пятница, 14 февраля 2020 г.

Федосеева Л.Д.
Культурная жизнь черноморских казаков в начале XIX в.

       На этапе переселения Черноморского казачества складывается его самобытная культура, которая вобрала в себя традиции материальной и духовной жизни народов, населяющих этот край. Это нашло отражение в формировании системы образования, просветительских учреждений, кубанской литературы, искусства. Культура Кубани вобрала в себя богатства разных эпох и народов.
       Этническая общность региона формировалась на основе синтеза культуры славянских племен, проживавших на территории Украины, соседних народов-белорусов, молдаван, болгар, греков. Каждый народ принес на кубанскую землю свой национальный фон. Культураказачества очень богата и неповторима.
       На Кубани система народного образования складывалась постепенно и прошла сложный путь развития.
       Первоначально в Черномории не было официальных школ и практиковалось частное обучение. «Суд по описи, составленной поручиком Жеребцовым, уже в январе 1794 года в курене Пластуновском была хата и тут же школа».
       Преподавание в ней вели церковнослужители, дети обучались только чтению. Первая официальная школа была открыта в 1803 г. в
Екатеринодаре по инициативе войскового атамана Ф.Я. Бурсака. Грамоту в ней изучали по букварю, написанному на церковно-славянском языке. В 1806 г. эта начальная школа была преобразована в училище. Во главе ее стал Кирилл Васильевич Россинский. Он написал и издал «Краткие правила российского правописания» для своих учеников. В 1812 г. были открыты приходские
школы в Щербиновском, Брюховецком, Гривецком куренях. К 1820 г. во всех школах обучалось свыше 300 учащихся. «Учреждение школ пользовалось полным сочувствием со стороны черноморских казаков, когда в 1806 г. войсковое начальство, преобразовывая
обыкновенную школу в приходскую, ассигновало для этой цели 1500 рублей из войсковых сумм, сами черноморцы пожертвовали на тот же предмет 4000 рублей из своих частных средств».
       В августе 1818 г. открылось Екатеринодарское училище. Оно стало первенцем церковно-православного образования на Кубани. Открытие учебных заведений потребовало и обеспечение их литературой и учебными пособиями. Сначала передавались училищу гражданские книги. Это были книги 49 названий на русском языке. Среди них – «Древняя история» Ф. Прокоповича, «Разговоры о множественности миров» Фонтеля. Церковная и учебная литература обычно хранилась в войсковых и станичных правлениях.
       «В 1819 г. дается разрешение на открытие первого среднего учебного заведения – Екатеринославской войсковой гимназии. Эта инициатива принадлежала К.В. Россинскому. Он занимался сбором пожертвований, их было собрано более 14 тысяч рублей.
Правительственная казна ежегодно выделяла на его содержание 5800 рублей». В гимназии имели право получать образование,
прежде всего дети дворян и чиновников. Но и детям других сословий не воспрещалось посещать это учебное заведение. Эта гимназия была рассчитана на семь классов. Она приравнивалась к губернской. В ней преподавались следующие предметы: закон божий, российская грамматика, география, история, латинский, немецкий и французский языки, а также рисование и черчение.
       Но после подавления восстания декабристов, Екатеринодарская войсковая гимназия была ликвидирована, сократилось число школ, закрыты все частные училища. Оставшиеся учебные заведения не могли полностью удовлетворить культурные потребности
жителей Черноморского казачьего войска. Поэтому атаман Заводовский Н.С. в конце 1834 года поднимает перед своим начальством вопрос о преобразовании учебных заведений. Но ему не пошли на встречу. Войсковая гимназия была восстановлена лишь в 1851 г. Возрождение ее стало возможным благодаря атаману Г.А. Рашпилю. Он приспособил учебный план к нуждам казаков. Ввел военные науки, фехтование, маршировку, стрельбу, верховую езду и плавание.
       С основанием первых учебных заведений встал вопрос о том, где брать учителей. Первыми учителями стали Е. Иванченко и Д. Поляков. Они еще студентами были приглашены из Московского университета войсковым атаманом Ф.Я.Бурсаком. Учительский состав учебных заведений был очень разнообразен. Имелось много малоподготовленных к такой деятельности людей.
       Но встречались и большие энтузиасты. «Так, Роговское училище своим открытием в 1819 г. было обязано дворянину Василию Самусю, который изъявил желание содержать его на свой собственный счет и учить детей не получая жалованья».
       Наиболее подготовленные учителя работали в Черноморской гимназии и Екатеринодарском училище. К наиболее выдающимся специалистам относились В.Е. Толмачев, Н.С. Рындовский, Н.И. Воронов. В целом в конце 50-х – начале 60-х более половины учителей имели высшее и среднее образование. Это объяснялось несколькими причинами. Харьковский университет поставлял педагогов высшей школы. Кубанская войсковая гимназия выпускала преподавателей средней квалификации. Они могли работать в училищах. А также малое количество учебных заведений позволяло занять учительские места мало подготовленным педагогам.
       В это же время начинает развиваться и просвещение на Кубани. 10 августа 1792 г., когда войсковой судья А. Головатый вернулся из Санкт-Петербурга, он сочинил гимн «Ой годы нам журытыся, пора перестаты…». Этот день можно считать началом кубанской литературы.
Наиболее выдающимся литератором является Яков Герасимович Кухаренко. В 1836 г. под его руководством было осуществлено написание «Исторических записок о войне Черноморской». К этому времени относится и написание этнографической драмы под названием «Черноморский побыт на Кубани». Кухаренко также написал такие работы как «Казак Мамай», «Вороной конь», «Пластуны».        Его поэма «Харько, запорожский кошевой» посвящена переселению черноморцев во главе с атаманом Захарием Чепегой.
Василий Семенович Вареник был известен как местный «Цицерон». Ему принадлежит «Досужие минуты казака Вареника». Он также написал юмористические рассказы под названием «Слово о ружье» и «Страстная пятница».
       Василий Федорович Золотаренко написал работу «Плач Василия при реке Кубани». Она содержит интересные сведения о культуре Черномории, местном быте и жизни войскового города Екатеринодара 40-х гг. XIX. Автором первого исторического труда о черноморском казачестве считается Иван Диамидович Попка. Он является автором трудов: «Статистическое описание Черноморского войска» (1850), «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту»(1858), «Пешие казаки» (1860). 16 июня 1861 г. Российская академия наук присудила И.Д. Попка Демидовскую премию.
       С 1873 г. при учебных заведениях стали создаваться библиотеки. В них формировались фонды за счет журналов «Народная школа», «Русский народный учитель», а также педагогических сочинений. Стали открываться народные библиотеки, формировавшиеся за счет пожертвований. Книги в библиотеках были в основном религиозного характера. Народные библиотеки создавались и в нерусских школах. «При городской школе станицы Лабинской была открыта библиотека, в которой имелись сочинения С.Т. Аксакова, Байрона, А.Ф. Бестужева, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого и других авторов».
       Традиционным в семейно-бытовых обрядах казаков было хоровое пение. В 1811 г. у черноморцев появляется Войсковой певческий хор. Его создание связано с именем К.В.Россинского.
       Первым дирижером хора стал дворянин Константин Гречинский. И пробыл он в этой должности до 1815 г. Далее этим хором руководил Г. Пантюхов, М. Лебедев, Ф. Дунин, Г. Концевич, Я. Тараненко. Значение певческого хора скоро стало выходить за пределы Черномории. О нем хорошо отзывался князь М.С. Воронцов. А в 1861 г. хор удостоился хорошей оценки от императора Александра II.
       По инициативе атамана Бурсака Ф.Я. был создан еще один хор – Войсковой музыкальный. «22 декабря 1811 г. император Александр I издал указ о заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов». Этот хор способствовал развитию военно-
прикладной музыки. Она сопровождала казаков в военных походах, воспитывала мужество и патриотизм. Долгое время оркестр возглавлял Павел Родионенко. Кривоносов П.П. занимал эту должность с 1844 по 1852 г. Он за один год готовил до 200 трубачей, барабанщиков и горнистов для казачьих частей. Развитию коллективного пения и инструментального исполнения способствовали разные факторы. Во-первых, это богатство народнопесенного творчества. Во-вторых, певческий опыт коллективного исполнения, который сложился в быту и в период похождения военной службы. В-третьих, это красота южной природы. И, наконец, вольная жизнь
черноморского казачества, в отличие от великорусского крестьянства.
       Таким образом, на этом этапе начинает складываться самобытная культура казачества, которая вобрала в себя традиции материальной и духовной жизни народов, населяющих этот край. Это нашло отражение в формировании системы образования, просветительских учреждений, кубанской литературы, искусства. Культура Кубани пополнялась именами просветителей, много
сделавших для ее развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий