4-я часть
Щербина Ф.А.
Пережитое, передуманное и
осуществленное
Том 4
Краснодар, 2014
Стр. 369-372
Факты казачьей идеологии и
творчества
Памяти мучеников и
страдальцев казачества
Через 18 лет после выхода книги и вручения
её наследнику, когда Николай II был уже императором, около 1906 года, на Кубани
наметились серьёзные аграрные беспорядки вследствие крайне неравномерного распределения
казачьих земель, годных для земледелия и для скотоводства. Казаки некоторых закубанских
станиц, расположенных в горных, лесных и малярийных дебрях Закубанья, буквально
голодали, болели и бедствовали от недостатка хлеба и экономической беспомощности,
а по правую сторону Кубани, в степных местах – на Черномории и на Старой Линии
– хлеба было так много, что он в огромном количестве направлялся за границу через
Новороссийский, Ейский, Ясенский, Ахтарский и другие порты. Кубань в то время делилась
на четыре войска, или части, – на Черноморию, Старую Линию, Новую (Лабинскую линию)
и Закубанье. Каждое войско имело свою территорию с определёнными границами и своё
землевладение. Помирить земельные интересы голодающего закубанца и сытого старолинейца
не было никакой возможности. Пахло явными беспорядками.
В это время наказным войсковым атаманом на Кубани был уралец
генерал Михайлов. Это был казак «с головы до ног». Он держался запросто,
по-казацки, с нерядовыми и рядовыми сослуживцами, при случае любил погулять в
компании, что ставили ему в вину чиновные коллеги и даже интеллигенция, но при
наличии этого казачьего «звычая» по своей искренней привязанности к широким
массам Михайлов сделал столько добра для населения в духе поддержки казачьего
режима, сколько не сделали несколько атаманов, его предшественников. Он поехал
в Петербург просить у Николая II открытия казачьей Рады, которая только одна
могла разрешить и урегулировать казачий аграрный вопрос. Если бы сам император
не имел ясных представлений о хозяйственном значении у казаков Рады, то это
было бы просто дерзостью атамана-казака, за которую генералы слетали со своих
мест. Но обстоятельства в это время благоприятствовали предприятию Михайлова.
Николай II, знакомый с историческим значением Рады благодаря упомянутому выше
докладу, сразу же согласился на её созыв. Кто-то из министров или приближённых
стал убеждать его в неосторожном шаге, так как Рада – учреждение не
монархическое и явно революционное. Под влиянием этого царь приказал атаману
Михайлову заранее передать «по секрету» мне как председателю, чтобы на заседаниях
велись разговоры об одних казачьих землях и ни о чём больше; в противном
случае, атаман обязан был немедленно закрыть Раду. Вот на этом пункте и
произошёл казус, в высшей степени характерный и показательный для тогдашнего
эволюционно-духовного настроения кубанских казаков.
На открытии Кубанской Рады, в составе 420 представителей от станиц,
значительное большинство составляли черноморцы, бывшие выходцы с Запорожья. Они
имели жалованные Екатериной II, Павлом, Александром I, Николаем I и Александром
II грамоты на одну и ту же территорию земель с побережьями вод в пределах восточной
части Азовского моря и Керченского, или Таманского, пролива. Это были самые обширные
и ценные земли и угодья, и вот они составляли тот рычаг, которым можно было двинуть
и спокойно разрешить аграрный вопрос на принципе соглашения четырёх казачьих войск
с их земель ными территориями. Для меня как председателя Рады, избранного подавляющим
большинством голосов, сразу же ясно наметились два кардинальных вопроса, подлежавших
практическому разрешению: во- первых, соединение всех четырёх войск по землевладению
в одно коллективное целое, и во-вторых – обеспечение беднейших станиц Закубанья
плодородными землями на правой степной полосе Кубани из так называемых войсковых
запасов, на условии замены отданных степных земель на лесные закубанские.
Рада
вела свои работы в течение одиннадцати суток энергично и упорно, днём и ночью.
В целях удобства работ, по соглашению, она была подразделена на четыре части,
или подрады, – Черноморскую, Старолинейную, Новолинейную и Закубанскую, по
числу четырёх объединённых по землевладению войск. Каждая подрада ставила и
решала свои вопросы особо, а потом все вместе подвергали их общему обсуждению
и решению. Мне как черноморцу пришлось наиболее работать в Черноморской
подраде, а как председателю Рады – и в трёх остальных подрадах, преимущественно
в Закубанской. Это давало мне возможность детально знакомиться с взглядами на
землю и на важнейшие вопросы казачьих порядков и быта в массе казаков, лучших
представителей станиц, и таким образом черпать, с одной стороны, то, что
требовалось для практического разрешения назревших аграрных задач, а с другой –
пополнять свои сведения о казачьей идеологии.
Могу
откровенно сказать, что никогда в своей жизни и долголетней практике я не
переживал такого подъёма собственных сил и не наблюдал того же у других. Все
мы, казалось, точно в котле варились в течение двух недель. Но оба вопроса, с
моей точки зрения, разрешились удовлетворительно. Аграрный вопрос на
территории в четыре миллиона с лишком десятин – не помню точной цифры –
приведён был к благополучному решению: четыре земельные территории, принадлежавшие
четырём обособленным по землевладению войскам, были соединены в одну
коллективную; нуждающимся казакам Закубанья решено было отвести тучные земли
для зернового хозяйства в степной полосе, а жителям этой безлесной полосы
взамен дать лесные земли в горах Закубанья.
Я отмечу некоторые черты того, что относится
к духовным достижениям казаков на пути непреоборимого эволюционного движения интеллекта
и этики. Нужно было, прежде всего, подвинуть вперёд черноморцев, за которыми потом,
по моему предположению, должны были пойти и казаки других частей Рады. Но с первых
же слов они засыпали меня возражениями:
– Что скажут станицы и все не присутствующие
здесь казаки? Ведь на отдачу земли, принадлежащей всему Черноморскому войску, нас
никто не уполномочивал, а отдать черноморские земли никто не имел права, так как
они закреплены были за войском царскими грамотами. Передача земель будет даром
с нашей стороны, и нам не простят её черноморцы, лучше помогать закубанцам хлебом,
а не землями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий