пятница, 20 октября 2017 г.

12-я часть
Известия ОЛИКО
№ 6
1913г.
Концевич Г.М.
Чумаки в народных песнях
стр.188-190

27) Козаче-бурлаче,
Чого зажурывся?
Чы волы прысталы,
Чы з дорогы збывся?

Волы не прысталы,
З дорогы не збывся,
Тым я зажурывся:
Без доли вродывся!

Пишов чумак полем
Шукать соби доли;
Не знайшов вин доли,
Найшов быстру ричку...

Пиду утоплюся,
Бо доли немаю!
Ой, выйшла дивчына
З зеленого гаю:

«Не топысь, козаче,
Бо душу загубыш,
Ходим повинчаймось,
Колы вирно любыш!»

Ой, пишлы винчаться.
Нема попа дома, —
«Чы твое нещастья,
Чы моя недоля?»

Пишов чумак полем,
Дивка долыною,
Та й став козак терном,
Дивка — калыною.

Чумакова маты
Пишла терну рваты,
Дивчынына маты —
Калыны ломаты.

 — Та тож не терночок, —
А то мiй сыночок;
Та тож не калына, —
То моя дытына!

Положение женившегося на не любимой «дивчыни», при насилии родных, особенно тягостно. Такой муж высказывает полное пренебрежение и даже отвращение к жене.

28) Ой, не сам я оженывся,
Оженыла маты,
Та не тую дивчыноньку,
Що я хотив взяты.
Лучше було б жыты весь вик козаком,
В Крым по силь ходыты, зваться чумаком.

Клыче маты вечеряты,
Я ж не можу систы:
Бо як гляну на погану, —
Нельзя ж мени йисты
Лучше було б жыты весь вик козаком,
В Крым по силь ходыты, зваться чумаком.

Пишов бы я до церковци
Богу помолыться;
А як гляну на погану, —
Не можу молыться.
Лучше було б жыты весь вик козаком,
В Крым по силь ходыты, зваться чумаком.

С таким точно припевом мне часто приходилось слышать несколько варьированных песен среди старых и молодых кубанско-черноморских казаков и одну из них записать в 1-м Екатеринодарском полку:

29) Як бы в мене сирый кинь, —
Я сидельце маю,
Пойихав бы на Вкраину
Де дивчыну знаю.

Гей! Лучше жыть-быть,
Жыть-быть козаком,
В Крым по силь ходыты,
Зваться чумаком.

Як пишов я до первои
Люлькы закурыты,
Зняла з мене сиру свыту,
Ще й хотила быты.

Гей! Лучше жыть-быть...

Як пишов я до второи,
Велыть мени систы,
Дають мени барабулю
Не чыщену йисты.

Гей! Лучше жыть-быть...

Я на тую барабулю
Скоса поглядаю;
На полыци вареныкы, —
На их уповаю.

Гей! Лучше жыть-быть...

Погасылы каганци,
Полягалы спаты;
Я за тiи вареныкы,
Та й драла из хаты

Гей! Лучше жыть-быть...

Йив, йив вареныкы,
Та ще й вареныци,
Перевернув макитерку
В синях на полыци

Гей! Лучше жыть-быть,
Жыть-быть козаком,
В Крым по силь ходыты,
Зваться чумаком!

В заключение привожу песню, выражающу нетерпеливо-трогательно-томительное ожидание отца детьми. Содержание ее говорит само за себя: дети бесконечно любят своего «татка» и, поджидая его, не раз уже «на могылу выбигать», Богу молятся, чтобы его возвращение было благополучным.

30) Чумаковы диты,
Як розовы квиты,
На могылу выбигають,
Татка выглядають.

Миж нымы найстаршый
Молытву чытае:
«Ой, змылуйся, Ты, наш Боже,
Змылуйся над намы;

Ой, змылуйся, Боже,
Змылуйся над намы,
Щоб прыйихав та наш татко
Сиримы воламы!»

Зийшлы дощи дрибненьки,
Дорогу спсувалы;
Чуть у нашого ридного татка
Волив не поотнималы.

Гей-мо, волы, гей-мо, сири,
Та гей, половiи!
Бо вже скоро мене встринуть
Диточкы малiи.

Бижать диткы дорогою
Як ти каченята,
Та встричають ридного татка
Хлопятка й дивчатка.

Совокупность этих песен и составляет тот драгоценный материал произведений народной поэзии, по которому, как лучшему памятнику прошлой жизни Малороссии, мы и можем судить о типе отжившего в настоящее время чумака.
Из этого краткого обзора и перечня песен, оставшихся нам в назидание, видно, что чумак был не только купец и по нужде полувоин, но и человек он был!

Г.М. Концевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий