По песне про чумака и чайку можно было бы хороший мультфильм сделать заинтересованным людям.
5-я часть
Известия ОЛИКО
№ 6
1913г.
Концевич Г.М.
Чумаки в народных песнях
стр.175-177
Вариант песни на ту же тему
4) Чумак ярма нарывае,
Завтра з дому выйизжае,
Завтра з дому выйизжае,
Жинку дома покыдае
«Оставайся, жинко, дома,
Рубай дрова до порога,
Рубай дрова до порога,
А солому до ослона,
Соломою пичку топы,
А в сусида солы просы!»
— Сусидочкы, голубочкы,
Дайте солы дви дрибочкы,
Дайте солы дви дрибочкы,
Посолыты огирочкы, —
На загони ни шерстыны,
А в колысци дви дытыны!..
Ст. Новоплатнировская
Следующие песни обрисовывают жизнь чумаков в дороге, на покосе, на ночлеге.
5) Ой, горе тiй чайци,
Горе тiй небови,
Що вывела чаеняток
Пры бытiй дорози
Там чумакы ишлы,
Та чаечку нашлы;
Стару чайку изогналы
Чаенят забралы.
А чаечка вьеться,
Об дорогу бьеться;
До дорогы прыпадае,
Чумака благае:
«Ой, чумаче, чумаче,
Молодый бурлаче,
Верны ж мои чаенята
Ще ж воны маленьки!»
— Ой, не верну, чайко
Не верну, небого,
Бо забереш чаенята, —
Полетыш у поле.
«Буду волив пасты,
Буду й завертаты
Верны ж мои чаенята, —
Бо я йихня маты!»
— Ой, леты ж ты, чайко,
На зелену пашу,
А твои вже чаенята
Покыдалы в кашу!
«Бодай же вам, чумакы
Волы похворилы,
Як вы мои чаенята
З кашею пойилы;
Бодай же вам, чумакы,
У Крым не сходылы,
Як вы мои чаенята
У каши зварылы;
Бодай же вам, чумакы,
Волы поздыхалы
Як черев вас чаенята
На вики пропалы!»
Ст Новолеушковская
6) Найихалы чумаченькы з Украины,
Сталы воны волив пасты край долыны,
Выкресалы ясного огня из ружыны,
Та й пустылы пужарочок по долыни
Та й пустылы пужарочок по долыни,
Изпалылы теплее гниздо соловьине...
Ой, полетив соловейко до зозули:
«Зозуленько, сестро моя, та порадь мене!»
— Чи я ж тоби, сестро, не казала,
Що не мосты теплого гнизда у степочку.
А помосты ты гниздечко у лисочку,
У лисочку на дубочку, на вершечку.
Тоди будуть чумаченькы пройизжаты,
Будуть з теплого гнизда дывуваты.
Народные песни живописно изображают разного рода столкновения чумаков и со своими и с чужими «ворогамы» — ногайцами, которым зарезать двух-трех ватажан, отнять скотину или хлеб считалось молодечеством. Вот как описывается столкновение чумацкой ватаги с шайкой гайдамак:
7) Гей, рано всталы, возы помазалы,
Сири волы, бач, позапрягалы.
Гей, степом йидуть, нови возы рыплять
Сири волы та и ремыгають.
Гей, дойизжають к зеленому гаю, —
Разбойнычкы чумакив стричають:
«А здорови, хлопци, добри молодци,
А здорови ночувалы!
Скажить мени, хлопци, превражи сыны,
Де найстарший ваш отаман?»
— Гей, наш отаман та поза возамы
Умываеться вин слизонькамы...
Гей, вы та хлопци, вирни товарищи,
А берить вы дрюкы вси у рукы:
Гей, быйте, хлопци, быйте, выбывайте,
В нови возы гайдамак складайте;
Гей, та повеземо их в Полтаву,
Та зробымо Чорноморську славу
«Гей, наша слава по всим свити стала,
Чумацька доля щоб не вмырала!»
Ст. Калниболотская
Вариантов на эту тему у нас в Черномории сохранилось немало. Почти во всех песнях чумацкий «отаман» приказывает «хлопцям» бить, не жалея, гайдамак, — разбойников и пр. любителей легкой наживы.
8) Ой, ясно, ясно та сонычко сходыть,
А темнесенько заходыть;
Ой, смутный, смутный чумацкый отаман
Та по табору ходыть:
«Ой, уставайте, ой, вы возы мажте
Сири волы запрягайте!»
Ой, хлопци всталы, возы помазалы,
Сири волы та й позапрягалы.
Ой, що вин ходыть, били рукы ломыть,
Та словесно говорыть
«Ой, вы, хлопци, в добри молодцы,
Уставайте, возы мажте,
Ой, степом йидуть, нови возы грають,
Сири волы, бач, ремыгають.
Ой, из-за гаю, гаю зеленого
Разбойнычкы выглядають.
Ой, попереду та йихнiй отаман
На коныку выгравае,
Що вин грае, грае, выгравае,
До табора навертае:
«Ой, а здорови, молоди чумакы!
Та де ж ваш отаман?»
Ой, наш отаман иде миж возамы,
Та вмываеться сльозамы.
«Ой, вы хлопци, вы, добри молодци,
Берить вы дрюкы в рукы,
Та берить вы дрюкы вси у рукы,
Та вяжить назад им рукы.
Ой, вы быйте, быйте, не робiйте,
На нови возы кладите;
Ой, та повез в город у Полтаву,
Зробымо чумацьку славу!»
Ст. Новолеушковская
==============================
5-я часть
Известия ОЛИКО
№ 6
1913г.
Концевич Г.М.
Чумаки в народных песнях
стр.175-177
Вариант песни на ту же тему
4) Чумак ярма нарывае,
Завтра з дому выйизжае,
Завтра з дому выйизжае,
Жинку дома покыдае
«Оставайся, жинко, дома,
Рубай дрова до порога,
Рубай дрова до порога,
А солому до ослона,
Соломою пичку топы,
А в сусида солы просы!»
— Сусидочкы, голубочкы,
Дайте солы дви дрибочкы,
Дайте солы дви дрибочкы,
Посолыты огирочкы, —
На загони ни шерстыны,
А в колысци дви дытыны!..
Ст. Новоплатнировская
Следующие песни обрисовывают жизнь чумаков в дороге, на покосе, на ночлеге.
5) Ой, горе тiй чайци,
Горе тiй небови,
Що вывела чаеняток
Пры бытiй дорози
Там чумакы ишлы,
Та чаечку нашлы;
Стару чайку изогналы
Чаенят забралы.
А чаечка вьеться,
Об дорогу бьеться;
До дорогы прыпадае,
Чумака благае:
«Ой, чумаче, чумаче,
Молодый бурлаче,
Верны ж мои чаенята
Ще ж воны маленьки!»
— Ой, не верну, чайко
Не верну, небого,
Бо забереш чаенята, —
Полетыш у поле.
«Буду волив пасты,
Буду й завертаты
Верны ж мои чаенята, —
Бо я йихня маты!»
— Ой, леты ж ты, чайко,
На зелену пашу,
А твои вже чаенята
Покыдалы в кашу!
«Бодай же вам, чумакы
Волы похворилы,
Як вы мои чаенята
З кашею пойилы;
Бодай же вам, чумакы,
У Крым не сходылы,
Як вы мои чаенята
У каши зварылы;
Бодай же вам, чумакы,
Волы поздыхалы
Як черев вас чаенята
На вики пропалы!»
Ст Новолеушковская
6) Найихалы чумаченькы з Украины,
Сталы воны волив пасты край долыны,
Выкресалы ясного огня из ружыны,
Та й пустылы пужарочок по долыни
Та й пустылы пужарочок по долыни,
Изпалылы теплее гниздо соловьине...
Ой, полетив соловейко до зозули:
«Зозуленько, сестро моя, та порадь мене!»
— Чи я ж тоби, сестро, не казала,
Що не мосты теплого гнизда у степочку.
А помосты ты гниздечко у лисочку,
У лисочку на дубочку, на вершечку.
Тоди будуть чумаченькы пройизжаты,
Будуть з теплого гнизда дывуваты.
Народные песни живописно изображают разного рода столкновения чумаков и со своими и с чужими «ворогамы» — ногайцами, которым зарезать двух-трех ватажан, отнять скотину или хлеб считалось молодечеством. Вот как описывается столкновение чумацкой ватаги с шайкой гайдамак:
7) Гей, рано всталы, возы помазалы,
Сири волы, бач, позапрягалы.
Гей, степом йидуть, нови возы рыплять
Сири волы та и ремыгають.
Гей, дойизжають к зеленому гаю, —
Разбойнычкы чумакив стричають:
«А здорови, хлопци, добри молодци,
А здорови ночувалы!
Скажить мени, хлопци, превражи сыны,
Де найстарший ваш отаман?»
— Гей, наш отаман та поза возамы
Умываеться вин слизонькамы...
Гей, вы та хлопци, вирни товарищи,
А берить вы дрюкы вси у рукы:
Гей, быйте, хлопци, быйте, выбывайте,
В нови возы гайдамак складайте;
Гей, та повеземо их в Полтаву,
Та зробымо Чорноморську славу
«Гей, наша слава по всим свити стала,
Чумацька доля щоб не вмырала!»
Ст. Калниболотская
Вариантов на эту тему у нас в Черномории сохранилось немало. Почти во всех песнях чумацкий «отаман» приказывает «хлопцям» бить, не жалея, гайдамак, — разбойников и пр. любителей легкой наживы.
8) Ой, ясно, ясно та сонычко сходыть,
А темнесенько заходыть;
Ой, смутный, смутный чумацкый отаман
Та по табору ходыть:
«Ой, уставайте, ой, вы возы мажте
Сири волы запрягайте!»
Ой, хлопци всталы, возы помазалы,
Сири волы та й позапрягалы.
Ой, що вин ходыть, били рукы ломыть,
Та словесно говорыть
«Ой, вы, хлопци, в добри молодцы,
Уставайте, возы мажте,
Ой, степом йидуть, нови возы грають,
Сири волы, бач, ремыгають.
Ой, из-за гаю, гаю зеленого
Разбойнычкы выглядають.
Ой, попереду та йихнiй отаман
На коныку выгравае,
Що вин грае, грае, выгравае,
До табора навертае:
«Ой, а здорови, молоди чумакы!
Та де ж ваш отаман?»
Ой, наш отаман иде миж возамы,
Та вмываеться сльозамы.
«Ой, вы хлопци, вы, добри молодци,
Берить вы дрюкы в рукы,
Та берить вы дрюкы вси у рукы,
Та вяжить назад им рукы.
Ой, вы быйте, быйте, не робiйте,
На нови возы кладите;
Ой, та повез в город у Полтаву,
Зробымо чумацьку славу!»
Ст. Новолеушковская
==============================
Комментариев нет:
Отправить комментарий