2-я часть
Тембот Керашев
ОДИНОКИЙ ВСАДНИК
Широкоплечий, угловатый парняга, могучего сложения, по одежде - орк. Орковская высокая шапка, темно-серая черкеска, ноговицы и выцветшие чувяки, бывшие некогда красными. Все потерто, потрепано. Уздечка и конский -нагрудник, по обычаю орков, когда-то,
видно, были выкрашены корой ольхи в красный цвет, но теперь они тоже выцвели, обтрепались и выглядели весьма невзрачно. Верховой явно походил: на злоумышленника-хищника, шатающегося в погоне за добычей. Позади у него приторочены были бурка и аркан, однако ружья за спиной не видно. Пистолет и шашка - вот и все его оружие...
Этот выглядел совсем юнцом. Не в пример тому орку юноша был одет очень нарядно и пестро. Газыри, пояс, кинжал покрыты позолотой, тесемка от пистолета, шитая золотом, четко выделялась на новенькой темно-синей черкеске.
Чувяки и ноговицы - без единой царапины, огненнокрасные...
Первый признак орка - его конь. Поджарый и худощавый, натренированный для постоянных разъездов. Потом высокие шапки, которые орки надевали в дорогу.
А главная примета - сафьяновые ноговицы и чувяки. При выездах в другие аулы или на торжества орки надевали обувь из красного сафьяна. У княжеских племен темиргоев и бжедугов существовал закон: фокотли и пщитли не имели права носить обувь красного цвета...
Он снял с себя оружие, потом черкеску. Отвязал небольшую кожаную сумку, где возил мелкие дорожные принадлежности, забрался рукой в мешок, и на его лице изобразились испуг и озабоченность, как у человека, который не обнаружил в кармане денег. Он торопливо шарил в сумке и, не находя того, что искал, поспешно высыпал наземь все содержимое. Обнаружив среди прочих мелочей, лохматый лоскут
медвежьей шкуры, он быстро поднял его и некоторое время благоговейно подержал на ладони, поглаживая рукой. Ерстэм продолжал что-то напряженно искать глазами.
Белый клык борова! Он всегда и всюду возил его с собою, и вот клыка не оказалось! Охваченный суеверным страхом, он сидел молча. Неужели потерял талисман бога лесов? Потому-то, верно, едва въехал он в страну темиргоев, началась неприятные приключения. Все понятно - бог лесов разгневался на него!..
(продолжение следует)
====================
3-я часть
Тембот Керашев
ОДИНОКИЙ ВСАДНИК
У адыгов кунацкая не просто помещение для гостей. Эта комната, построенная отдельно, крытая непомерно большой соломенной шапкой, согревалась теплом человеческих отношений. Самым излюбленным местом дружеских встреч была кунацкая. Все мужские дела замышлялись в кунацких. Адыги говорят: "В лесу и в ночи не произноси вслух свою тайну", а вот в кунацкой можно. Юноша, охваченный
волнением первой любви, только в кунацкой открывал другу то, что творится с ним.
Кунацкая была местом глубоких раздумий и откровенных бесед. Здесь сталкивались различные мнения, проявлялись мудрость и остроумие одних и недомыслие других. В кунацкой рождалась добрая молва о "людях с ясным сердцем" - даровитых ораторах, мудрых и остроумных.
Здесь звучали бесконечные рассказы, легенды, сказки и песни. Здесь складывалась, развивалась и жила устная история народа. В кунацкой вершился и народный суд о событиях и поступках людей.
Но главное в жизни кунацких было то, что они являлись школой для молодежи, здесь учились правилам поведения, мужеству и человечности. Молодежь получала наглядные уроки, что хорошо, что плохо, каким надо быть, как достойно жить...
Но не все кунацкие одинаковы. У каждой семьи - своя кунацкая. Встречались кунацкие, постоянно пустующие, наполненные затхлой сыростью. Не всякая кунацкая привлекала людей. Лишь та обладала притягательной силой, чей хозяин отличался достоинствами, добротой и благожелательностью к людям. Доверие и уважение к хозяину переносилось и на кунацкую...
У нас в Абадзехии, кроме тех, кто домогается оркского звания, немало и других, склонных к наездам и разбою. Но в самой Абадзехии никому не позволено разбойничать или заниматься грабежами. Если кого-нибуть уличат в таких делах, могут даже к смерти приговорить. Злостных преступников, к примеру, заставляют прыгать через узкое ущелье реки Белой.
"Тоипч" - "Два прыжка", что равносильно верной смерти. А вот если вырвутся в другие края, конечно, вольны творить, что хотят - разве могут абадзехи повелевать ими на чужой земле!..
Ерстэму поневоле пришлось пуститься в обстоятельный рассказ об Абадзехии, о съездах всей страны, о семиаульных сходах, об аульских и квартальных старшинах, о священной палке, на которой принимают клятву, и хранится она под скалой в каменном гроте, о молебствиях и жертвоприношениях, о посевах, животноводстве, охоте...
- Так вот, - продолжал с улыбкой Ерстэм. - Наверное, в крови каждого адыга с детства живет тяга к бродяжничеству, желание познать неведомое. Потому они вдруг срываются, седлают коня и отправляются в путь в другие аулы или в дальние края...
А когда адыги слышат: "В таком-то ауле большой джегу", - какой переполох поднимается и тянутся вереницы арб к всадников - людей посмотреть и себя показать. Вот и я таков... Для чего мне это нужно, какая цель - и самому неведомо...
- Не знаю, как в ваших краях, а у нас каждый, кто считает себя мужчиной и имеет коня, приезжает на джегу верхом, так смотреть удобнее, да и зачем стоять целый день, покойнее сидеть в седле. А сегодня, хотим мы этого или не хотим, должны ехать верхом.
Нынче седьмой, последний день джегу. Значит, будут все виды состязании. Надо быть и при оружии, и при шашке, и на коне. Уже весь аул знает, что ты гостить у нас, нет мужчины, который не слыхал бы доброй молвы о тебе. Каждый, кто надеется на свою силу и мужество, постарается проверить, на что ты способен.
- Несмотря на его невзрачность, конь выглядит бойким и энергичным, - проговорил Ерстэм, издали рассматривая коня. - Бабки передних ног поставлены прямо как у свиньи - значит, в беге вынослив. Мускулы задних ляжек круты и мощны, как у оленя, - признак силы. А глаза, словно груши, навыкате, выходит, зорки. И строение груди мне правится. Сильный конь. А что у него на шее? Ах да, прости,
заворот шерсти... А ну-ка, посмотрим с другой стороны... - неуверенно произнес Ерстзм, подошел к коню и откинул гриву. - О, на шее с обеих сторон, один против другого, завороты шерсти, так называемый "черсин" - знак резвости в беге. -
Ерстэм, не на шутку заинтересованный, нагнулся и пощупал щетки волос на лодыжках. - У-и-у! - громко воскликнул он. Удивительное дело, да у него тут роговые шишечки! Все признаки хорошего скакуна!..
Доспехи Батыма соответствовали непритязательной внешности его коня. Поверх грубых ноговиц из телячьей кожи - плотные воловьи чувяки - постолы. Шаровары и черкеска домотканого темно-серого сукна. Все поношенное, а рукава черкески по примеру мужей-воинов короткие, чуть ниже локтя и тоже изрядно обтрепаны. На поясе висел длинный черным кинжал. Шапка - обычная
фокотлевская, серого сукна, с околышем из ягнячьей шкуры.
Поразительное зрелище - джегу! Бывали однодневные, трехдневные и семидневные джегу. И все эти дни огромнее число людей, с достоинством, стараясь даже громко не кашлять, простаивали в восхищенном созерцании происходящего, словно опьяненные тем, что они Люди и находятся среди Людей. Забывали даже о пище. Короткий перерыв на обед - и снова все сходились на джегу - чтобы испытать радость веселого общения. И лишь по окончании джегу, после того, как невесту торжественно вводили в дом, устраивалось пиршество.
Раз начавшись, джегу переставал быть делом только того, кто устраивал свадьбу, он становился торжественным и важным событием для всего аула...
Стены вверху и внизу украшены орнаментами, выложенными красной глиной...
Величавая, уважительная сдержанность и плавность движений - таков был танец адыгов. Надо полагать, они рассуждали так: достигнутая мечта уже не мечта. Натянутая тетива внушает больший страх, чем спущенная стрела. Если в буйном танце вывернешь себя то и ждать от тебя нечего будет...
Место накладки стрелы на древко лука и ее упора в тетиву отмечены были мерными угольными мазками. Ерстэм начал перебирать стрелы в колчане: преобладающее большинство было оперено вороньим крылом и лишь некоторые пером белохвостого орлана...
Комментариев нет:
Отправить комментарий