четверг, 18 мая 2017 г.

Кубанский исторический и литературный сборник
1962г.
№14
Мащенко С. М.
«Отрывок воспоминаний»
стр.24
Желающим офицерам и чиновникам предоставлено было право оставаться на постоянное жительство в Екатеринодаре (многие там имели хорошие дома), но они должны были приписаться к какой-либо из станиц.
Помню, когда я еще не учился, степь (по-казачьи — царина) нашей Динской станицы соприкасалась с цариной екатеринодарских казаков. В 60-х годах земли были размежеваны на станичные юрты. Для Екатеринодара была отведена небольшая полоса земли северо-восточнее города, где впоследствии были разведены горожанами сады. Остальная земля, которой пользовались екатеринодарские казаки, отошла к юртам станиц Пашковской и Новотитаровской. Наша Динская стала соседями этих двух станиц.
Переселение екатеринодарских казаков я помню хорошо. Особенно много екатеринодарцев переселились в соседние станицы, в том числе и в нашу.
Я помню хорошо, как наша станица вдруг стала расширяться. Мне тогда было лет 7-8 и я, с другими мальчишками, бегал по станице и за станицею и нас, знавших все, что делается, удивляло, что сразу, по окраинам станицы, стало строиться множество усадьб, особенно по направлению к теперешней железной дороге и в противоположную сторону к северо-востоку от кладбища.
Динская скоро разрослась и стала вдвое больше.
Много екатеринодарцев переселились в Пашковскую и Елизаветинскую. Некоторые из них поселились и в других станицах Черномории, но не в большом количестве.
В станицах их называли «городянами».
Я помню Екатеринодар со второй половины шестидесятых годов прошлого века.
Тогда я был 6-8 ми летним мальчиком и мои воспоминания о городе отрывочны.
Жили мы в станице Динской, в 30-ти верстах к северо-востоку от Екатеринодара.
Мать моя (отец редко бывал дома: он все время находился на службе) в своих поездках в «город» — в станице никогда не говорили «в Екатеринодар», а в «город», брала иногда с собой и меня, но чаще старшего брата Николая.
Ездили тогда на быках, если поклажа была тяжелой или лошадью, запряженной в «повозку» (телегу), или в дроги.
Дорога была длинная и скучная, особенно когда ехали на быках. На средине дороги всегда останавливались на 1-1,5 часа, чтобы подкормить быков или лошадь, а затем двигались дальше.
Вторая половина пути была более интересной: скоро (верст за 15-20) показывался город: прежде всего, показывался своими 5-ю острыми, темными головами, старый, деревянный Войсковой собор, построенный черноморцами по переселении их на Кубань и разобранный, по ветхости в конце 70-х годов. Почти одновременно, немного левее, видны были леса, строившегося тогда нового Войскового собора. Вскоре, с левой стороны выявлялось темно-зеленое поле Войскового леса «Круглика», а справа деревья и крест церкви городского кладбища. Вскоре же показывались многочисленные ветряные мельницы и, наконец, открывался весь Екатеринодар, представлявшийся тогда сплошным лесом, т.к. высоких построек тогда не было, а многочисленные древесные насаждения были по всему городу и из-за них, издалека построек видно не было.  В большинстве это были дубы.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий