пятница, 28 июня 2019 г.

7-я часть
Ткаченко П.И.
Соленая подкова-5
Кубанская свадьба
стр. 284-302

Если у невесты или жениха нет кого-либо из родных, — отца или матери, — то поется так называемая сиротская песня:
Ой, ходыла та Катюша
По крутой гори,
Тай гоныла сэлэзэнька
Тыхо из воды:
 — Ой, гэля, гэля, сэлэзэньку,
Тыхо из воды,
Прэбудь, прэбудь, мий батэнько,
Тэпэр же к мини.
 — Ой, рад бы я, дитя мое,
До тэбэ прэбудь,
Насыпано сырой земли
На ручкы ж мои,
Ой, насыпано сырой земли
На ручкы ж мои,
Скрэпылэся кари очи,
Устонькы мои,
Ой, кланяйся, дитя мое,
Титкам и дядькам,
Нэхай дають порадоньку
Як своим дитям.
 — Ой, кланялась, мий батэнько,
И чужий чужэни,
Никто нэ дае порадоньку
Такойи як вы.

Так что современный люычай возлагать молодыми цветы на могилы воинов, погибших во время войны, или на мемориалы, посвященные им, глубоко традиционен для свадебного обряда, выходит из давнего обычая поминать во время свадьбы родителей.
Далее может исполняться песня «Ой, ходыла тай Катюша по комнати».
Молодежь из числа приглашенных выходит танцевать, а приглашенные к невесте идут к приданному, которое ей справили. Начинается выкуп приданого. Платят представители жениха. поют не подружки, а те, кто приглашен родителями на свадьбу.

Чого сваты та найихалы,
Чи по горох, чи по чачавыцю,
Чи по горох, чи по чачавыцю,
Чи по ридну сэстрыцю.
А у нас горох нэ молоченый,
Чачавыця у снопах стоить,
Чачавыця у снопах стоить,
А сэстрыця за столом сэдыть.
А у нашего свата соломьяна хата,
Соснови одвиркэ,
Дай, свату, горилкэ...

Дружки поют:

Шо в синочках голубэц гудэ,
А в свитлыночку голосок идэ.
То ж нэ голуб мий сэзэнькый,
То ж мий Петя молодэнькый.
И з тэстэньком говорэ:
 — Мий тэстэнько, мий батэнько,
Нэ лай мэнэ, выряжай мэнэ.
Тэпэр ничка тай тэмнэсэнька,
Дориженька тай далэсэнька.
 — Даю тоби провиднэченька,
Даю ж тоби конэченька,
Щей сабэльку для охотэнькэ,
Щей Катюшу для розмовэнькэ.
Сабэлькою будыш воюваты,
А з Катюшею будыш розмовляты.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий