понедельник, 21 ноября 2016 г.


Руденко А.В.
"Руны Кубаньской Булгарыи"
В 7 столитти Кубань входыла до складу Тюркского каганату, вэлыкой импэрии, яка контролювала тэрыторию Вэлыкого стэпу. Писля розпаду каганату на Кавкази выныкла Кубаньска Булгарыя зи столыцею в Тмутаракани. Грозни дрэвни стэпнякы-кубанцы хазяйнувалы в пивдэнной Руси, Крыму, пивнично-захидному Кавкази. Войском командував вэлыкый стэпняк хан Курбат. Язык був на основи дрэвнэиранского. У Росии 21 столиття язык Кубаньской Булгарыи добрэ збэригся в осэтынскому и чувашскому языках.
Пысьмом в VІІІ- X вв. н.е. служилы донско-кубаньски руны або инакше кажучи давньоболгарски руны. Цикаво, шо вэнгры и зараз пышутьтюркскымы рунамы разом з латынскымы. Цикаво, шо в Юникоде, починаючи з вэрсии 5.2, для давньотюркскых рун одвэдэна кодова область U+10C00 ... U+10C4F. Починаючи з Wіndows 8 пиддэржка давньотюркского пысьма була додана в шрифт Segoe UІ Symbol. Це-б то мы з вамы можем набырать рунычный тэкст на клавиатури.
Пысьмо розшифровано Турчаниновым Г.Ф., язык дуже схожий з осэтынскым. Вин цытував повидомлэння Фахр ад-дин Мубаракш Марваруди (13 вик), шо в хазар було пысьмо из 21 буквы и пысалося воно зливо направо. Буквы свои хазары взялы у русов. А русы, це нэ славяны, а давньокубански роксоланы, арсы, аорсы, аланы.
Якшо зробым поривняння алано-протоболгарскых букв и глаголыцы, мы побачим шо у всих глаголычных букв е свои рунычни прототыпы. Браты Кырыло и Мэфодий нэ розробылы зовсим нову азбуку, а опыралыся на рэальни рунычни буквы протоболгар. До кажной глаголычной буквы воны додалы, тры сымволы хрыстыянства: хрэст, коло и трыкутнык, шо показуе Святу Трийцу.
Турчанинов Г.Ф. уважав шо так звани "хазарские (або роськие) буквы" це насправди алански руны (алано-давньоболгарски або донско-кубански). Алано-давньоболгарскэ пысьмо е основою, з якой Костянтын и Кырыло розробылы глаголыцю з додатком трьох основных сымволив - Воскрэсиння, Розпьяття и Святой Трийцы, Це-б то язычному пысьму трэба було "облагородытыся" до хрыстыянского пысьма, на якому будэ пысатыся "божье слово".
З алано-давньоболгарского пысьма збэрэглыся килька букв в кырылыцы - ч, ш, щ, ц, џ, ъ, ь, ю, я. Ци факты, пидтвэрджують розробку глаголыци на основи давньоболгарского рунычного пысьма.
Чому глаголыця була швыдко забута и появылася кырылыця? По цьому пытанню джерэла мовчать. Правопысна рэформа повьязана з Климентом Охридским. Кырылыця копиюе грэцкэ и латынскэ пысьмо, а "славянски, болгарски" звукы пэрэдаються з буквамы схожимы з протоболгарскымы рунамы. Прычина рэформы — тяжкэ напысання складных глаголычных букв. Кырылыця е функцыональным, простым, лэгшим для вывчення и напысання пысьмом. Глаголыця, у так званой, кутовой, правоугольной форми збэрэглася до 17- 18 вику у Хорватии. И сьогодни там можна побачить улычни "графити" из глаголычнымы буквамы.
Турчанинов вважае, шо це пысьмо выныкло миж Хорезмом, Согдом и Бактрией и черэз Схидный и Пивничный Казакстан поширылося дали на захид, точнише в рэгион андроновской и срубной культур, звидкы и взялыся прычорноморски скифы и сэрэдньоазиатски сакы.
у Таганрозкому исторычному-краезнавчому музэи збэригаеться надпыс донско-кубаньскымы рунамы. Зроблэный на глыняному горшику з могыльныка поховання 5 вику до н.э. Надпыс складаеться з 24 букв, читается зливо направо, нэма словороздильных знакив. Турчанинов прочитав наступнэ напысання: "St(w)t atta ata Atіaga p(a)t Sahhatі", як блызькэ до осэтынского. У пэрэклади: "славный був ты Ацаг, вождь роду Сакив".
У Таманскому архэологичному музэи збэригаеться надпыс на кэрамичному фрагмэнти горшика, датованый 5-4 виком до н.э. Одкрылы його пры розкопках у станыци Старотитаровской. Надпыс скифского выду. В осэтынскому-иронскому языку "uag" означае "норму, миру, выд". Найбильш дрэвне значення слова було просто "мира". Цикаво, шо в осэтынскому "ugard" означае знак, позначеный на чому-нэбудь — дэрэви, камэни, для позначення числа чого-нэбудь. У нашим случаи це мира для пшеныцы. Якшо так, надпыс дае зовсим ясный змист: "дано 34 уга", це-б то 34 миры чого-нэбудь (швыдше за всэ зэрна).
Нэма ниякого смыслу поривнювать надпыс зи славянскымы языкамы, в 4 вику до н.э. славян нэ було в Прычорноморьи. Ихни прэдкы булы носиямы культуры штрыховий кэрамики, яка займала зэмли Закарпатской Малоросии и Захидной Билорусии. Там и помистыв их Птолемей на своий карти за назвою "ставанамы". Информацыю про их одэржав вин очевыдно од алано-язычного джерэла, тому шо аланскэ "staw" означае "славыть", ставаны — славяны. У войско стэповой орды бралы добрых вояк будь-якого народу и поступово язык збагачувався мистнымы диалэктамы, здобував славянски слова.
Мы маем пышатыся тым, шо основу славянского пысьма дав язык дрэвних стэпняков-кубанцев. Бильше информацыи знайдэтэ в кныгахТурчанинова Г.Ф. и Живко Войникова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий