среда, 11 октября 2017 г.

4-я часть
Известия ОЛИКО
№ 6
1913г.
Концевич Г.М.
Чумаки в народных песнях
стр.172-174
Чумацкие песни по своему содержанию разделяются на следующие группы:
1) песни, говорящие, преимущественно о цели и побуждении чумачества;
2) песни, изображающие отношение чумаков к волам, валке, природе;
3) песни, рисующие чумаков в дороге, на попасе, на ночлеге и нападения на чумацкие валки;
4) песни, представляющие чумацкий разгул;
5) песни о болезнях и смерти чумаков в дороге, — о дорожной их жизни;
6) песни, выражающие отношение чумаков к домашним и обратно.
Такое групповое подразделение чумацких песен делает г. Рудченко в своем известном труде «Чумаки в народных песнях», ссылкой на который пользовались многие исследователи чумацких песен. В приложении к его труду насчитывается более 200 песен с вариантами. Нам не приходится входить в тонкости разбора всех чумацких песен, сохранившихся среди кубанских казаков, уже потому, что во 1-х, у нас имеется слишком недостаточно материала (всего собрано до 40 песен),  во 2-х, потому, что и тот материал, который находится под руками, хотя далеко не исчерпывает имеющихся чумацких песен на Кубани, — все же требует кропотливой проверки по отношению, по крайней мере, некоторых песен, утерявших даже смысл и свою первоначальную редакцию.
Придерживаясь по возможности вышеприведенной группировки, я предлагаю вашему вниманию лишь те из собранных мною в Черномории песен, которые сохранились целиком и теперь еще с любовью и осмысленно поются нашими стариками-казаками, перенявшими их от своих дедов и прадедов, близко соприкасавшихся к самим чумакам. Таких песен нами записано тридцать.

1) Ой, вы хлопци, вы добри молодци!
    Та вставате, возы мажте,
    Гей, возы мажте, ярма нарывайте,
    Сирих волив запрягайте!

Хлопци всталы, возы пидмазалы,
Нови ярма понарывалы.
Гей, нови ярма та й понарывалы
Сирих волив позапрягалы...

После окончательного сбора и прощания с «отцем, ненькою, жинкою, дитками», а кто и с «дивчиною-коханкою», чумаки, помолившись Богу, медленно двинулись «у путь-дорогу»:
Пишов чумак у дорогу,
Помолывшыся Богу...
Ой, пошлы, Боже, тому чумакови
Та щаслыву дорогу!

Преданная и верная любовь к милому чумаченьку, грусть о разлуке с ним:

2) Купы мени, моя маты,
За тры копы голку (15к.)
За другого золотого
Червоного шовку

За третього рублевыка
Мережани пьяльця:
Я вышыю, вымалюю
Чумаку рукавця.

Шовком шыла, шовком шыла
Золотом рубыла —
За для того чумаченька,
Що вирно любыла.

У недилю ранесенько,
Та ще до сход сонця,
Ой, плакала дивчынонька,
Сыдячы в виконця:

«Чому мене, моя маты,
Рано не збудыла,
А як тая чумачына
З села выйиздыла?»

Тым я тебе, моя доню,
Рано не збудыла,
По переду твiй мыленькый,
Щоб ты не тужыла.

«Ты думаеш, моя маты,
Що я и не плачу?
За дрибнымы слизонькамы
Свитонька не бачу.

Ты думаеш, моя маты,
Що я й не журюся?
Як выйду я за ворота,
Вид витру валюся».

Чумак, отправляясь в далекую и продолжительную дорогу, часто оставляет свою семью без всяких средств к жизни:

3) Чорна хмара наступае,
    Чумак ярма нарывае,
    Чумак ярма нарывае,
    Жинку дома спокыдае:

«Оставайся, жинко, дома,
Рубай дрова до порога!..»

Ялыною хату мете,
Та горшечком воду носе,
Та горшечком воду носе,
А в сусиды солы просе:

«Сусидонькы, голубонькы,
Дайте солы дви дрибочкы,

Дайте солы дви дрибочкы,
Посолыты огирочкы, —

Бо с чумаком добре жыты, —
Ничым борщу посолыты!»

Ст. Дядьковская
(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий