среда, 11 октября 2017 г.

2-я часть
Известия ОЛИКО
№ 6
1913г.
Концевич Г.М.
Чумаки в народных песнях
— «Чумачество, — подтверждает Ф.А. Щербина — тянется длинной нитью через всю историю малорусского племени и теряется в том отдаленном времени, с которого начинаются известные торговые отношения малороссов с другими народами, а с чумачеством всегда были связаны чумацкие «валки» и «ватаги». «Ватага» — слово, очевидно, татарское, употребляемое ими в смысле толпы, сборища; слово, потом перешедшее в разговорную речь у малороссов, выражая им всякую толпу или сборище людей.
«Валка», — очевидно, от слова  «валить» — двигаться медленно, обозначает обоз, состоящий иногда из нескольких соединенных вместе артелей. — Малороссы издавна были поставлены в необходимость добывать рыбу и соль вне родины в местностях, принадлежавших совершенно другому народу, что и делало торговлю взаимною, международною и что послужило, собственно, главною и существенною причиною для развития чумачества.
В период усиленного своего развития чумачество было тесно связано с развитием казачества вообще и Запорожской Сичи в особенности, под покровительством которых ежегодно сотни и тысячи чумацких возов, нередко принадлежавших самим казакам, ходили далеко в Польшу, в Галицию, в Молдавию, на Дон и в Великороссию.
Малороссия была в это время как бы центром, из которого, как по радиусам, сновали туда и обратно в разные стороны чумацкие валки.
В течение трех веков, начиная с XVI столетия, чумачество было уже вполне сложившимся и законченным экономическим фактором, в форме прочных артельных начал и ездило по своим «одвiчным шляхам», т.е. по старым-престарым от веков существовавшим дорогам.
Впоследствии чумаками были проложены и другие пути из Дону на Черноморию, нынешнюю Кубанскую область, в Ставропольскую губернию, в Астрахань, и пр. и пр.
Организация чумацких ватаг носила полувоинственный характер. Отправляясь вдаль надолго в чужую сторону для торговли и извоза, каждому из чумаков необходима была взаимная помощь в несчастных случаях и дружная совместная защита от жадных до наживы и враждебных народностей.
Когда шла чумацкая валка, атаман непременно ехал впереди всех на первом возу. Его обязанности заключались в том, что он указывал путь, определял время езды и отдыха, следил за выполнением очередей дневных и ночных сторожей, стерегущих волов, входил в споры ватажам и был неограниченным руководителем во время нападения на валку злых татар или безбашенных гайдамак.
В народных чумацких песнях, живых памятниках чумацкой жизни и деяний, упоминается о Дунае, Днестре, Доне, Волге, Хороле, Салгире, Самаре, Крыме, Перекопе, Козлове, Полтаве, Варшаве, Кремень-городе, Азове и о многих других местах, куда ходили чумацкие валки.
==================================

Комментариев нет:

Отправить комментарий