суббота, 1 февраля 2020 г.

2-я часть
Бондарь Н.И.

Святой угол

На Крещение святой водой, принесенной «с Ердани» (как называли реку, где проводился обряд освящения), или из церкви, окропляют всех членов семьи, «худобу», двор и постройки, очистив и скрепив мир святостью. Ритуал окропления начинают со святого угла. На сволоке или прямо на потолке вблизи святого угла поставят мелом или угольком, взятом из печи, первый крест, как бы обновляя и защищая миропорядок.
Затем наступает пост.
Великий пост — «время строгое». Здесь уже ни веселья, ни шумных забав. Во многом это время воздержания и размышления. Однако и в эти дни, по православной традиции, можно петь псалмы. Соберутся соседи или члены семьи возле святого угла, зажгут лампаду или свечи, и зазвучат слова о Боге, вере, любви, доброте... Пока поют, заново переживут давние и недавние беды и радости, отдохнут душой.

Я люблю тебя, Боже,
Люблю всей душой,
Но в груди моей мало огня.

Припев:

Нет, нет, силы уже нет,
Боже мой, я молю, укрепи меня,
Вся надежда моя на тебя.

А мой дух изнемог
От житейской борьбы,
Одолела усталость меня.

Припев.

А лукавый смущает
И мучает меня,
Хочет в сети свои затянуть.

Припев.

А ты, Боже, скала
И твердыня моя,
Ты не дай мне греховно уснуть.

Припев.

И когда ты придешь,
И рассудишь весь мир?
Мир лукавый, развратный и злой?

Припев.

На Средокрестье на угольнике появятся испеченные из теста кресты, которые пекут к этому празднику.
На Пасху (или, как говорят на Кубани, «на Паску»), символизирующую воскрешение Иисуса Христа и природы от «зимней смерти», на божничке появятся «паска» и красная священная «крашанка» (яйцо) — символы вечной жизни.
С наступлением Троицы травой и зелеными ветками береста, дуба, белолистки украсят и подворье и жилище. А первую ветку поставят в святой угол. Ее будут хранить и после праздника, а при необходимости используют при лечении людей и «худобы».
Затем наступит время жатвы, осенние заботы, а там снова Рождество Христово и Новый год... И время пойдет по новому кругу.


(продолжение следует)

журнал «Родная Кубань»
1998 год
№ 3
стр. 123-126

Комментариев нет:

Отправить комментарий