среда, 11 октября 2017 г.

3-я часть
Известия ОЛИКО
№ 6
1913г.
Концевич Г.М.
Чумаки в народных песнях
стр.170-172
Когда же потом торговая деятельность чумаков начала постепенно заменяться извозною, чумаки, набравши, например, красных и бакалейных купеческих товаров в Харькове или даже в Москве, отвозили их за известную плату в Ростов-на-Дону или Таганрог, в Черноморию, а отсюда вывозили на собственный уже счет рыбу и распродавали ее в других более северных местах Малороссии».
Более ста лет прошло со времени переселения наших славных предков «лыцарей запорожських» на Кубань, а их потомки, воинственные черноморцы и до сих сохранили немало песен чумацких, варьируя только их согласно новым жизненным условиям в начале дикой, пустынной и многоводной Кубанской равнины.
Отпрыск «Сичовых чумакив», «бурлакив» и «забродчикив» не так давно отжил в наших краях и некоторые из стариков — кубанских казаков и теперь по памяти или же по рассказам своих отцов и дедов довольно точно фотографируют тип чумака с его неразлучными друзьями — круторогими волами, громоздкими возами.
Вот подробное описание чумацкого костюма и его «парныци» — со слов наших стариков-казаков:
Шапка из цветного толстого сукна с «наушниками», внутри подбитая «смушком».
Сорочка из белого холста, на груди вышита заполочью крестиками красного, синего и черного цветов в украинском стиле; застегивается на шее цветною застежкою и вбирается в штаны.
Штаны «пистреви» из толстого грубого полотна «з велыкою матнею», опускающуюся ниже колен, почти до земли; «халоши» вбираются в большие, простой грубой кожи сапоги. Очкур — тесьма или шнурок, поддерживающий штаны.
Чоботы с широкими «халявами» «из морщынами» (гармонией), значительно выше колен, если халявы растянуть; очень тяжелые и прочные; «пидборы» в полвершка вышиною, широкая площадь их густо набита гвоздями со «штылем» — стовбовати; подошвы толстые, прочные, шиты дратвою: — «рантови чоботы»; каблуки расписаны разными рисунками из железных и медных мелких гвоздей.
Кожух желтого цвета, крашенный «кермеком» на подобие российских со сборами на талии и расшитый цветными шнурками на груди.
Свыта из старого толстого сукна с «кобыняками» — полукруглой формы башлык, — пришитый к воротнику.
Люлька пеньковая полтавского изделия.
Батиг  легкий, небольшой с длинным  «пужалном» — непременная принадлежность чумака.
Волы или быки «половiи», серые, крупные и круторогие; часто концы рогов окрашивали и даже золотили.
Мажи или возы длинные, но не очень глубокие — «пологовати», обшиты лубками, на высоких колесах; «люшни» с выкотом.
Мазныця — деревянная  кадушка для дегтя. Она состоит из «бочкiв, деньця и дыркы», закрываемой «затычкою» и «дужкы», за которую мазныцю привешивают обыкновенно внизу задней оси. Принадлежность «мазныци» — «квач» или «мазыло».
Ярма мережани с терновыми занозами.
Важныця — род столика — подставляется под «ваговый дрюк», когда мажут дегтем оси.
На возу лежит кожа для прикрытия товара в ненастную погоду.
Глубокие по смыслу и дивные по своей мелодии песни, перешедшие с кубанскими чумаками, песни, которые и здесь на новой родине сопровождали их в дороге на Дон и Крым, остались почти в полной сохранности среди стариков-казаков, заставляя последних в минуты грусти проливать слезы и вызывая порывы беззаботного веселья во время разгульного пиршества.
Чумацкие песни, — это важнейший источник и памятник народного творчества, — исполнены неподдельным лирическим воодушевлением и восторгом; песни эти поражают истинным трагизмом; в них до такой степени ярко и полно отпечатлелся не только дух чумачества, но и строй его жизни, с картиною быта, нравов, обычаев и обрядов, что они должны лечь в основание при изучении оригинального типа малорусского торговца.
(продолжение следует)
==========================================

Комментариев нет:

Отправить комментарий