Кубанский исторический и литературный сборник
1962г.
№16
Мащенко С. М.
«Отрывок воспоминаний»
стр.23-24
Зимою жизнь в станице было более оживленною, причем заметное оживление вносили свадьбы.
Существовало два свадебных периода: 1-й, приблизительно с октября (от Покрова Пресв. Богородицы), когда закачивались все сельскохозяйственные работы до озимых посевов включительно и до Филлипова поста (Пелыпивка), начинающегося 14 ноября.
2-й свадебный период продолжался от Крещенья до Масленицы…
От Масленицы до Покрова никаких свадеб не происходило: до Пасхи был Великий пост, а после Пасхи — не до свадеб. Надо работать в степи, а, кроме того, свадьба требует известных расходов, а к весне у населения оставалось денег немного, только на наем косарей, харчи и пр. Осенью, когда собран и реализован урожай — можно и свадьбу сыграть!
Нужно сказать, что в станицах венчали только по воскресениям, после обедни; в другие дни не венчали. Не знаю, почему установился такой обычай.
Венчалось сразу по несколько пар. В разгар свадебного периода, в одно воскресение по 10-15 и даже 20 пар. Одновременно венчалось 3-4 пары (венцов не хватало); затем следующие, потом еще 3-4 пары и так далее. Венчание происходило часов с 10-ти (по окончании обедни) и до 2-3 часов дня. Счастливцы, повенчавшиеся первыми, уже пировали и веселились, а незадачливые томились в церкви в ожидании венчания.
Как ухитрялся священник венчать сразу несколько пар — сказать не могу. По всей вероятности, молитвы читались и произносились для всех, называя, где полагалось, имена всех венчавшихся, например: «Венчается раб Божий Тарас, рабе Божией Горпине, раб Божий Улас. рабе Божией Килини» и т.д.
После венчания отправлялись праздновать свадьбу к родителям невесты, где устраивался обед для приглашенных в комнате, а на дворе (в дурную погоду — под сараем) играла музыка для всех и танцевать мог всякий желающий; ворота двора в котором происходила свадьба были открыты настежь и всякий желающий мог зайти посмотреть на свадьбу; многие посещали все свадьбы, происходившие в станице в один и тот же день, и потом могли сравнивать, у кого была лучше свадьба.
Музыка состояла из скрипки и бубна; на более богатой свадьбе был еще и «бас» — виолончель, на которой играли не смычком, а пальцами «бринчалы» струны. Гармошки тогда в ходу не было. Музыканты сидели и играли, а вокруг них стояли любопытные и любители потанцевать. Танцевали в «кружке»; танцующие выходили из окружающей толпы внутрь кружка. Музыка играла только плясовые мотивы. Танцевали или парубок с дивчиною (не касаясь один другого и даже не берясь за руки), или две дивчины, или два парубка.
Я, пока не учился в гимназии, бегал по этим свадьбам: любил я музыку и, помню, восхищался грациозностью танца одного казака.
На дворе, возле музыкантов, праздновали свадьбу совершенно посторонние люди и даже не знакомые хозяевам.
Молодые же, их родители и приглашенные пировали в хате. Изредка «боярин» или «староста» выносили музыкантам водку и закуску.
«Боярин» — это шафер, а «староста» — это сват, т.е. человек который приходил с женихом сватать дивчину.
Порядок сватовства был таков: парубок уславливался с намеченной им будущей невестой, во время гуляния «на улице», получал от нее согласие, что она примет его «старостив» и «подаст рушник».
С согласия своих родителей, которые торопились поскорее оженить сына, чтобы иметь лишнюю работницу в хозяйстве, жених приглашал 2-х или 3-х близких своих знакомых казаков в «старосты» и с ними шел к родителям невесты сватать их дочку.
«Старосты» приходили в дом родителей невесты, причем у одного из них был под рукою хлеб. Здесь происходил целый ритуал сватанья. Начинали издалека, будто они случайно зашли, при этом расхваливали жениха.
Если родители находили жениха подходящим, а невеста соглашалась, то родители принимали от «старостив» хлеб, а невеста перевязывала их «рушниками» через плечо, а жениху перевязывала «хусткою» — платком руку. Это и называлось «подавала рушники» и считалось решенным делом. К подавшей рушники дивчине другие «старосты» не приходили.
Так бывало в большинстве случаев, но бывали и неудачники-женихи.
Когда состоялось сватание, то назначался день свадьбы, через несколько месяцев: надо было собраться с приданным и приготовить все к свадьбе. Часто бывало, что «рушники» поданы осенью, а свадьба игралась после Рождества.
(продолжение следует)
1962г.
№16
Мащенко С. М.
«Отрывок воспоминаний»
стр.23-24
Зимою жизнь в станице было более оживленною, причем заметное оживление вносили свадьбы.
Существовало два свадебных периода: 1-й, приблизительно с октября (от Покрова Пресв. Богородицы), когда закачивались все сельскохозяйственные работы до озимых посевов включительно и до Филлипова поста (Пелыпивка), начинающегося 14 ноября.
2-й свадебный период продолжался от Крещенья до Масленицы…
От Масленицы до Покрова никаких свадеб не происходило: до Пасхи был Великий пост, а после Пасхи — не до свадеб. Надо работать в степи, а, кроме того, свадьба требует известных расходов, а к весне у населения оставалось денег немного, только на наем косарей, харчи и пр. Осенью, когда собран и реализован урожай — можно и свадьбу сыграть!
Нужно сказать, что в станицах венчали только по воскресениям, после обедни; в другие дни не венчали. Не знаю, почему установился такой обычай.
Венчалось сразу по несколько пар. В разгар свадебного периода, в одно воскресение по 10-15 и даже 20 пар. Одновременно венчалось 3-4 пары (венцов не хватало); затем следующие, потом еще 3-4 пары и так далее. Венчание происходило часов с 10-ти (по окончании обедни) и до 2-3 часов дня. Счастливцы, повенчавшиеся первыми, уже пировали и веселились, а незадачливые томились в церкви в ожидании венчания.
Как ухитрялся священник венчать сразу несколько пар — сказать не могу. По всей вероятности, молитвы читались и произносились для всех, называя, где полагалось, имена всех венчавшихся, например: «Венчается раб Божий Тарас, рабе Божией Горпине, раб Божий Улас. рабе Божией Килини» и т.д.
После венчания отправлялись праздновать свадьбу к родителям невесты, где устраивался обед для приглашенных в комнате, а на дворе (в дурную погоду — под сараем) играла музыка для всех и танцевать мог всякий желающий; ворота двора в котором происходила свадьба были открыты настежь и всякий желающий мог зайти посмотреть на свадьбу; многие посещали все свадьбы, происходившие в станице в один и тот же день, и потом могли сравнивать, у кого была лучше свадьба.
Музыка состояла из скрипки и бубна; на более богатой свадьбе был еще и «бас» — виолончель, на которой играли не смычком, а пальцами «бринчалы» струны. Гармошки тогда в ходу не было. Музыканты сидели и играли, а вокруг них стояли любопытные и любители потанцевать. Танцевали в «кружке»; танцующие выходили из окружающей толпы внутрь кружка. Музыка играла только плясовые мотивы. Танцевали или парубок с дивчиною (не касаясь один другого и даже не берясь за руки), или две дивчины, или два парубка.
Я, пока не учился в гимназии, бегал по этим свадьбам: любил я музыку и, помню, восхищался грациозностью танца одного казака.
На дворе, возле музыкантов, праздновали свадьбу совершенно посторонние люди и даже не знакомые хозяевам.
Молодые же, их родители и приглашенные пировали в хате. Изредка «боярин» или «староста» выносили музыкантам водку и закуску.
«Боярин» — это шафер, а «староста» — это сват, т.е. человек который приходил с женихом сватать дивчину.
Порядок сватовства был таков: парубок уславливался с намеченной им будущей невестой, во время гуляния «на улице», получал от нее согласие, что она примет его «старостив» и «подаст рушник».
С согласия своих родителей, которые торопились поскорее оженить сына, чтобы иметь лишнюю работницу в хозяйстве, жених приглашал 2-х или 3-х близких своих знакомых казаков в «старосты» и с ними шел к родителям невесты сватать их дочку.
«Старосты» приходили в дом родителей невесты, причем у одного из них был под рукою хлеб. Здесь происходил целый ритуал сватанья. Начинали издалека, будто они случайно зашли, при этом расхваливали жениха.
Если родители находили жениха подходящим, а невеста соглашалась, то родители принимали от «старостив» хлеб, а невеста перевязывала их «рушниками» через плечо, а жениху перевязывала «хусткою» — платком руку. Это и называлось «подавала рушники» и считалось решенным делом. К подавшей рушники дивчине другие «старосты» не приходили.
Так бывало в большинстве случаев, но бывали и неудачники-женихи.
Когда состоялось сватание, то назначался день свадьбы, через несколько месяцев: надо было собраться с приданным и приготовить все к свадьбе. Часто бывало, что «рушники» поданы осенью, а свадьба игралась после Рождества.
(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий