
Газыри — особые карманчики на груди, их нашивали в виде складок, чтобы вставлять туда газыри — трубки для пороха, а потом уж для патронов. Они так украшают черкеску, если расшиты шнурами и тесьмой! А слово «газырь» по-черкесски значит «готовый». Так-то, значит, не только для красоты их пришивали.
— Дывысь, дывысь! Як казак танцюваты идэ, так подковы брыщать! — подает голос дед Макар.
— Сыды уже, старый, та ны высовывайся, — отвечает ему бабушка и смеется, глядя, как шутливо грозит дед.
— Бабушка, а что значит «брыщать»?
— То и значит, что бренчат, громко звенят.
— Бабушка, а ты говорила, у казаков жизнь была трудная, они много работали, служили много в армии, а когда же они танцевали?
— Конечно, трудно жили. Но ведь праздники бывают даже у тех, кто очень много работает. И писни спивалы и танцювалы! Та ще таки гопцасы выдавалы — тико дэржись! — переходит на диалект бабушка.
— Не поняли, — удивляются слушатели.
— А что тут непонятно? Песни пели, танцевали.
— А что такое «гопцасы»?
— Это такие выкрутасы, которые танцоры ногами выписывают, как сильно разойдутся.
Вечер опустился на вишни и яблони в бабушкином саду, спрятал в сумерках соседние хаты. Было слышно, как корова Майка что-то громко жевала в базочке, как хлопали крыльями куры, устраиваясь на своих насестах, в сажке поросенок Борька доедал, смачно чавкая над корытом. День окончился. С ним окончились дневные дела.
Настанет утро, и придут новые заботы. А когда и они будут управлены, бабушка, устроившись на завалинке, выступающей части стены («шоб хата ны завалылась»), расскажет новые истории.
(окончание)
Комментариев нет:
Отправить комментарий