2-я часть
Кубанский исторический и литературный сборник
№ 18
1962г.
стр.26-27
Петр Кучеря
Былое
Возникло вышучивание совсем просто...
В компании сослуживцев, в полку ли, в пластунском батальоне или в батарее, когда казаки из разных станиц, вспоминая семью, отчий дом и станицу, рассказывали забавные случаи, имевшие место у них. Полтавец, чтобы не быть хуже других, тоже рассказал о происшествии с бугаем. Как и всегда в таких случаях, рассказ был принят слушателями с недоверием, просто как выдумка изобретательного рассказчика, но подтвержденный другими полтавцами, сочтен потом за правду и этого было достаточно: сразу же нашлись остряки, которые использовали этот случай для вышучивания полтавцев. Пользовались всякою возможностью «зачыпыть» их — «позвоныть на пужарь», хотя, конечно, знали, что и полтавцы не останутся в долгу и угостят шутников и задирак «допеканием» не менее добросовестным и «дальнобойным».
***************************************
Лагерный сбор...
Лагерь на р. Протоке под станицею Славянскою...
В праздничный день компания свободных от наряда казаков, скажем станицы Староджерелиевской и других, сидит в тени стройных пирамидальных тополей на почтительном расстоянии от главной линейки и от офицерских табльдотов, т.е. офицерских столовых и режется в карты «дальнобойным» в «ишака», в «виз», в «хвыльку» и реже в подкидного дурака. Эта — последняя игра привилась у казаков значительно позже — уже перед 1-й Мировой войною. Вокруг стоят или сидят на корточках, или поджав ноги по-турецки, а то и лежат на брюхе «зрители» или «публика» из разных станиц.
Хохот, шутки, подзадоривание и подтрунивание над игроками, допустившими какую-нибудь оплошность в игре, или попавшими в затруднительное положение...
В это время приближается к ним «гость» из 1-й сотни, бывшей по соседству, полтавец.
Увидев его, один из игроков, торопливо или как бы сильно озабоченный, толкает локтем стоящего около него «зрителя» и «потыхоньку», но так, чтобы это слышал «гость» говорит:
— Роман, подывысь, будь ласка, чы нымы там на дорози бычовы..
— Якой там бычовы? — искренне удивляется тот, не поняв сразу в чем дело. — Чого цэ тоби прийшла в голову якась бычова...
— Эй, Романе, Романе! — укоризненно говорит игрок, интересующийся бычовою. — Якый же ты нэвэжлывый до гостэй!.. Та ось жэ йдэ до нас друзьяка Макар Васылёвыч, та щоб, нэ дай Божа, нэ заплутався у бычову, та нэ бэвкнув на вси дзвоны... на пужарь!.. Пэрэполошить увэсь лагерь, а й командыра полка... А командыр — сам знаеш — зразу ж отчита «тётю» кому ж другому, як ны нам:
— Куды ж вы дывылысь, так и ось як вашу... тётю!.. Хиба нэ знаетэ, що полтавци запутуються у бычови та, як бугаи, звонять на пужарь!.. («Тётя» относилась к слабости командира полка, который, против обыкновения, не трогал казачьих матерей, но упоминал «тётю» с удовольствием и всегда выразительно).
— Як бэвкнэ, так тоди побачытэ вы «тётю»...
Это покрывается общим хохотом всех присутствующих. Улыбается и «гость», качает укоризненно головою и говорит гостеприимному задираке:
— Нычого, нычого!.. Бэвкну я тэбэ колы-небудь по макитри (по голове) так, що з нейи повысыпаютьця не тилькы дзвоны, а й дзвоныкы и дзвонынята!..
(продолжение следует)
Кубанский исторический и литературный сборник
№ 18
1962г.
стр.26-27
Петр Кучеря
Былое
Возникло вышучивание совсем просто...
В компании сослуживцев, в полку ли, в пластунском батальоне или в батарее, когда казаки из разных станиц, вспоминая семью, отчий дом и станицу, рассказывали забавные случаи, имевшие место у них. Полтавец, чтобы не быть хуже других, тоже рассказал о происшествии с бугаем. Как и всегда в таких случаях, рассказ был принят слушателями с недоверием, просто как выдумка изобретательного рассказчика, но подтвержденный другими полтавцами, сочтен потом за правду и этого было достаточно: сразу же нашлись остряки, которые использовали этот случай для вышучивания полтавцев. Пользовались всякою возможностью «зачыпыть» их — «позвоныть на пужарь», хотя, конечно, знали, что и полтавцы не останутся в долгу и угостят шутников и задирак «допеканием» не менее добросовестным и «дальнобойным».
***************************************
Лагерный сбор...
Лагерь на р. Протоке под станицею Славянскою...
В праздничный день компания свободных от наряда казаков, скажем станицы Староджерелиевской и других, сидит в тени стройных пирамидальных тополей на почтительном расстоянии от главной линейки и от офицерских табльдотов, т.е. офицерских столовых и режется в карты «дальнобойным» в «ишака», в «виз», в «хвыльку» и реже в подкидного дурака. Эта — последняя игра привилась у казаков значительно позже — уже перед 1-й Мировой войною. Вокруг стоят или сидят на корточках, или поджав ноги по-турецки, а то и лежат на брюхе «зрители» или «публика» из разных станиц.
Хохот, шутки, подзадоривание и подтрунивание над игроками, допустившими какую-нибудь оплошность в игре, или попавшими в затруднительное положение...
В это время приближается к ним «гость» из 1-й сотни, бывшей по соседству, полтавец.
Увидев его, один из игроков, торопливо или как бы сильно озабоченный, толкает локтем стоящего около него «зрителя» и «потыхоньку», но так, чтобы это слышал «гость» говорит:
— Роман, подывысь, будь ласка, чы нымы там на дорози бычовы..
— Якой там бычовы? — искренне удивляется тот, не поняв сразу в чем дело. — Чого цэ тоби прийшла в голову якась бычова...
— Эй, Романе, Романе! — укоризненно говорит игрок, интересующийся бычовою. — Якый же ты нэвэжлывый до гостэй!.. Та ось жэ йдэ до нас друзьяка Макар Васылёвыч, та щоб, нэ дай Божа, нэ заплутався у бычову, та нэ бэвкнув на вси дзвоны... на пужарь!.. Пэрэполошить увэсь лагерь, а й командыра полка... А командыр — сам знаеш — зразу ж отчита «тётю» кому ж другому, як ны нам:
— Куды ж вы дывылысь, так и ось як вашу... тётю!.. Хиба нэ знаетэ, що полтавци запутуються у бычови та, як бугаи, звонять на пужарь!.. («Тётя» относилась к слабости командира полка, который, против обыкновения, не трогал казачьих матерей, но упоминал «тётю» с удовольствием и всегда выразительно).
— Як бэвкнэ, так тоди побачытэ вы «тётю»...
Это покрывается общим хохотом всех присутствующих. Улыбается и «гость», качает укоризненно головою и говорит гостеприимному задираке:
— Нычого, нычого!.. Бэвкну я тэбэ колы-небудь по макитри (по голове) так, що з нейи повысыпаютьця не тилькы дзвоны, а й дзвоныкы и дзвонынята!..
(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий