4-я часть
Ткаченко П.И.
Соленая подкова-5
Кубанская свадьба
стр. 284-302
Эти же песни могут исполняться потом и в ходе самой свадьбы, главным образом в доме невесты. Вообще почти все песни в свадебном обряде посвящены невесте.
В день свадьбы рано утром дружки одевают невесту к венцу, молодой вместе с боярами и молодежью приходит (приезжает), забирает невесту и ведет ее в отцовский дом. Отец благословляет молодых. Жених с боярами, невеста со старшей дружкой, с которой пришла, идут или едут все вместе венчаться в церковь и для торжественной регистрации брака.
Во время свадьбы все исполнено для молодых особого смысла и значения, каждая деталь как бы свидетельствует и предсказывает, какова будет их жизнь в дальнейшем. При венчании в церкви жениху и невесте под ноги стелют рушник (полотенце), отсюда в песне — «на рушнэчок станэ». Когда священник начинал водить молодых вокруг столика, невеста обязательно, сходя с рушника, должна была каблучком потянуть его за собой. Это значило, что дружку ее тоже скоро возьмут замуж. Поэтому та все напоминала невесте: «Нэ забудь рушнэчок потянуть».
После венчания, регистрации брака молодые идут в дом к жениху. Когда они подходят к воротам или калитке, отец встречает их хлебом-солью, а мать обсыпает житом, пшеницей, орехами, хмелем, конфетами и деньгами-мелочью. Все, кто пришел посмотреть на свадьбу, собирают конфеты и деньги.
Молодые заходят в хату, их сажают за стол, на кужух (тулуп). Садится свашка, а потом девочка — «свитылка» — сестра или родственница невесты. У нее в руках — цветы и свеча. Потом садятся молодые, их бояре и дружки. Всех приглашают отобедать.
Перед женихом и невестой стоит гильцэ, разукрашенное деревце. Оно выпекается из хлеба — различные узоры, которые нанизываются на ветки, связываются лентами, украшаются конфетами — чтобы жизнь молодых была красивой и богатой. (В последнее время гильцэ заменяется просто букетом цветов).
Перед молодыми на тарелке — так называемый дывэнь, круглый с узорами калач. В середине его — две деревянные ложки, связанные лентой. Этот дывэнь должны съесть только жених и невеста, больше никто. Готовят его у невесты, а потом переносят вместе с молодыми к жениху. Это для того, чтобы жизнь молодых была с хлебом, чтобы все радости и сложности в семейной жизни сопереживались и преодолевались молодыми по правде, вместе. А связывают ложки для того, чтобы молодые не расставались.
В чарки наливают вина, горилки и приглашают всех выпить. Когда старшая дружка выпьет вино, старший боярин спешит поднести ей закуску, предварительно обильно обмакнув в соль или горчицу, чтобы было «горько». Хочешь не хочешь, а надо закусить... Аналогично она «угощает» старшего боярина в доме молодой.
Когда гости пообедают, родители говорят: «Звыняйтэ». Дружки начинают петь:
Йихав, йихав тай Пэтичка
Через тэстив двир,
Та вдарэвся кинь копытом
Об тэстив пориг.
Пэтаиця тай Пэтюша
Своих шурякив:
— Чи тут моя, тай Катюша,
Чи нэмае,
Чи с иншимы панычамы
Дэсь гуляе?
(продолжение следует)
Ткаченко П.И.
Соленая подкова-5
Кубанская свадьба
стр. 284-302
Эти же песни могут исполняться потом и в ходе самой свадьбы, главным образом в доме невесты. Вообще почти все песни в свадебном обряде посвящены невесте.
В день свадьбы рано утром дружки одевают невесту к венцу, молодой вместе с боярами и молодежью приходит (приезжает), забирает невесту и ведет ее в отцовский дом. Отец благословляет молодых. Жених с боярами, невеста со старшей дружкой, с которой пришла, идут или едут все вместе венчаться в церковь и для торжественной регистрации брака.
Во время свадьбы все исполнено для молодых особого смысла и значения, каждая деталь как бы свидетельствует и предсказывает, какова будет их жизнь в дальнейшем. При венчании в церкви жениху и невесте под ноги стелют рушник (полотенце), отсюда в песне — «на рушнэчок станэ». Когда священник начинал водить молодых вокруг столика, невеста обязательно, сходя с рушника, должна была каблучком потянуть его за собой. Это значило, что дружку ее тоже скоро возьмут замуж. Поэтому та все напоминала невесте: «Нэ забудь рушнэчок потянуть».
После венчания, регистрации брака молодые идут в дом к жениху. Когда они подходят к воротам или калитке, отец встречает их хлебом-солью, а мать обсыпает житом, пшеницей, орехами, хмелем, конфетами и деньгами-мелочью. Все, кто пришел посмотреть на свадьбу, собирают конфеты и деньги.
Молодые заходят в хату, их сажают за стол, на кужух (тулуп). Садится свашка, а потом девочка — «свитылка» — сестра или родственница невесты. У нее в руках — цветы и свеча. Потом садятся молодые, их бояре и дружки. Всех приглашают отобедать.
Перед женихом и невестой стоит гильцэ, разукрашенное деревце. Оно выпекается из хлеба — различные узоры, которые нанизываются на ветки, связываются лентами, украшаются конфетами — чтобы жизнь молодых была красивой и богатой. (В последнее время гильцэ заменяется просто букетом цветов).
Перед молодыми на тарелке — так называемый дывэнь, круглый с узорами калач. В середине его — две деревянные ложки, связанные лентой. Этот дывэнь должны съесть только жених и невеста, больше никто. Готовят его у невесты, а потом переносят вместе с молодыми к жениху. Это для того, чтобы жизнь молодых была с хлебом, чтобы все радости и сложности в семейной жизни сопереживались и преодолевались молодыми по правде, вместе. А связывают ложки для того, чтобы молодые не расставались.
В чарки наливают вина, горилки и приглашают всех выпить. Когда старшая дружка выпьет вино, старший боярин спешит поднести ей закуску, предварительно обильно обмакнув в соль или горчицу, чтобы было «горько». Хочешь не хочешь, а надо закусить... Аналогично она «угощает» старшего боярина в доме молодой.
Когда гости пообедают, родители говорят: «Звыняйтэ». Дружки начинают петь:
Йихав, йихав тай Пэтичка
Через тэстив двир,
Та вдарэвся кинь копытом
Об тэстив пориг.
Пэтаиця тай Пэтюша
Своих шурякив:
— Чи тут моя, тай Катюша,
Чи нэмае,
Чи с иншимы панычамы
Дэсь гуляе?
(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий