среда, 16 июня 2021 г.

 

1-я часть

Устное повествование,

бывшего запорожца,

жителя Екатеринославской губернии и уезда,

селения Михайловки,

Никиты Леонтьевича Коржа

Одесса

1842 год


Предисловие


В журнале, издаваемом министерством народного просвещения, в книгах V-й 1838 и II-й 1839 годов, о запорожских козаках было помещено несколько отрывков, под названием: «Изустные предания о Новороссийском крае». Источник, из которого почерпнуты предании сии,бывший запорожец Никита Леонтьевич Корж, живший не менее ста четырех лет.

Когда Коржевы предания столь счастливы, что они обратили на себя благосклонное внимание ученых обществ и просвещенных людей, в особенности любящих отечественную историю: то мне показалось, что Коржу чести, а ученым обществам и мужам просвещенным удовольствия тем более будет, если предания старца издадутся в оригинальном его тоне, то есть в тех самых словах, выражениях, оборотах, словом, в том самом рассказе, каким они вылились из уст самого автора.

Мысль моя коснулась здесь и лестной моей Одесскому историческому обществу, чрез именование членом оного, принадлежности, из которой вытекает непременная обязанность, действовать. Сим убедясь, я и решился, издать Коржевы предания в оригинальном его тоне, с присовокуплением некоторых примечаний и объяснений.

Но как они в этом тоне попались мне в руки? Ответ краток: прежде, однако, обязываюсь, вспомянуть почтенного моего сотрудника, преосвященного Иакова, Епископа Саратовского. Оба мы, каждый в своем звании и должностях, жили с 1828 года по 1831 год в Екатеринославе, где беседовал с нами и Никита Леонтьевич Корж. Итак, он рассказывал старое запорожское свое житье-бытье, а мы слово в слово записывали. И когда соединили между собою отрывки: вышла книжица.

Исполненный долготою мирных дней Никита Леонтьевич скончался в октябре месяце 1835 года, сделавшись больным от простуды, которую получил, занимаясь сбором доброхотных подаяний на новостроившуюся в селе Михайловке деревянную церковь, вместо бывшей тут, но от молнии сгоревшей. Содействием Коржа церковь в Михайловке действительно восстановилась; и при подножии алтаря ее ищи преданий источника, кому он приятен.

Жил он в селе Михайловке, в собственном своем доме, который доставшись ему от его предков, чистых запорожцев, и сам собою, то есть старостью своею, и видом крайне занимал всех проезжих тем селом, простых и знатных людей, из коих многие потому у Коржа и ночлег весьма часто имели. Следовательно, небезнадежно, что усопший, многолетний старик сей, кроме воспоминаний о нем на земле, не лишается, за любовь к ближним своим, за гостеприимство, славы и на Неби.

В лоне Авраама, отца верующих, вероятно покой его. По крайней мере да будет ему сие, мы, оставшиеся здесь, да воспросим от Господа Вседержателя.

Местоположение всего вообще, старозаведенного, в Михайловке, жилища Коржева довольно замечательно для любопытных. Оно, будучи обсажено вековыми деревьями и кругом обтекаемо речкою, тонкою, почти как нить и извивающеюся, как плющ около древа, образует собою совершенный остров.

Некто из проезжавших снял с сего места картинку, и прибавил к ней следующий, из песни запорожской, отрывок, всегда, под веселый час, Никитою Леонтьевичем петый:


Ой, Сич маты,

Ой, Сич маты,

У лузи заробиты,

А в Сичи пропыты.


Льщусь надеждою, что книжица сия не неудостоится того точно благосклонного просвещенных мужей внимания, коего ожиданием я поощрен был к ее изданию.

Впрочем, если сего и не будет: я утешусь, вспомнив сказанное одним из древних: si non feras, tamen ceras то есть (не по буквальному переводу) если книжица и не удостоена внимания, по крайней мере она не пропала; и Коржевы подлинные устные предания не исчезли.


Гавриил, А. Х. и Т.

16 мая 1842 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий