суббота, 5 июня 2021 г.

 

Журнал «Разведчик»

510

25 июля 1867 год

стр. 666


В. А. П — в


Преимущества офицеров Войска Донского пред офицерами других казачьих войск


Приказом по военному ведомству 1881 года № 192, установлено:

«При отправлении сменных команд на укомплектование гвардейских частей и первоочередных полков и батарей Донского Казачьего Войска, все офицеры, при перевозке на сборные пункты от ближайших к местам их жительства железнодорожных станций, перевозятся на счет общего войскового капитала по военному тарифу. Таким же порядком перевозятся и нижние чины, командируемые на укомплектование вышеозначенных частей пешими, если сборный пункт, с которого они должны следовать на службу, находится не в том военном отделе, к которому нижние чины принадлежат. Офицеры и пешие нижние чины, прибывающие на Дон в сменных командах, перевозятся по железным дорогам на счет казны от роспускных пунктов до ближайших к местам их жительства железнодорожных станций».

Затем высочайшим повелением от 23 февраля 1882 года объявленным в приказе по военному ведомству 1882 года № 72, предоставлено офицерам Войска Донского при следовании со льготы на службу в составе сменных команд и при возвращении со службы на Дон перевозить вместе с собою по искусственным путям сообщения принадлежащие им семейств с отнесением расхода по этим перевозкам, в первом случае на счет войсковых сумм, а в последнем на счет казны.

Это высочайшее повеление, то есть относительно перевозки по искусственным путям сообщения семейств офицеров Войска Донского, распространено в 1884 году (приказ по военному ведомству 1884 года № 191) и на семейства офицеров других казачьих войск: Оренбургского, Уральского, Кубанского и Терского. Но приказ по военному ведомству 1881 года № 192, по отношению перевозки по искусственным путям сообщения самих офицеров, остался не примененным. Поэтому офицеры в Оренбургском Войске до сих пор продолжают совершать свои переезды при назначении на службу от места своего жительства до сборных пунктов, а при возвращении со службы от роспускных до места жительства на свой собственный счет, если сборные и роспускные пункты в своем отделе, и по открытым листам на обывательских (казачьих) подводах, без платежа прогонов, если они другого отдела.

Но здесь приходится оговориться, так как открытые листы на взимание обывательских без платежа прогонов подвод офицерам выдаются не всегда, а с некоторыми ограничениями. Так например, пред назначением офицеров Оренбургского Войска на службу в первоочередные части, войсковое начальство спрашивает чрез атаманов отделов каждого из них: в какой полк и по каким причинам офицер желал бы выйти на службу. И если офицер по тем или иным причинам изъявил желание служить в полку, который комплектуется нижними чинами не того отдела, к которому он сам принадлежит, а другого, и если просьба его войсковым начальством будет уважена, то в этом случае он обязан прибыть на сборный пункт другого отдела на свой собственный счет.

Легко сказать, что офицер обязан прибыть на сборный пункт другого отдела на свой счет, но не легко это выполнить бедняку-офицеру, проведшему перед этим 4 года на льготе на 24-30 рублевом содержании в месяц и прожившему все свои скудные сбережения, которые он, благодаря какой-нибудь счастливой случайности, мог (если только мог) сделать за прежнюю свою службу в первоочередном полку.

Для подтверждения трудности подобных передвижений приведу здесь пример. Офицер, например, принадлежит к 3-му отделу и живет в станице Звериноголовской (на границе с Сибирским Войском); по его просьбе он назначен на службу во 2-й или 6-й полки, комплектующиеся чинами 1-го отдела, сборный пункт для которых в станице Оренбургской (город Оренбург).

И вот этот несчастный офицер должен проехать на сборный пункт на свои средства от станицы Звериноголовской до города Оренбурга или по железной дороге больше 1,5 тысяч верст, или по грунтовой, отдельно от семьи (она поедет, в силу закона 1884 года, по железной дороге), 963 версты.

Как в том, так и в другом случае совершить переезд нелегко, если принять во внимание, что офицер, идя на службу, должен иметь строевого коня, обмундирование, конское снаряжение и вещи первой необходимости для дороги, для домашнего обихода по прибытию в полк, или, наконец, вещи, которые ему почему-небудь не удалось продать в месте его жительства пред сбором на службу, а бросить их было жаль. Ехать по железной дороге вместе с семьей, с уплатою за себя, коня и багаж по полному тарифу для офицера дорого, не по карману; ехать по грунтовой дороге почти тысячу верст, при назначении во 2-й полк в январе, средь зимы, а в 6-й в половине апреля, в распутицу, еще того хуже.

Но нужно на что-нибудь решиться, офицер выбирает из двух зол меньшее и едет. Не подлежит сомнению, что за этот переезд офицер утратит все свои средства, какие имеет, и явится в полк без гроша денег.

Между тем, по прибытию в часть ему нужно устроит семью и себя, для чего необходимо нанять квартиру и хотя бы как-нибудь ее обставить, а денег у него нет; в силу необходимости офицер берет ссуду из офицерского заемного капитала, которую, нередко, успевает выплатить только к отпуску на льготу.

Вот в каком ненормально положении находятся офицеры Оренбургского Войска, изъявляющие желание служить не в тех полках, кои комплектуются нижними чинами того отдела, к которым принадлежат сами офицеры!

Выше было сказано, что при назначении офицеров по воле начальства, а не по их просьбам, в полки, комплектующиеся чинами не тех отделов, к которым принадлежат офицеры, они переезжают на сборные пункты других отделов по открытым листам на обывательских подводах, без платежа прогонов; таким же порядком совершаются ими переезды и при возвращении со службы с роспускных пунктов других отделов до места их жительства.

Эти последние переезды для офицера обходятся, как бы путь длинен не был, конечно дешевле переездов на свой счет, но, тем не менее, они представляют для него большие неудобства, особенно в том случае, если он не имеет своего экипажа и едет на перекладных.

Проехать расстояние на перекладных обывательских подводах в 963 версты (беру опять вышепомещенную цифру), возможно, при всех благоприятных условиях для поездки, дней в 20, не меньше.

Сколько за это время офицер, а особенно многосемейный, испытает неудобств, мучений и прочего! Это может понять только тот, кому приходилось находиться в совершенно таких же условиях. А сколько проклятий сыплется в этом случае на голову офицера со стороны войскового населения, отбывающего подводную повинность, особенно когда офицер проезжает в рабочую пору (из 6-го полка в июне), в пору, когда для казака не только каждый день, но даже каждый час дорог — у него или не перепахан пар, или покошено и гниет сено — богатство казака!

Все вышесказанное говорит не в пользу офицера, а потому отчего бы не применить приказ по военному ведомству 1881 года № 192, относящийся ныне к офицерам и пешим нижним чинам Войска Донского, к офицерам и других казачьих войск, и тем облегчить нынешнее незавидное их положение и не меньше облегчить положение войсковых граждан, несущих земские повинности и с каждым годом, благодаря неблагоприятным экономическим условиям, все больше и больше разоряющихся.

От меры этой ни войсковой капитал, ни суммы казны, вероятно, не пострадали бы, не говоря уже о том, что чрез это офицеры всех казачьих войск в отношении переездов их по искусственным путям сообщения при назначении на службу и при возвращении оттуда в Войско были бы сравнены.


Комментариев нет:

Отправить комментарий