четверг, 17 июня 2021 г.

 

С.А. Федоров (Лантух)


(полковник, доктор прав, инженер-экономист)

(К двадцатилетию журналистской деятельности)


Сергей Алексеевич Федоров (Лантух) родился 13-го января 1891 года в станице Лабинской, где отец его был начальником местной команды. Род его числится в станице Расшеватской, в которой, по преданиям, прадед был первым атаманом, единственно грамотным человеком в станице.

Все свое детство С. А. Проводил между казаками, которые были приятелями и «воспитателями» его.

В станице он начал посещать начальное училище, но на следующий год перешел в 4-е Екатеринодарское городское училище.

В 1899 году С. А. поступил в Кубанское Александровское реальное училище, которое окончил в 1908 году. Как в начальных, так и в реальных училищах, С. А. учился очень хорошо и из года в год переходил с наградами. Уже в младших классах он проявил склонность к литературе и писал детские, незатейливые стихи.

Другим увлечением его были военные игры.

В 1908 году, по окончании реального училища, С. А. Поступил в Казанское военное училище.

Здесь, в младшем классе, юнкера издавали нелегальный рукописный журнал, в котором С. А. заведовал отделом сатиры и юмора, за что, однажды, понес наказание.

В 1910 году С. А. был произведен в хорунжие и вышел во 2-й Кубанский пластунский батальон, на сослужение с отцом.

Через два месяца он был командирован с сотней в военный отдел Терской области для борьбы с абречеством и Зелимханом, где на него было возложено ведение дневника военных действий.

Здесь С. А. сблизился с горцами, завел кунаков даже среди абреков, исходил вдоль и поперек дебри Кавказа и основательно познакомился с бытом и правом горцев: результатом этого впоследствии появились его воспоминания «По стопам Зелимхана».

В 1911 году появился ряд статей С. А. Федорова в газете «Инвалид» и журнале «Разведчик». Первая статья: «Горе забытых» обратила внимание одного из немногих казачьих публицистов подъесаула Калаушина, приславшего теплое письмо. Заниматься публицистикой в то время было не так просто: все статьи проходили строгую цензуру и только благожелательное отношение начальства спасало от преследований, когда острое перо «Линейца» больно кололо власть имущих и когда на писателя нападали опытные, матерые штабные волки.

В это время С. А. печатался уже в журнале «Офицерская жизнь» и газетах: «Тифлисский листок», «Кубанские Областные Ведомости» и «Кавказский край», не раз и очень сильно будоража люд и добиваясь исправления несправедливостей над казаками, офицерами и их семьями.

Пробовал он свое перо и в области сатиры и юмора и первое же его произведение «Саркис под надзором» доставило новых врагов. Начальство его ценило за работоспособность и возлагало одновременно необыкновенное множество должностей и обязанностей, несмотря на то, что аттестовало как «беспокойного и влияющего на умонастроение офицеров».

Вспыхнула война и в первом же бою С. А. заработал орден Святого Владимира, а вслед Анну «За храбрость». С пластунами С. А. проделал всю славную боевую эпопею: Сарыкамыш, Караурган и так далее.

В 1915 году, совершив с пластунской бригадой все легендарные операции пластунов в Галиции, за что получил помимо всех боевых наград чин подъесаула, он был вызван в Офицерскую Воздухоплавательную школу, куда просился еще перед войною.

Кончил он ее вторым и вышел в Морскую Воздухоплавательную роту, где сформировал первую наблюдательную станцию, с которой провел на Рижском фронте все боевые дни.

Окончил, а затем преподавал на Морских Воздухоплавательных курсах. За свою боевую деятельность произведен в чин подполковника со старшинством с октября 1916 года.

Настал корниловский переворот и большевизм. С. А. был предан суду Революционного Трибунала за контрреволюцию, но был оправдан, так как было доказано, что режим, установленный С. А. по казачьему укладу, очень нравился нижним чинам и что до революции они преподнесли ему кортик, а после нее присудили Георгиевский крест с лаврами.

Видя разруху всего, С. А., по предложению украинцев-воздухоплавателей, организовал особый Воздухоотряд и после борьбы с большевиками вывел его в Киев.

В Киеве принял живейшее участие в борьбе с большевиками, будучи начальником штаба партизанского отряда. Работал одновременно по организации Воздухчастей и состоял слушателем консульского отделения Ближневосточного института.

Здесь он, совместно с послом Юго-Восточного Союза Ф. Ф. Шапкиным отправлял людей на Дон и Кубань для борьбы с большевиками и переправлял вооружение и припасы, выкраденные от немцев.

В январе 1919 года, возвращаясь в Войско, С. А. занялся формированием Воздухчастей в Войске и Добрармии, принимая участие в работах комиссии Рады и военного министерства. Летом того же года, несмотря на противодействие начальника штаба Добрармии генерала Романовского, был сформирован Кубанский казачий Воздухоплавательный дивизион, первым командиром которого был назначен онполковник С. А. Федоров. С ним С. А. проделал «Голодный поход», Крымскую эпопею, Лемнос.

В последние дни Крыма он состоял в качестве штаб-офицера для поручений при председателе временного Кубанского правительства генерале Попове.

Летом 1921 года, окончив службу по войску, С. А. в Дубровнике занялся физической работой, временами пописывая в эмигрантской прессе, защищая казачьи интересы.

В 1922 году переехал в Чехословакию, поступил в Украинскую Господарскую академию в Подебрадах. Там было уже несколько кубанцев, которые организовали свое землячество, избрав первым старостой С. А. Землячеству пришлось выдержать жестокую борьбу за право своего существования.

Одной из первых научных работ С. А. было составление «Очерка экономической географии Кубани», впоследствии напечатанного в академическом журнале и выставленного в 1923 году на Академической выставке в Подебрадах.

Занимаясь наукой, стоя во главе организованного им кооператива, С. А. не оставлял в стороне казачьей жизни и принимал участие в различных эмигрантских журналах.

В результате длительной работы, им был написал большой труд «Казачья нация», в течении двух семестров читавшийся на социологии в академии.

Одновременно с прохождением курса в академии, С. А. вступает на юридический факультет Украинского университета в Праге, который заканчивает в 1926 году с дипломом доктора прав, а в 1927 году совет профессоров утверждает его профессорским стипендиатом при кафедре истории права. В этом же году он оканчивает академию по отделу местного самоуправления с дипломом инженера-экономиста и зачисляется на историческое отделение философского факультета в Праге и на отдел промышленности в академии, который оканчивает в следующем году, а философский факультетв 1931 году.

Все эти годы С. А. ведет самую напряженную работу, результаты опубликовывает в журналах: «Казачий путь», «Путь казачества», «Казачий сполох», «Кубанские думки», «Кубань», «Вольное казачество», «Казачье дело», «Родимый край», «Кубанское казачество», «Кавказский казак», «Кубанская старина и современность», «Россия», «Записки Украинской Господарской академии» и других русских, украинских, чешских и иных журналах и газетах в Чехословакии и за границей. Статьями его интересуются, переводят на иностранные языки; в Чешском Карловом университете он читает доклады о казачестве.

Находя единомышленников, побуждая их к работе, сам специализируясь по казачьим вопросам, С. А. организовывает «Общество изучения казачества», во главе которого становится профессор Ф. А. Щербина.

В области литературной его работа проявляется в принятии деятельного участия в организации «Союза кубанских писателей и журналистов», где им проводится мысль: «мы лишь грыбныця казачья; наша задача подготовить плодоносную почву, которая даст более молодые всходы талантливых казаков писателей и ученых, для которых будет казачествопревыше всего. Для себя нам ничего не нужно. Все для казачества и Кубани».

Таким застает его 1931 годдвадцатый год его журналистской деятельности. Образованный офицер, военный душой и телом до сего дня, воспитатель казачьей массы на военной службе, он при изменившейся обстановке, в тяжелых материальны условиях, находил в себе силы и энергию окончить несколько высших учебных заведений и неутомимо работать в области научной и журналистской, причем вся его деятельность пропитана искренней и беззаветной любовью к казачеству и желанием величия его.


Кубанскоеказачество

Историко-литературный и иллюстрированный журнал

№ 3

1931 год

Париж

(Общество ревнителей Кубани)


Комментариев нет:

Отправить комментарий