воскресенье, 16 февраля 2020 г.

Культурная жизнь Юга России
№ 2 (57)
2015

О. В. Ратушняк
Культура казачьего зарубежья
(1920–1930)

       Казачество было составной частью российской эмиграции, но в тоже время имело свои особенности (в том числе стремление к самобытности), позволяющие выделять его как самостоятельное явление – Казачье зарубежье. Это явление имеет несколько характеристик, выделяющих его из российской эмиграции. Одна из таких характеристик – культура. И в этом плане можно отметить, что казачья культура внесла свой особый колорит как в культуру Русского зарубежья, так и в культуру принимающих стран.
       Центрами казачьей интеллигенции были Белград, Варшава, Париж, Прага и София. Особое место в этом отношении занимала Прага. Здесь казаками были созданы Общество изучения казачества, Общество кубанских журналистов и писателей, Общество кубанцев в ЧСР и многие другие.
       Среди казаков было немало талантливых писателей и поэтов: Г. Щавель, А. Пивень, В. Курганский, Н. Туроверов. Известный казачий общественный и научный деятель Ф. А. Щербина написал в эмиграции ряд художественных произведений, в том числе поэмы «Черноморцы» и «Богдан Хмельницкий». Большинство таких литературных произведений пронизывала тоска по Родине и вера в возвращение домой...
       Поиску своего пути в немалой степени должны были служить многочисленные журналы и газеты, в которых определённую долю материалов составляли публикации литературно-художественных и исторических произведений. В Праге издавался литературный и общественно-научный ежемесячник «Казаки», а в Париже выходил историко-литературный сборник «Кубанская старина и современность»...
       В немалой степени консервации самосознания казаков в эмиграции должны были способствовать сохранение и распространение знаний об их историческом прошлом. Такого рода задача стояла перед Донским казачьим архивом и Историческими комиссиями Всевеликого войска Донского и Кубанского казачьего войска, целью которых было не только собирание и публикация материалов и документов, касающихся жизни казаков за рубежом, но и сбор всего того, что относилось к истории Дона и Кубани...
       В 1936 году была образована Историческая комиссия Кубанского казачьего войска, во главе которой в качестве председателя встал кубанский атаман В. Г. Науменко. В отличие от Донской исторической комиссии основной задачей Кубанской являлось собирание материалов по истории кубанского казачества и Кубани. Это различие в приоритетах связано, по-видимому, с тем, что у кубанцев не было за границей своего архива и его функции были возложены на Историческую комиссию Кубанского казачьего войска. После Второй мировой войны большинство собранных материалов было вывезено В. Г. Науменко в США, где впоследствии на их базе был основан Кубанский войсковой музей.
       Большую роль в сохранении национального самосознания российских, в том числе и казачьих, эмигрантов играла церковь. Православие было нитью, связывавшей их с родиной. И не случайно, куда бы ни забрасывала судьба казаков, всюду создавались церкви или часовни. Многие казаки с удовольствием пели в церковных хорах...
       Говоря о культуре казачьего зарубежья, нельзя пройти мимо такого самобытного явления, как знаменитые казачьи хоры. Первые зародились ещё на о. Лемнос в 1920–1921 году. Это были коллективы из кубанских казаков под руководством С. Ф. Шелухина и С. Г. Со-
колова. Совместно и по отдельности они в 1920-х годах гастролировали по Италии, Испании, Португалии, Франции, Мексике и США. Оба хора претендовали на звание Кубанского войскового хора.
       Казачий хор сам по себе событие неординарное для жителей Европы и Америки. И не случайно в эмиграции казаками было создано немало групп певцов и танцоров, которые пользовались необычайно высоким успехом у западной публики. Были группы, состоявшие
из одних певцов, так же как и группы, включавшие одних только танцоров. Однако чаще всего они выступали в смешанном составе...
       В первой половине 1920-х годов в Югославии получил широкую известность кубанский хор под руководством А. А. Таранца, в состав которого входили и несколько танцоров, вызывавших своими выступлениями бурю восторга у европейской публики. А в 1930-е годы
в той же Югославии успехом пользовался хор А. П. Чёрного, созданный в Белграде при Общеказачьей станице имени кошевого атамана С. Белого...
       Составной частью культуры казачества являлась джигитовка. Особую известность получили группы кубанских джигитов под руководством генерала И. Д. Павличенко и есаула И. Н. Сиволобова. Джигитовка, как и казачьи песни, можно сказать, явились открытием для западной публики. Впоследствии казаки чаще стали создавать смешанные группы, что давало возможность познакомить западного зрителя сразу со всем спектром казачьей самобытной культуры. Так, в состав группы сотника С. И. Проценко входило 50 джигитов, 35 певцов, 30 музыкантов и 5 танцоров. Яркие выступления донских и кубанских джигитов привлекли
внимание продюсеров американских киностудий. В конце 1920-х годов в Голливуде было поставлено несколько фильмов с участием казаков, в том числе «Воскресение» и «Казаки» по Л. Н. Толстому и картина «Последний бой», где казаки исполнили роль индейцев.

                                              Культурная жизнь Юга России №2 (57), 2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий