вторник, 23 мая 2017 г.

Б. С. Агрба, С. Х. Хотко
«Островная» цивилизация Черкесии.
Черты историко-культурной самобытности страны адыгов

Особого  внимания  заслуживает «вегетативная  груша»,  на Черноморском  побережье  в  Краснодарском  крае.  Она  дает  второй  урожай плодов вследствие пролиферации цветков и их махровости, в результате чего в образовании ложного плода принимают участие многочисленные элементы околоцветника  и  пролиферировавших  листовых  образований,  которые, срастаясь, в совокупности образуют плод сложного происхождения, сочный, высоко  качественный...  На  Кавказе  происходил  очевидно  бурный  процесс эволюции  культурной  груши.  Здесь  обитает  в  диком  состоянии  свыше 20 видов рода Pyrus, в том числе P. caucasica. Население с древнейших времен занималось  прививками  и  отбором;  здесь  возникали  во  множестве спонтанные  межвидовые  и  межродовые  гибриды  в  зарослях  диких плодовых...  процесс  формообразования  культурных  сортов  груши происходил здесь совершенно независимо от эллинской культуры груши в Средиземье. Вряд ли Средиземье имеет приоритет в происхождении культурных форм груши; наоборот, все данные за то, что именно Кавказ явился ареной эволюции груши — как дикой, так и культурной...  ни  древность  народов  Греции,  ни  ее  естественные  грушевые ресурсы,  ни  опыт  населения  не  могут  идти  даже  в  отдаленное  сравнение  с таковыми  на  Кавказе. ...В  Средиземье  баски  знали  о  прививках  раньше  эллинов  и  научили  им  иберов.  Но  баски,  возможно,  связаны  корнями  с Кавказом, откуда и восприняли прививки. Родина прививок — Кавказ. Индия не  знала  их...
в СССР имеется  немало  хороших  культурных  сортов,  плоды  которых  поражают своей  величиной:  так,  например,  сорт «Кышайву»,  найденный  в  старом черкесском  саду  на  Кавказском  побережье  Черного  моря,  дает  плоды, достигающие 3 кг. веса»24. Жуковский указывает на эндемичность айвы для территории Кавказа и, что очень важно, привлекает для иллюстрации своего тезиса  широкий  исторический  материал.  В  частности,  он  говорит  о заимствовании  этой  культуры  хеттами — сейчас  мы  знаем,  что протохеттское население было тесно связано с Северо-Западным Кавказом, с племенами Майкопской культуры и разговаривало на протоабхазо-адыгском языке...
Местом происхождения домашней сливы надо признать Кавказ, где алыча и терн  растут  совместно  и  где  натуральные  гибриды  их  установлены многократно... Возникавший постоянно на Кавказе вид Рг. Domestica обратил на себя внимание древних земледельцев Кавказа и был одомашнен...
стропила  знаменитого  по  архитектуре  Реймсского  собора, разрушенного немцами во время первой мировой войны, были сооружены из кавказского  каштана.  Древесина  кавказского  каштана  обладает уникальными  свойствами:  она  очень  красива,  прочна,  т.е.  намного  прочнее дуба,  а  высокое  содержание  в  ней  таннидов  делает  ее  очень  стойкой  по отношению  к  паразитическим  грибам — разрушителям  древесины...
В Японии в префектуре Аомори (расположенной на самом севере  страны,  на  островах)  был  обнаружен  крайне  интересный  культовый памятник III тыс.  до  н.э.,  при  строительстве  которого  были  использованы стволы каштана с диаметром не  менее  метра  и  длиной  не  менее 18м.  Деревья  со  столь  заурядными,  по кавказским  меркам,  параметрами  не  были  найдены  ни  в  Японии,  ни  на Дальнем Востоке. Организаторы этого международного проекта обратились к  российскому  правительству  за  разрешением  подыскать  такие  деревья  на Черноморском  побережье  Кавказа.  И  в 1996г.  шесть  огромных  деревьев кавказского каштана, прошедших тщательный отбор, были переправлены из Головинского лесничества Сочи в Японию...
Именно  существование  Майкопской  культуры,  обладавшей  высоким  для своего  времени  уровнем  знаний  о  металле,  позволило  Э.А.Спейзеру выстроить  теорию,  согласно  которой  древнейшая  металлургия  возникла  на Северном Кавказе, откуда она распространилась на юг, дав в качестве своего деривата  древнейшую  культуру  Элама (Сузы).  Влияние  Майкопа  простиралось  и  значительно  южнее  Элама:  сохранились  изображения майкопских псалиев на шумерских печатях раннединастического периода...
Дж.П.Мэллори (Белфаст)  отмечает  мощное цивилизирующее  воздействие  Майкопской  культуры  на  территорию Украины  и  делает  вывод  о  том,  что «майкопцы»  явились  ее  первыми  обитателями...
Итак,  дольменная  культура,  органично  вырастая  на  базисе  Майкопской культуры, просуществовала почти две тысячи лет: от середины III тыс. до н.э. и до VIII-VII вв. до н.э. Дольмены дистанцируют Северо-Западный Кавказ от остального  Кавказа  и  сближают  черкесский «остров»  со  странами-«островами»  Средиземноморья.  Само  существование  дольменов  по  поясу Средиземноморья  от  страны  басков  до  Черкесии  является  материальным подтверждением  теории  Н.Я.Марра,  согласно  которой  современные кавказские  языки  представляют  собой  остатки  языков  древней  группы народов,  между  которыми  существовала  первоначально  территориальная  и лингвистическая непрерывность..
Ученые, занимающиеся изучением этногенеза  басков,  делают  два  основных  вывода: 1) что  этот  этнос  является единственным  реликтовым,  доиндоевропейским  этносом  Европы; 2) и,  что территория,  которую  освоили  баски  до  прихода  первых  индоевропейцев, доходила  до  Центральной  Европы.  Басконские  дольмены  являются  более древними,  чем  дольмены  Северо-Западного  Кавказа.  Первые  дольменные постройки Пиренеев датируются 4000-3500 гг. до н.э., т.е. они на 1—1,5 тыс. лет  старше  черкесских  дольменов.  А  основное  время  их  строительства подразделяют на два этапа, поздний из которых датируется 2700-2500 гг. до н.э.,  то  есть  мы  можем  констатировать,  что  первый  дольмен  в  районе Майкопа  был  возведен  тогда,  когда  протобаски  закончили  строительство своего  последнего  дольмена...
Однако следует заметить, что со II тысячелетия до н.э. ... и до  самого  позднего  времени  на  территории  Западного  Кавказа  по археологическим материалам не ощущается существенной смены населения...
Термин «мисюрка» восходит к арабскому названию Египта — Миср, которое было  усвоено  черкесами (см.,  например,  фамилию  Мысроко),  а  уже  от черкесов  термин  был  своеобразно  усвоен  русскими  и  именно  для определения  разновидности  шлема.  Этими  шлемами,  наряду  с  другими типами, пользовались мамлюки и из Египта он распространился по Африке, Европе и Ближнему Востоку. На Русь он попадал скорее всего напрямую из Черкесии  и  был  назван  мисюркой,  а  не  черкесским  шлемом,  т.к.  название «шеломов черкасских» в русской терминологии уже давно было закреплено за высоким типом шлема конусообразной формы. Именно они упоминаются в «Задонщине». То, что Дмитрий Донской, русские князья и элита войска предпочитали  черкесские  шлемы  свидетельствует  о  высоком  уровне производства доспехов на Северо-Западном Кавказе...
Польский историк Б.Барановский пишет  в  этой  связи: «Сильно  было  также  в XVII веке  влияние  кавказской моды на польскую; это бросалось в глаза иностранцам. Западноевропейские путешественники, которые в XVII веке, а особенно во второй его половине, бывали  в  Стамбуле,  отмечали  в  своих  описаниях,  что  одежда  польских послов почти ничем не отличалась от грузинской или черкесской. Польский король  Ян Собесский одевался обычно в кавказскую одежду. О том, какой была  мода  в  краю  черкесов  или  в  Грузии,  он  узнавал  от  специальных  посланцев.  Седла  и  конная  упряжь  тоже  изготовлялись  по  черкесской  или грузинской  моде».  Барановский  указывает  на  очень  интересное  явление увлечения  черкесской  всаднической  модой  в  Речи  Посполитой — стране европейской,  с 10-12 млн.  населением,  католической,  не  имеющей  общей границы  с  Черкесией...
И,  если  русское  увлечение  первой  половины  ХIХв. черкесками, папахами, газырями, кинжалами, наборными поясами, шашками, бурками, башлыками, седлами, конями, т.е. всем всадническим комплексом  было  вызвано  стремлением  выжить  в  горной  войне, максимально быстро и функционально экипировать казачью кавалерию, ну и, естественно,  самой  привлекательностью  этого  комплекса (его  красотой, экзотичностью  и  эффективностью),  то  как  мы  можем  объяснить  польское увлечение XVII века?..
В.Б.  Ковалевская  отмечает  тот  факт,  что  наиболее  ранние  экземпляры наборных  поясов  обнаружены  на  Черноморском  побережье  Северного Кавказа, то есть в Зихии (Черкесии), VI в. н.э...
Пояс  стал  своеобразным  паспортом  дружинника  раннего средневековья и свидетельством его места в дружинной иерархии. На поясных наборах VI—IX вв. больше, чем в других категориях вещей, проявлялась общая евразийская мода...
Весьма неожиданным фактом оказывается использование в средневековой Черкесии (вплоть  до XVIII в.)  боевых  юбок,  которые  изготавливались  из толстой  кожи,  были  длинными  и распашными, и хорошо прикрывали ноги всадника от действий пехотинцев противника. Эти боевые юбки черкесов сохранились в музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)  в  Санкт-Петербурге...
В первой половине XIX в. казачество  и,  в  целом,  русская  армия  переняли  у  черкесов  их  верхнюю мужскую  одежду,  т.е.  черкеску,  а  также  бурку,  папаху,  наборный  пояс, клинковое оружие, приемы боя, коней, седло, сбрую, башлык, обувь, приемы джигитовки,  ухода  за  конем  и  многое  другое.  В  этом  ряду,  заимствование шашки  и  черкески (а  черкеска  не  может  рассматриваться  в  отрыве  от газырей,  наборного  пояса  и  кинжала,  неотъемлемых  атрибутов  адыгского костюма этого периода) — наиболее яркие примеры...
В  рамках  нашей  темы  мы  должны  подчеркнуть,  вслед  за  Л.И. Лавровым,  типологическое  сходство  жилищно-поселенческого  комплекса Черкесии  с  домами  и  селениями  украинских  казаков...

Чэрэз - Черешня
Уэркъ Хабзэ - Рыцарский кодекс
http://apsnyteka.org/917-agrba_b_hotko_s_ostrovnaya_tsivilizatsya_cherkesii.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий