среда, 11 октября 2017 г.

1-я часть
Известия ОЛИКО
№ 6
1913г.
Концевич Г.М.
Чумаки в народных песнях

Песня для Малороссии — все:
И поэзия, и история, и отцовская могила
Н.В. Гоголь
***
Это надгробные памятники и вместе отжившие свидетели отжитой старины.
Другие народы в память важнейших происшествий своих чеканят медали, по
которым история часто разгадывает минувшее; события казацкой жизни часто
отливались в звонкие песни, и потому они должны составить самую верную
и вразумительную летопись для нового бытописателя Малороссии.
М.А. Максимович

Чумачество, по словам И.Я. Рудченка, является одной из любопытных черт демократической жизни Малороссии, выработавшей торговое учреждение соответственно идеалам, которые во многих отношениях совпадают с современными социальными.
Чумаки — исключительно народные торговцы. Это не каста, не замкнутое сословие, не специальный даже класс, который резко отличался бы в жизни составом, интересами и привычками от народной среды. Чумак дома и орет, и сеет, и молотит и как все придерживается обрядов и обычаев земляков своих; если холост — ходит на «улыцю» и «вечерныцi», «кохаеться з дивчыною».
Чумачеством занимались в свободное время «Сiчовики» — казаки; не чуждо было это занятие и мещанству; впоследствии некоторые из мелкопоместных малорусских «панкив» — потомки всяких «сотникив, войсковых и бунчужных товарищей, канцеляристов и подканцеляристов» — посылали свои «парныци» в дорогу. Условия прежнего времени вызывали организацию чумачества в «артiль», «валку» — основу дорожной жизни, вытекающие из начал идеи ассоциации.
Чумак один никогда не выходит в дорогу: у него непременно есть «славне товарыство» под предводительством старого и опытного чумака — отамана; он в дороге «голова», которому вся «валка» строго подчиняется; избирается кроме того особый кашевар, сторожа «волив на попаси».
Собравшись на «становище», все чумаки, попрощавшись с родными: кто с отцом, ненькою, братьями, сестрами, женой и детками, а кто с «дивчыною-коханкою», обратившись с молитвою к Богу — «Господы, благословы! — Дай Боже, час добрый!» — медленно двигались от родного села и, проехавши 10-15 верст, останавливались на «попас». Неподалеку от дороги стоят огромные чумацкие возы, укрытые кожами для сбережения товаров от дождя, «мережани ярма» с «терновыми занозами» висят на «вiйях»; тут невдалике «сири» та «полови» волы чумацкие едят взятое из дому сено, или немного в стороне — пасутся на «травыци-муравыци», или же стоят «ремегают», а сами чумаки обсели вокруг разведенного огня — варят «снидання».
Все почти внимание чумака в дороге обращено на волов, чтобы они и наелись впору, и напоены были вовремя, и чтобы им был дан продолжительный отдых.
Чумаками, как известно, называются малороссияне, отправляющиеся на волах в Крым за солью и к морям Черному и Азовскому за рыбою и развозящие продукты эти по многочисленным украинским ярмаркам. Имя это в последнее время присвоено также и малороссийским извозчикам, занимающимся доставкою чужих товаров.
Таким образом, чумаки, по теперешним нашим понятиям, не более, как мелкие торговцы — промышленники рыбой и солью, или же просто извозчики — «хурщыки». Название «чумак», по мнению писателей Скальковского, Новосельского и Закревского, произошло от слова «чума» для предохранения от которой чумаки, идя в дорогу в Крым за солью, обмазывали дегтем штаны и «сорочку». Они были едва ли не первыми, вывозившими оттуда в Украину чуму, не говоря уже о том, что сами они нередко заражались и умирали от этой болезни.
Другой признак, по которому могло произойти название чумака от слова «чума», — это внешний вид его. Постоянное пребывание при волах, ежедневная смазка колес, пыль, въевшаяся во все тело чумака, делают его черным, — что напоминает чумных больных.
Чумак и чумилка — замарашка, чумазый. Запорожье служило посредником в торговле между Украиною, Литвою и Польшею с одной стороны, и Крымом с другой.
Само положение Запорожской Сичи, на перепутье из указанных стран к южным морям и в Крым, — побуждало запорожцев принимать деятельное участие в торговле.
Кроме самых сичивикив, ловлею рыбы занимались и наемные рыболовные партии — рабочие, по большей части бродяги бездомные, бурлаки, а у нас на Кубани  «забродчыкы» (в заброд ловить рыбу).
(продолжение следует)
=====================================

Комментариев нет:

Отправить комментарий