четверг, 21 января 2021 г.

 

Щербина Ф.А.


«Пережитое, передуманное и осуществленное»

Том 4-й

стр. 458-459

«Речь на заседании краевой Рады, посвящённом памяти Н.С. Рябовола»


Господа, члены краевой Рады! Вы слышали поговорку «старое старится, молодое растёт» – казалось бы, это несомненная истина. Но история, давшая последнюю мировую войну с её кровавыми ужасами и разрушением, по-видимому, посмеялась над народной мудростью.

Она внятно продиктовала: пусть молодое не растёт, а гибнет. И миллионы молодёжи сошли в могилу.

Сошла в могилу и лучшая молодая сила на Кубани – председатель Кубанской краевой Рады Н.С. Рябовол. Его, молодого и пламенного, предательски убили в засаде, в гостинице. Мы, живые, торжественно собираемся. И делаем это не раз и не два. Друзья, сторонники, люди, близкие покойному, лица, не бывшие знакомыми с ним, даже бывшие его недоброжелатели и противники демонстративно собираются, молятся, говорят речи. Зачем это и почему? Неужели нам нравится длительный процесс похорон молодого деятеля? Мы, так сказать, смакуем, что ли, эти похороны в течение пяти месяцев? Или наше горе так велико?

Да, оно велико.

Но при чём же оно, когда в демонстрирующую толпу идут все без различия, когда спокойно, по косточкам мы разбираем деятельность покойного, судим и рядим о том, кто ушёл в вечность и от кого мы не услышим уже ни одного звука в ответ на наши разговоры и треволнения. Выходит так, как будто покойный председатель Рады ушёл с заседания и унёс с собой что-то недосказанное.

Да, Н.С. Рябовол унёс с собой недосказанное. Он не обратится к нам уже с живым словом. А мы-то чего добиваемся?

Я вам скажу сущую правду в ответ на этот вопрос.

Мы пришли сюда на бой с историей. И я, ваш историк, не шутки шучу. Вы, быть может, думаете, я хватил, что называется, через край?

Ничуть не бывало. Повторяю: мы приняли вызов мучительницы-истории, породившей войну и принёсшей неисчислимые бедствия человечеству. Мы сражаемся с тёмными силами, с противниками мира, любви и братства в человечестве.

Знаменитый испанский писатель создал чудную фигуру рыцаря печального образа – Дон Кихота, сражавшегося в погоне за правдой и за поруганную честь даже с ветряными мельницами.

Прошу прощения у высокого собрания, но не уподобляемся ли и мы рыцарю печального образа, вступив в борьбу с мощным напором разрушительных политических течений?

Нет и нет!

Всмотритесь в текущий исторический момент. История постепенно, систематически нагромоздила такую массу условий и Николай Степанович Рябовол неблагоприятностей, что мир, в конце концов, разразился громом войны со всеми её ужасами. Погибло, по приблизительному подсчёту, 12 миллионов жизней и покалечено 18 миллионов молодых сил, целое огромное государство! Разрушена масса жилищ, земледельческих хозяйств, дорог, пароходов. В корне подорвана европейская промышленность и даже культура. Вступая в бой с историей при наличности этих неутешительных фактов, не мальчишествуем ли мы, выражаясь простецки?

Ни в коем случае!

Ибо история – не только великая мучительница, но и великая утешительница. В рядах борющихся были как сторонники течений, породивших войну, так и противники её. В числе противников дирижирующую роль играли и играют деятели, стоящие за мир у людей и идеалы лучшей жизни человечества.

К этим рядам принадлежат и борцы со стороны Кубани, сумевшие уже осуществить в жизни значительную часть этих идеалов в простейших формах. Это уже общепризнанный факт.

Н.С. Рябовол (1883–1919) родился в станице Динской в многодетной казачьей семье. В 1901 году окончил Кубанское реальное училище.

Из-за недостатка средств ушёл с третьего курса Киевского политехнического института. В 1909 году стал директором правления Черноморо-Кубанской железной дороги.

В 1915 году был призван на службу и отправлен в школу прапорщиков. Службу проходил в Финляндии, откуда вернулся на Кубань в апреле 1917 года. Здесь его избирают председателем Кубанского областного продовольственного комитета.

С ноября 1917 года и до своей гибели – бессменный председатель Законодательной и краевой Рад. Убит в ночь на 14 (27) июня 1919 г. из револьвера в «Палас-отеле» Ростова-на-Дону, куда прибыл на совещание по созданию Юго-Восточного союза.

Ф.А. Щербина с большим уважением относился к председателю Кубанской Рады, народному любимцу Н.С. Рябоволу. Своё отношение к нему он имел возможность высказать неоднократно.

Запечатлел он образ «батьки Миколы» и в поэтическом произведении «Дума про Мыколу Рябовола», написанном в жанре старинной казачьей думы. Так как ее текст малоизвестен, приведём его полностью:

 

Щербина Ф.А.

«Пережитое, передуманное и осуществленное»

 

Том 4-й

Дума про Мыколу Рябовола

стр. 485-489


* * *


Ой, пойихав наш Мыкола

Та свободы добувать, —

Забажалось козакови

Сирым людям волю дать.



З тым його послала Рада,

Прыказание дала,

Та прозналы монархисты

Про козачи ти дила.



Злата шайка, царська челядь,

Сором, смуту завела,

И смутьянив та шпионив

На Кубани розвела.



Ой прыихав наш Мыкола

До Ростова-на-Дону;

Загорилось щирэ сэрце –

Свитэ сонце скризь йому.



Думав, думав наш Мыкола

Про союз у козакив,

Як водылось в Запорожьи

У шанованих дидив.



Вин прымиряв, вин прыкынув,

Як братэрства тэ зробыть,

Як до ладу у станыцях

Ти порядкы закрипыть.



Добрэ будэ, як кубанци,

Браття тэрци та донци

В славним дили зъедыняться

Як ти пальцы в кулаци.



Ще мицнише дило будэ

Як сусиды вси зараз

Будуть радыться у купи

И народня будэ власть!



И черкэсы, и калмыкы,

И чеченци, ингуши

Будуть вси у тим союзи

До единойи души.



Отоди-то мыр настанэ,

И Росия оживэ,

И з союзу, як од корня,

Щастя джерэло забье.



Так то думав наш Мыкола

И на Ради так казав,

Шоб Росия знов зьедналась –

Дуже вин того бажав.



Та зла доля нэ судыла

Казакови довго жить,

Чорный ворон крякнув в поли,

Крывду правду стала крыть.



Свитэ мисяц, сяють зори,

Нич чудова началась,

Ох нэ чае наш Мыкола,

Шоб бида над ным стряслась.



Идэ вин з гостэй до дому –

Сэрце грае, взор горыть,

В думках вин Росию строе,

Всих людэй готов любыть.



А там дома за двэрямы

Тры шпиона залэглы,

Душогубци ти Мыколу

У засади стэрэглы.



Заскрыпилы дуже двэри –

То Мыколу хтось пустыв,

Наче плакалы вид горя,

Як их ворог зачепыв.



Нэ успив Мыкола глянуть,

Выстрил гулко загрымив,

И погиб за тэ Мыкола,

Шо еднать людэй хотив.



Вична слава Рябоволу,

Слава и його дэлам!

А злодиям монархистам –

В вики-вични стыд и срам.



* * *



Комментариев нет:

Отправить комментарий