Киселева В.А.
Настин рушник
Старый Новый Год
стр.83-84
Зимние праздники: Рождество, Щедрый вечер, Новый (старый) год, Крещение — самые яркие воспоминания детства.
Разве можно забыть, как скрипит снежок, когда под первой звездой бежишь с вечерей к крестным, родным, соседям.
Разве можно забыть, как стучит сердце, когда поешь: «Радуйся, ой, радуйся зэмлэ!», и Щедрый вечер с его переодеваниями, почти карнавальным весельем.
Как нас ждали бабушки и дедушки, которые были счастливы, когда мы, взрослея год от году, от праздника к празднику, бежали к ним. Правда, не без тайной мысли сначала о конфетах, а позже о скромной финансовой поддержке для похода в кино, а потом и на «танцульки».
Аромат мандаринов, хвои останется навсегда с нами. Стоит произнести волшебные слова «Новый год» — и эти дивные запахи возвратят нас в детство.
Интересно было слушать рассказы о рождении Христа (хотя за это можно было вылететь из пионерской организации), объяснения о том, кто такие Мыланка и Василько, зачем «посевают» и купаются в Иордани на Крещение, зачем устраивают «гнэздэчко» на Рождество.
Среди множества праздников, наших детских горестей и радостей Рождество, Новый Год и Пасха были настолько ни на что не похожими, что просто очаровывали нас.
В день Василия Великого 14 января «до свиту», то есть до рассвета, «посевали» только мужчины и мальчики. Ни за что не откроет хозяйка дверь женщине, если она по незнанию, а иначе и быть не могло, придет к соседке.
Заходили в дом чинно, спокойно, осознавая важность происходящего.
У поли-поли сам Господь ходыв.
Дева Мария ризу носыла,
Ризу носыла, Бога просыла:
— Зароди, Боже, жито — пшеныцю,
Жито — пшеныцю, всяку пашныцю!
Бросая зерна пшеницы, ржи, овса, говорили:
Сею-сею посеваю, с Новым годом поздравляю!
На щастя, на здоровье!
З праздником! З Васылием!
Хозяева ловили руками летящие зерна и потом считали, пытаясь угадать, чего уродится в этом году больше.
Зерно это считалось почти священным. Часть собранных с поля зерен отдавали курам, «шоб курчата були чубати та волохати». Другая часть высевалась в огороде.
А если в доме девки были на выданье, то сажали на порог посевальщиков и дергали их за чубы, за что полагался дополнительный подарок.
Соседи наши в Васильев день тоже «до свиту» выходили в сад, и, обмотав стеганкой стволы молодых деревьев, которые родить «не хотели», били обухом по стволу и приговаривали: «Ны будэш робыть, порубаю». Дерево должно было «напугаться» и начать плодоносить.
Милые сердцу обычаи хранят старики. Молодые что-то пытаются тоже сделать «по правилам», да не всегда получается. Ведь это не просто гулянки с переодеваниями и рассыпанием круп, непонятно зачем.
Это теплая человеческая вера в Божью помощь, в незыблемость величия Божьего мира, уверенность в том, что человек создан творить добро.
Настин рушник
Старый Новый Год
стр.83-84
Зимние праздники: Рождество, Щедрый вечер, Новый (старый) год, Крещение — самые яркие воспоминания детства.
Разве можно забыть, как скрипит снежок, когда под первой звездой бежишь с вечерей к крестным, родным, соседям.
Разве можно забыть, как стучит сердце, когда поешь: «Радуйся, ой, радуйся зэмлэ!», и Щедрый вечер с его переодеваниями, почти карнавальным весельем.
Как нас ждали бабушки и дедушки, которые были счастливы, когда мы, взрослея год от году, от праздника к празднику, бежали к ним. Правда, не без тайной мысли сначала о конфетах, а позже о скромной финансовой поддержке для похода в кино, а потом и на «танцульки».
Аромат мандаринов, хвои останется навсегда с нами. Стоит произнести волшебные слова «Новый год» — и эти дивные запахи возвратят нас в детство.
Интересно было слушать рассказы о рождении Христа (хотя за это можно было вылететь из пионерской организации), объяснения о том, кто такие Мыланка и Василько, зачем «посевают» и купаются в Иордани на Крещение, зачем устраивают «гнэздэчко» на Рождество.
Среди множества праздников, наших детских горестей и радостей Рождество, Новый Год и Пасха были настолько ни на что не похожими, что просто очаровывали нас.
В день Василия Великого 14 января «до свиту», то есть до рассвета, «посевали» только мужчины и мальчики. Ни за что не откроет хозяйка дверь женщине, если она по незнанию, а иначе и быть не могло, придет к соседке.
Заходили в дом чинно, спокойно, осознавая важность происходящего.
У поли-поли сам Господь ходыв.
Дева Мария ризу носыла,
Ризу носыла, Бога просыла:
— Зароди, Боже, жито — пшеныцю,
Жито — пшеныцю, всяку пашныцю!
Бросая зерна пшеницы, ржи, овса, говорили:
Сею-сею посеваю, с Новым годом поздравляю!
На щастя, на здоровье!
З праздником! З Васылием!
Хозяева ловили руками летящие зерна и потом считали, пытаясь угадать, чего уродится в этом году больше.
Зерно это считалось почти священным. Часть собранных с поля зерен отдавали курам, «шоб курчата були чубати та волохати». Другая часть высевалась в огороде.
А если в доме девки были на выданье, то сажали на порог посевальщиков и дергали их за чубы, за что полагался дополнительный подарок.
Соседи наши в Васильев день тоже «до свиту» выходили в сад, и, обмотав стеганкой стволы молодых деревьев, которые родить «не хотели», били обухом по стволу и приговаривали: «Ны будэш робыть, порубаю». Дерево должно было «напугаться» и начать плодоносить.
Милые сердцу обычаи хранят старики. Молодые что-то пытаются тоже сделать «по правилам», да не всегда получается. Ведь это не просто гулянки с переодеваниями и рассыпанием круп, непонятно зачем.
Это теплая человеческая вера в Божью помощь, в незыблемость величия Божьего мира, уверенность в том, что человек создан творить добро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий