10-я часть
Ткаченко П.И.
Соленая подкова-5
Кубанская свадьба
стр. 284-302
Родственники невесты отвечают:
— Як топыла, тай топытымэш,
Як варыла, тай варытымэш,
Тикэ тийи славы,
Шо нэвисткэ диждалы.
Молодые идут впереди, бояре и дружки — по бокам, за ними — молодежь. На перекрестках обычно подходят люди посмотреть на молодых. Молодые останавливаются против них и кланяются, а те в свою очередь им говорят: «Счастья вам» — и крестят их, и крестятся сами. И так, пока не дойдут до дома жениха. На подходе к его двору поют:
А бояры — нызом, нызом
Закыдалы дороженьку хмызом.
А в Пэтюши конэк воронэнькый,
Пэрэскочив гай зэлэнэнькый,
А в Катюши щей воронишый,
Пэрэскочив гай зэлэнишый.
А Катюшу маты родыла,
Мисяцем облагородыла,
Зарныцэю пидпэрэзала,
До свэкрухы вэпровожала.
А Пэтюшу маты родыла,
Мисяцем облагородыла,
Зарныцэю пидпэрэзала
До Катюши вэпровожала.
Подъезжая ко двору жениха:
Высып, маты, хату ривнэнько...
Бо прэйидэ сын-соловэйко,
Та прэвэзэ корыстоньку,
Молодую нэвистоньку.
Ой, сэдорова матусэнька моя,
Та чи мыла дружыночка моя?
— Мыла, сыночок, мыла
Як бы мини дилэчко робыла,
Як бы мини плаття прала,
Як бы мэнэ матэрью звала.
Як топыла, тай топытымэш,
Тикэ тийи славы,
Шо нэвисткэ диждала...
Перед двором у жениха палят (жгут) костер. Бояре должны разбить его ногами. Невесту жених переводит по горящим углям, чтобы все чары остались за двором. Здесь снова поют:
«А бояры нызом, нызом»
Молодые заходят во двор, их заводят в хату и усаживают за стол. Всех приглашают садиться за столы и начинают их угощать. После этого дружки начинают петь:
Ой по морю, морю сыньому
Сира утыця купалась,
А Катюша дэвувалась,
Шо харашо нагулялась,
Шо с харошым повстричалась.
Далее поют:
Ручка ж моя билэсэнька у батэнька мого,
Чи будэ ж тай, Пэтюша, такой у твого?
— Як будэш ты, Катюшенька, тай покирнэнька,
Будэ твоя ручка вся билэнька,
А як будэшь ты, Катюшенька, щей сэрдыта,
Будэ твоя головонька що дня быта.
* * *
Даешь мэнэ, нэнько, молодую,
Зовы ж мини зозулэньку садовую.
Нашо тоби зозулэнька садовая,
Як у тэбэ есть свэкрушына тай лыхая?
Она встанэ раньшэ тэбэ, тай нэ збудэ,
А щей пидэ до сусида тай обсудэ:
«Сонлывое, лэнывое чужэ дитя,
Щей сонэчко нэ сида, спать лягае,
Вжэ й сонэчко пидобъетьця,
Вона нэ проснэтьця.»
— Нэправдонька, сусидонька, нэправдонька,
Встаю я ранэнько до зарныци,
Тай прэнэсу водыци от крэныци,
Тай росчешу косу тай зовыци.
После этого выходят из-за стола, во дворе танцуют и начинают направляться к воротам. За воротами молодая благодарит своих подружек и начинает с ними прощаться. Попрощавшись, гости поют:
Брала Катюша лен, лен
Выганяла дружечок вон, вон,
Нашо було браты, як нас выганяты,
Мы ж до тэбэ нэ сами прэйшлы,
Ты ж нас прэгласыла:
«Сэстрыци-подружкы, идить до мэнэ в дружкы!»
(продолжение следует)
========================
(окончание)
11-я часть
Ткаченко П.И.
Соленая подкова-5
Кубанская свадьба
стр. 284-302
* * *
Ой, прощай, прощай, та Катюша,
Бо вжэ мы йдэмо,
Усэ твое дивуванья
Соби бэрэмо.
— Бэрить, бэрить, подруженькы,
Нэ дэриться,
Як выйдэмо за ворота,
Заспиваем,
Та всэ ж тэбэ, молодэньку,
Изгадаем.
— Ой, прощай, прощай, ты Петруша,
Ты братику наш.
Пускай, пускай тай Катюшу
Гуляты до нас.
Ой, шоб вона, молодэнька,
Нэ журылась,
Из билого лыченька
Нэ зминылась.
* * *
Ой, гомин-гомин, дивко Катюша,
Пид твоим виконцэм
Шой клычут сэстрыци
На вэчэрныцю,
Подружкы — на досвиткы.
— Вы, подруженькы мои,
Гуляйтэ сами,
Бо вжэ ж мини нэволэнька,
Шо сэдыть Пэтя с правого боку,
Дэржыть за билу руку.
После дарувания молодую переодевают и уже в обычной, не свадебной одежде провожают молодых чаще всего к соседям, где им приготовлена постель, и до утра они находятся там. А здесь продолжается гулянье, веселье, поются уже разные песни, не обязательно свадебные.
Поздно ночью отец и мать должны идти отдыхать. Но перед этим отец назначает из числа гуляющих охрану, чтобы стерегли двор и главное — бугаив, быкив (быков) — две четверти (3-х литровые стеклянные посудины, по форме напоминающие бутылки) с водкой, перевязанные красной лентой. И приказывают страже, чтобы не прозевали, когда от сватов придут воры, которые обязательно придут, чтобы что-нибудь уворовать, а на следующий день взять за него выкуп. А также, чтобы дымарь (трубу) на хате не заткнули (не закрыли). Вся свадьба так и проходит, что одни стерегут, берегут, а другие крадут. И в песне поется: «Ворота упалы, а дивку вкралы». Украсть могут все — козу, овцу, корову, кого угодно из гуляющих на свадьбе и даже отца и мать.
Если кто пришел с одной свадьбы на другую и поймается, то посадят в погреб, разденут, оденут в лохмотья, а потом берут за него выкуп. Из числа гуляющих тоже отправляются по воровским делам. В общем, всю ночь остерегаются одни других.
Для охраны бугаев назначается специальная охрана на все время свадьбы, чтобы никто не украл их в течение дня и ночи. В конце концов, их все равно украдут, могут даже сами охранники... а кто, охраняя быков, прозевал их, несет наказание и возмещает их. Прячут их обычно далеко, в чужих огородах, сараях. Охранников этих потом налыгают веревкой, как быков, и гоняют плеткой до тех пор, пока они не приведут на то место, где «стоят быки».
Еще на стол ставят две бутылки, так называемые колосники, они так же перевязаны алой лентой, как и «быки». Это для старшего боярина и старшей дружки. В одну бутылку наливают водку, а в другую воду... В конце свадьбы для молодежи дружка и боярин хватают эти бутылки. Счастливчику попадает бутылка с водкой, а кому-то попадается с водой, над ним потешаются...
Целую ночь гуляющие на свадьбе полные хозяева во дворе. Украшают двор. Над калиткой делают качели, цепляют колокол или било, лемех или что-нибудь, чтобы звенело. На улице перед домом «сажают огород» — деревья, капусту, бурякы — словом, что придумают. Все это для матери и отца.
* * *
Утром, на второй день свадьбы появится кто из гуляющих, тех, что уходили домой отдыхать, стража не пропускает их во двор. Их приближение оповещается колоколом, все сбегаются. И начинают его гойдать (качать на качелях), пока тот не выкупится. Плата за качели устанавливается заранее, столько-то «с хохла». Потом каждого умывают, ведут за стол и дают чарку. И только после этого он принимает вместе со всеми участие во «встрече» других опоздавших. И так, пока не сойдутся все. А если кто-то долго задерживается, идут к нему домой, связывают и приводят «под конвоем». Все это в шутку, но откупиться заставляют вдвойне.
Все входы и выходы во двор закрываются, с каждого стремятся взять плату. Деньги эти идут на подарок отцу и матери.
Если невеста хорошая, то со стороны жениха приходят и стараются залезть на крышу хаты, чтобы прикрепить на дымарь или на ворота красный флаг — знак чистоты невесты. В противном же случае и отца и мать невесты наряжают в лохмотья, надевают на них хомуты и водят по улице. Но этот прием уже отошел. Сейчас только катают родителей, и то, если они дают на то согласие. Но часто и от этого отказываются. Об этом договариваются еще при сватании — чтобы «без баловства»... Сейчас гуляют долго, но как-то неинтересно — пьют, едят, а музыка как в ресторане...
* * *
Рано поутру на второй день свадьбы от отца и матери невесты два-три человека приносят завтрак молодым.
А в это время отец и мать уже при своих обязанностях — готовят на столы, так как от сватов должны прийти гости. А эти должны сходить через какое-то время к ним. Как здесь, так и там усаживают за стол и угощают. После этого снаряжают кого-нибудь в магазин за подарками для отца и матери. А остальные наряжаются во всякую рваную одежду. Выбирают и наряжают из них посмешнее «молодого» и «молоду». Потом отправляются по домам ко всем, кто гуляет на свадьбе, ловят у них по курице, сносят на свадьбу и начинают готовиться к обеду.
Когда это все сделают, одевают в грязное барахло, старую одежду отца и мать, сажают на возык (тележку) и начинают катать. Отцу дают в руки лозину, а сами за веревки тянут возык. После катания умывают отца и мать, переодевают во вновь купленное и под гармошку заставляют их танцевать. Потом избирают нового батька и мать, в большинстве случаев это крестные (нареченные отец и мать невесты), сажают их за стол и кричат им «горько» так же как и молодым. То есть идет как бы шуточное повторение свадьбы, ее ироническое повторение, где уже и невеста и жених — не настоящие...
Тут же распивают «бугаи» и обедают. Подносится борщ, а также вторые блюда, мясо, пироги. Потом танцуют, гуляют почти до вечера. После чего уставшие расходятся по домам.
Поблагодарив отца и мать за все. А те в свою очередь благодарят и приглашают «на завтра» на вечер, чтобы пришли их проведать.
Вечером, на третий день свадьбы, снова сходятся все принимавшие участие в ней и приносят, кто что может. Погуляв до полуночи, начинают расходиться. На этом свадьба заканчивается.
После сваты на какое-нибудь воскресенье уславливаются сойтись посидеть у одних, а на другое воскресенье — у других сватов. Таким образом, сваты обмениваются визитами.
А батькови и матэри еще целый месяц вспоминается и снится эта свадьба. Молодым же супругам свадьба эта будет помниться всю жизнь.
Примечания: Свадьба записана мной (Ткаченко П.И.) в станице Старонижестеблиевской Красноармейского района Краснодарского края в 1983-84 годах от жителей этой станицы — Ивана Яковлевича Лебидко, Марии Григорьевны Беда, Веры Григорьевны Фоменко и Клавдии Гавриловны Чернявской.
Ткаченко П.И.
Соленая подкова-5
Кубанская свадьба
стр. 284-302
Родственники невесты отвечают:
— Як топыла, тай топытымэш,
Як варыла, тай варытымэш,
Тикэ тийи славы,
Шо нэвисткэ диждалы.
Молодые идут впереди, бояре и дружки — по бокам, за ними — молодежь. На перекрестках обычно подходят люди посмотреть на молодых. Молодые останавливаются против них и кланяются, а те в свою очередь им говорят: «Счастья вам» — и крестят их, и крестятся сами. И так, пока не дойдут до дома жениха. На подходе к его двору поют:
А бояры — нызом, нызом
Закыдалы дороженьку хмызом.
А в Пэтюши конэк воронэнькый,
Пэрэскочив гай зэлэнэнькый,
А в Катюши щей воронишый,
Пэрэскочив гай зэлэнишый.
А Катюшу маты родыла,
Мисяцем облагородыла,
Зарныцэю пидпэрэзала,
До свэкрухы вэпровожала.
А Пэтюшу маты родыла,
Мисяцем облагородыла,
Зарныцэю пидпэрэзала
До Катюши вэпровожала.
Подъезжая ко двору жениха:
Высып, маты, хату ривнэнько...
Бо прэйидэ сын-соловэйко,
Та прэвэзэ корыстоньку,
Молодую нэвистоньку.
Ой, сэдорова матусэнька моя,
Та чи мыла дружыночка моя?
— Мыла, сыночок, мыла
Як бы мини дилэчко робыла,
Як бы мини плаття прала,
Як бы мэнэ матэрью звала.
Як топыла, тай топытымэш,
Тикэ тийи славы,
Шо нэвисткэ диждала...
Перед двором у жениха палят (жгут) костер. Бояре должны разбить его ногами. Невесту жених переводит по горящим углям, чтобы все чары остались за двором. Здесь снова поют:
«А бояры нызом, нызом»
Молодые заходят во двор, их заводят в хату и усаживают за стол. Всех приглашают садиться за столы и начинают их угощать. После этого дружки начинают петь:
Ой по морю, морю сыньому
Сира утыця купалась,
А Катюша дэвувалась,
Шо харашо нагулялась,
Шо с харошым повстричалась.
Далее поют:
Ручка ж моя билэсэнька у батэнька мого,
Чи будэ ж тай, Пэтюша, такой у твого?
— Як будэш ты, Катюшенька, тай покирнэнька,
Будэ твоя ручка вся билэнька,
А як будэшь ты, Катюшенька, щей сэрдыта,
Будэ твоя головонька що дня быта.
* * *
Даешь мэнэ, нэнько, молодую,
Зовы ж мини зозулэньку садовую.
Нашо тоби зозулэнька садовая,
Як у тэбэ есть свэкрушына тай лыхая?
Она встанэ раньшэ тэбэ, тай нэ збудэ,
А щей пидэ до сусида тай обсудэ:
«Сонлывое, лэнывое чужэ дитя,
Щей сонэчко нэ сида, спать лягае,
Вжэ й сонэчко пидобъетьця,
Вона нэ проснэтьця.»
— Нэправдонька, сусидонька, нэправдонька,
Встаю я ранэнько до зарныци,
Тай прэнэсу водыци от крэныци,
Тай росчешу косу тай зовыци.
После этого выходят из-за стола, во дворе танцуют и начинают направляться к воротам. За воротами молодая благодарит своих подружек и начинает с ними прощаться. Попрощавшись, гости поют:
Брала Катюша лен, лен
Выганяла дружечок вон, вон,
Нашо було браты, як нас выганяты,
Мы ж до тэбэ нэ сами прэйшлы,
Ты ж нас прэгласыла:
«Сэстрыци-подружкы, идить до мэнэ в дружкы!»
(продолжение следует)
========================
(окончание)
11-я часть
Ткаченко П.И.
Соленая подкова-5
Кубанская свадьба
стр. 284-302
* * *
Ой, прощай, прощай, та Катюша,
Бо вжэ мы йдэмо,
Усэ твое дивуванья
Соби бэрэмо.
— Бэрить, бэрить, подруженькы,
Нэ дэриться,
Як выйдэмо за ворота,
Заспиваем,
Та всэ ж тэбэ, молодэньку,
Изгадаем.
— Ой, прощай, прощай, ты Петруша,
Ты братику наш.
Пускай, пускай тай Катюшу
Гуляты до нас.
Ой, шоб вона, молодэнька,
Нэ журылась,
Из билого лыченька
Нэ зминылась.
* * *
Ой, гомин-гомин, дивко Катюша,
Пид твоим виконцэм
Шой клычут сэстрыци
На вэчэрныцю,
Подружкы — на досвиткы.
— Вы, подруженькы мои,
Гуляйтэ сами,
Бо вжэ ж мини нэволэнька,
Шо сэдыть Пэтя с правого боку,
Дэржыть за билу руку.
После дарувания молодую переодевают и уже в обычной, не свадебной одежде провожают молодых чаще всего к соседям, где им приготовлена постель, и до утра они находятся там. А здесь продолжается гулянье, веселье, поются уже разные песни, не обязательно свадебные.
Поздно ночью отец и мать должны идти отдыхать. Но перед этим отец назначает из числа гуляющих охрану, чтобы стерегли двор и главное — бугаив, быкив (быков) — две четверти (3-х литровые стеклянные посудины, по форме напоминающие бутылки) с водкой, перевязанные красной лентой. И приказывают страже, чтобы не прозевали, когда от сватов придут воры, которые обязательно придут, чтобы что-нибудь уворовать, а на следующий день взять за него выкуп. А также, чтобы дымарь (трубу) на хате не заткнули (не закрыли). Вся свадьба так и проходит, что одни стерегут, берегут, а другие крадут. И в песне поется: «Ворота упалы, а дивку вкралы». Украсть могут все — козу, овцу, корову, кого угодно из гуляющих на свадьбе и даже отца и мать.
Если кто пришел с одной свадьбы на другую и поймается, то посадят в погреб, разденут, оденут в лохмотья, а потом берут за него выкуп. Из числа гуляющих тоже отправляются по воровским делам. В общем, всю ночь остерегаются одни других.
Для охраны бугаев назначается специальная охрана на все время свадьбы, чтобы никто не украл их в течение дня и ночи. В конце концов, их все равно украдут, могут даже сами охранники... а кто, охраняя быков, прозевал их, несет наказание и возмещает их. Прячут их обычно далеко, в чужих огородах, сараях. Охранников этих потом налыгают веревкой, как быков, и гоняют плеткой до тех пор, пока они не приведут на то место, где «стоят быки».
Еще на стол ставят две бутылки, так называемые колосники, они так же перевязаны алой лентой, как и «быки». Это для старшего боярина и старшей дружки. В одну бутылку наливают водку, а в другую воду... В конце свадьбы для молодежи дружка и боярин хватают эти бутылки. Счастливчику попадает бутылка с водкой, а кому-то попадается с водой, над ним потешаются...
Целую ночь гуляющие на свадьбе полные хозяева во дворе. Украшают двор. Над калиткой делают качели, цепляют колокол или било, лемех или что-нибудь, чтобы звенело. На улице перед домом «сажают огород» — деревья, капусту, бурякы — словом, что придумают. Все это для матери и отца.
* * *
Утром, на второй день свадьбы появится кто из гуляющих, тех, что уходили домой отдыхать, стража не пропускает их во двор. Их приближение оповещается колоколом, все сбегаются. И начинают его гойдать (качать на качелях), пока тот не выкупится. Плата за качели устанавливается заранее, столько-то «с хохла». Потом каждого умывают, ведут за стол и дают чарку. И только после этого он принимает вместе со всеми участие во «встрече» других опоздавших. И так, пока не сойдутся все. А если кто-то долго задерживается, идут к нему домой, связывают и приводят «под конвоем». Все это в шутку, но откупиться заставляют вдвойне.
Все входы и выходы во двор закрываются, с каждого стремятся взять плату. Деньги эти идут на подарок отцу и матери.
Если невеста хорошая, то со стороны жениха приходят и стараются залезть на крышу хаты, чтобы прикрепить на дымарь или на ворота красный флаг — знак чистоты невесты. В противном же случае и отца и мать невесты наряжают в лохмотья, надевают на них хомуты и водят по улице. Но этот прием уже отошел. Сейчас только катают родителей, и то, если они дают на то согласие. Но часто и от этого отказываются. Об этом договариваются еще при сватании — чтобы «без баловства»... Сейчас гуляют долго, но как-то неинтересно — пьют, едят, а музыка как в ресторане...
* * *
Рано поутру на второй день свадьбы от отца и матери невесты два-три человека приносят завтрак молодым.
А в это время отец и мать уже при своих обязанностях — готовят на столы, так как от сватов должны прийти гости. А эти должны сходить через какое-то время к ним. Как здесь, так и там усаживают за стол и угощают. После этого снаряжают кого-нибудь в магазин за подарками для отца и матери. А остальные наряжаются во всякую рваную одежду. Выбирают и наряжают из них посмешнее «молодого» и «молоду». Потом отправляются по домам ко всем, кто гуляет на свадьбе, ловят у них по курице, сносят на свадьбу и начинают готовиться к обеду.
Когда это все сделают, одевают в грязное барахло, старую одежду отца и мать, сажают на возык (тележку) и начинают катать. Отцу дают в руки лозину, а сами за веревки тянут возык. После катания умывают отца и мать, переодевают во вновь купленное и под гармошку заставляют их танцевать. Потом избирают нового батька и мать, в большинстве случаев это крестные (нареченные отец и мать невесты), сажают их за стол и кричат им «горько» так же как и молодым. То есть идет как бы шуточное повторение свадьбы, ее ироническое повторение, где уже и невеста и жених — не настоящие...
Тут же распивают «бугаи» и обедают. Подносится борщ, а также вторые блюда, мясо, пироги. Потом танцуют, гуляют почти до вечера. После чего уставшие расходятся по домам.
Поблагодарив отца и мать за все. А те в свою очередь благодарят и приглашают «на завтра» на вечер, чтобы пришли их проведать.
Вечером, на третий день свадьбы, снова сходятся все принимавшие участие в ней и приносят, кто что может. Погуляв до полуночи, начинают расходиться. На этом свадьба заканчивается.
После сваты на какое-нибудь воскресенье уславливаются сойтись посидеть у одних, а на другое воскресенье — у других сватов. Таким образом, сваты обмениваются визитами.
А батькови и матэри еще целый месяц вспоминается и снится эта свадьба. Молодым же супругам свадьба эта будет помниться всю жизнь.
Примечания: Свадьба записана мной (Ткаченко П.И.) в станице Старонижестеблиевской Красноармейского района Краснодарского края в 1983-84 годах от жителей этой станицы — Ивана Яковлевича Лебидко, Марии Григорьевны Беда, Веры Григорьевны Фоменко и Клавдии Гавриловны Чернявской.
Комментариев нет:
Отправить комментарий