суббота, 8 сентября 2018 г.

Новичихин А.М.
Воинский кенотаф с захоронением боевого коня на средневековом могильнике Андреевская щель. Военная археология: Сборник материалов семинара при Государственном историческом музее. – М.: Квадрига, 2008.

Вопрос об этнической атрибуции носителей обряда трупосожжения в Закубанье и Причерноморье, несмотря на большое число исследованных памятников, долгое время был далек от окончательного решения. Так, Е. П. Алексеева предполагала, что кремации следует считать погребениями предков абазин, М. Л. Стрельченко и М. Г. Минеев – одной из разновидностей погребального обряда адыгов. А. В. Дмитриев, А. В. Пьянков и В. А. Тарабанов находили в погребальной обрядности и материальной культуре носителей традиции трупосожжения элементы, позволяющие связывать эти памятники со степными кочевниками – тюрками или тюрко-уграми. В последние годы А. В. Пьянковым и Е. А. Армарчук приведены аргументы, дающие основание идентифицировать носителей обряда кремации в Закубанье и Причерноморье с историческими касогами. Аналогичное мнение об этнической атрибуции закубанских и причерноморских кремаций высказывал и автор настоящей статьи.
Публикуемое захоронение, как, впрочем, и другие открытые на могильнике Андреевская щель погребения, не дают новой информации в поддержку какой-либо из перечисленных гипотез. Однако, вне зависимости от этнической принадлежности, этот неординарный, как по обряду, так и по выразительному вещевому набору, комплекс позволяет связывать пока еще мало изученные средневековые древности района Анапы с широким кругом средневековых культур Северного Кавказа.
https://swordmaster.org/2013/05/27/voinskiy-kenotaf-s-zahoroneniem-boevogo-konya-na-srednevekovom-mogilnike-andreevskaya-schel.html

Хазары в Киеве. Немногочисленные находки салтовской посуды встречаются лишь в жилищах VIII-IХ вв. на Старокиевской горе, на Подоле и на Копыревом конце.
https://swordmaster.org/2016/12/06/suschestvovanie-zhidovskogo-goroda-v-predelah-drevnego-kieva.html

А.В. Дмитриев
Могильник эпохи переселения народов на реке Дюрсо

Перехожу к общей характеристике могильника. Он оставлен не местным, а пришлым населением. Об этом говорит следующее. Типично местным обрядом, который почти непрерывно прослеживается в этих местах с VIII в. до н.э. было погребение в каменных ящиках. В могильнике Дюрсо, за редким исключением, каменные ящики отсутствовали. В 1974 г. в 1,5 км выше по той же долине были исследованы остатки грунтового меото-сарматского могильника I-III вв., имеющего много общего с подобными памятниками Прикубанья, но отличавшегося от могильника Дюрсо неустойчивостью ориентировки, бедностью и несходством инвентаря. Этот могильник не мог быть предшественником могильника Дюрсо. Ранние погребения Борисовского могильника, расположенного в 60 км от Дюрсо, хотя и включают те же предметы, что и погребения соответствующего времени могильника Дюрсо, но отличаются от последних ориентировкой погребённых и преимущественным использованием каменных ящиков.
Могильнику Дюрсо нет аналогий и в других памятниках Кавказа. Зато у него очень много общего с памятниками Крыма...
Трупосожжения типа погребений второй группы могильника Дюрсо известны в разных местах СССР. Подобные захоронения на юге Восточной Европы связывают с тюркоязычными племенами, входившими в состав Хазарского каганата. Они имеют сходство и с памятниками Минусинской котловины...
В районе Новороссийска в разных пунктах подобные трупосожжения встречены неоднократно, что говорит о массовом проникновении сюда тюркоязычных племён. В трупоположениях совершенно отсутствуют вещи из погребений второй группы. Полная смена культур говорит о внезапности вторжения и, вероятно, о вытеснении или уничтожении прежнего населения.
https://swordmaster.org/2015/05/19/mogilnik-epohi-pereseleniya-narodov-na-reke-dyurso.html

Славяне в Хазарии были и воевали вместе с алано-булгарами. В славянских могильниках того времени находят обломки сабель, а булгары благодаря славянам сменили юрту на землянку с печью.

Плетнева С. А. Об этнической неоднородности населения северо-западного хазарского пограничья
http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/history/2013/02/2013-02-29.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий