четверг, 1 июня 2017 г.

Кубанский исторический и литературный сборник
1962г.
№17
Мащенко С. М.
«Отрывок воспоминаний»
стр.18
Период этот изобиловал свадьбами, так как многие не успевали сыграть свадьбу в осенний мясоед.
К концу мясоеда надо подумать о яровых посевах, привести в порядок земледельческие орудия. В это время начинают телиться коровы и овцы; уход за маленькими телятами и ягнятами требовал времени.
Нужно подготовляться к Великому посту, запастись постным маслом для харчей.
В продаже в станицах постного масла не было, так как его имел каждый хозяин.
Для масла толкли в ступах семя конопли, льна, подсолнуха, режия.
Режий — это масляничное растение, которое казаки любили разводить для масла.
После толчения раздробленное семя растирали с водою: «хвалювали», до превращения его в густое тесто и везли в «олинецю», т.е. маслобойню, где и выдавливалось масло.
У нас была, чуть ли не лучшая в станице олинеця.
Наступала масленица. Она у нас на Кубани не пользовалась таким почетом как в России северной и средней.
В станицах не имели понятия о блинах. Ели только вареники, приготовлявшиеся в каждой семье в продолжение всей недели.
Можно сказать, что вареники у нас были тоже, что в России блины.
Не было в станицах и катаний на тройках, и гуляний как то было в России.
Масляница проходила в станице тихо.
Было, впрочем, в обычае, в последние дни перед Великим постом, ходить к родственникам и близким знакомым в гости «прощаться», т.е. просить друг у друга прощения.
Не обходилось при этих «прощаниях» без выпивки, но шумного разгула не было.
Наступил Великий пост. Надо поскорее отговеться перед наступающим периодом пахоты и сева. Поэтому первые две недели поста было особенно много говеющих. Хуторяне тоже торопились отговеться и во время церковных служб, возле ограды было немало подвод хуторян. Жители дальних хуторов, чтобы не ездить два раза в день для говения, проживали эти три дня у родственников или близких знакомых.
Чтобы не оставлять хутор без пригляда, иногда семья делилась на две части: отговеется одна, а потом другая.
Подходило время полевых работ: нужно пахать под яровое и сеять. Сеяли раньше всего ячмень и овес, затем яровую пшеницу, лен, позже всего — перед самою Пасхою и даже иногда после нее, сеяли подсолнух, просо и садили баштан.
Ко второй половине поста станица затихала, говеющих было мало, население на полевых работах.
Только в такие дни как Вербное воскресение, Страсти, Вынос плащаницы в станице замечалось многолюдство.
Наступала Пасха. В станице как то ярче чувствуется Великий праздник. Весь день, в течение первых 3-х дней, неумолкаемый колокольный трезвон, причем трезвонили хлопцы-любители. По станице дивчата в ярких новых платьях и платках, а парубки в новых бешметах гуляют по улицам и поют.
Часто встречаются пары: молодой казак с хлебом под рукою и молодая жена. Это молодожены, поженившиеся осенью или после Рождества, идут поздравить с Праздником своих родителей.
Этот обычай строго соблюдался.
(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий