вторник, 1 июня 2021 г.

 

1-я часть

Журнал «Разведчик»

№ 485

1 февраля 1900 года

стр. 105-107


Прошлое и настоящее терских казаков


II


(Справка по содержанию статьи «Разведчика» в № 467)


а) Об упразднении должности выборных станичных атаманов и замене ее по назначению от правительства.


Вопрос о том, следует ли иметь станичного атамана по выбору общества или по назначению войскового начальства, подробно рассматривался в 1889 и 1890 годах при разработке действующего положения об общественном управлении станиц казачьих войск, высочайше утвержденного 3 июня 1891 года.

По этому вопросу по всех казачьих войсках, за исключением войск Оренбургского и Астраханского, местное начальство высказалось в том смысле, что должность станичного атамана необходимо замещать по выбору. Начальства же двух вышеназванных войск признавали необходимым упомянутую должность замещать по назначению начальства, причем сущность соображений сих начальств сводилась к следующему: в громадном большинстве случаев на означенную должность избираются лица, малоспособные успешно исполнять свои служебные обязанности и преследующие только свои личные интересы. В результате деятельности таких выборных атаманов получаются: постоянные растраты станичных сумм, вредная для общества эксплуатация общественных имуществ и разного рода угодий, полное бездействие по сбору долгов в войсковой капитал и другие специальные суммы, все чаще и чаще повторяющиеся случаи неисправного выхода казаков на службу и прочее.

При дальнейшем рассмотрении сего вопроса в особом совещании при главном управлении казачьих войск, в военном совете и государственном совете приняты были во внимание следующие соображения:

Во всех казачьих войсках, за исключением Сибирского и Терского, население издревле пользовалось правом замещать все должности станичного управления по своему выбору, а в двух названных войсках население пользуется таким правом с введением в действие высочайше утвержденного 13 мая 1870 года положения об общественном управлении в казачьих войсках. Это право осталось ненарушимым и при реформах последнего времени, изменивших весь строй войскового управления, в основе коего лежало также выборное начало. Население сжилось со своим правом и потому нельзя ожидать, чтобы оно отнеслось сочувственно к лишению общества права избирать лицо, состоящее во главе станичного управления. Несмотря на то, что в некоторых, вновь возникших поселениях поселениях Сибирского Войска, назначаемые туда войсковым начальством, с содержанием из войсковых сумм, станичные атаманы вполне отвечают своему назначению и, в деятельности своей, не заслуживают ни малейшего порицания, население относится к ним недоброжелательно. Иногда же эти отношения обостряются так, что или войсковое начальство ставится в необходимость назначить на должность другое лицо, каковой случай был в Батинской станице в конце 1876 года, или же сами атаманы вынуждаются просить об увольнении от должности. Подобные неприязненные отношения между атаманом и обществом, конечно, могут иметь крайне вредные последствия в деле станичного управления вообще и станичного хозяйства в частности. И хотя, вообще говоря, атаман, назначенный начальством, мог бы быть исправнее атамана выборного, так как, будучи независим от общества и свободен от влияний родственных и иных, мог бы действовать более самостоятельно и более энергично; но полезные последствия такой деятельности могли бы отражаться лишь на внешнем благоустройстве станиц и на снаряжении казаков на службе и только в том случае, если атаман отвечает своему назначению и в требованиях своих сообразуется с положением хозяйства общества и отдельных его членов. Между тем, нельзя забывать, что войсковые начальства казачьих войск, в особенности таких крупных, как Донское и Кубанское, несомненно могут встретить затруднения к замещению должностей станичных атаманов лицами добросовестными и вполне понимающими дело. Вследствие сего весьма возможно назначение на упомянутые должности таких лиц, которые не только не будут в состоянии принести пользу делу станичного правления, но своими поступками и распоряжениями будут ронять в глазах общества значение и авторитет власти, их назначившей, и навлекать на нее неудовольствие, а подчас и справедливые нарекания. В виду вышеизложенного, нельзя рассчитывать, чтобы замена станичных атаманов, выбираемых самим обществом, атаманами, назначаемыми войсковым начальством, могла, особенно в первое время, способствовать упорядочению станичного управления. По мнению всех войсковых начальств, за исключением войск Астраханского и Оренбургского, существующие беспорядки в станичном управлении и злоупотребления в расходовании станичных сумм могут быть прекращены и без нарушения традиционного права казачьего населения — выбирать главу своего общественного управления, путем устранения двойственности власти в заведовании сим управлением, упорядочением станичных сборов и выборов станичных атаманов, возвышением их власти и значения, а главным образом установления действительного контроля войскового начальства в делах общественных. В виду сего неудобно допускать предлагаемую начальством вышеупомянутых двух казачьих войск меру, по крайней мере до того времени, пока опыт не укажет, что проектируемые меры недостаточны для пользы дела.


б) О пределах компетенции станичного сбора


По действующему положению об общественном управлении станиц приговоры станичного сбора по важнейшим делам станичного управления и хозяйства представляются, через станичного атамана, на утверждение начальства. Следовательно, станичный атаман имеет полную возможность высказать свое мнение по приговорам и указать на неудобства или неправильность постановления сбора. По другим, менее важным делам, начальство имеет полную возможность отменить или изменить приговор станичного сбора, вследствие жалобы заинтересованных в деле лиц. Такие жалобы подаются атаману отдела и ничто не мешает последнему спросить мнение станичного атамана, если то признается нужным в интересах правильной постановки и разрешения дела.

В виду изложенного, мера, намеченная господином Стороженко, представляется совершенно излишнею.


б) О наделении станиц дополнительными земельными участками и открытия кредита для выкупа станицами участков


По содержанию сего имею честь доложить, что нормальный казачий надел определен, на основании высочайше утвержденного 21 апреля 1869 года мнения государственного совета о поземельном устройстве в казачьих войсках, в 30 десятин на каждую из состоявших и записанных в станицах душ мужского пола казачьего сословия, причем в пункте 4 того же мнения сказано, что, если, впоследствии, с увеличением народонаселения отведенной станицам земли будет причитаться менее 20 десятин на душу, то войсковое начальство войсковое начальство приводит ее в нормальную пропорцию посредством присоединения смежных запасных войсковых земель или через образование на этих последних землях новых станичных юртов.

Из всеподданейшего отчета начальника Терской области и наказного атамана Терского Казачьего Войска о состоянии области и войска за 1898 год усматривается, что в настоящее время в Терском Казачьем Войске приходится всего 17 десятин удобной земли на душу мужского пола и что, следовательно, уже наступило время, на основании пункта 4 упомянутого мнения, привести станичные наделы в нормальную пропорцию.

На основании изложенного и находя своевременной разработку общего вопроса в Терском Казачьем Войске о наделе станиц дополнительными земельными наделами на прибылое население, препровождая наказному атаману Терского Казачьего Войска 27 октября 1899 года за № 593, на зависящее распоряжение прошения, поданные при объезде Терской области, найдено нужным довести до сведения наказного атамана положение военного совета 23 мая 1897 года по тому же вопросу, относящееся до Кубанского Войска, в котором изложено: предоставить главному управлению казачьих войск указать Кубанскому областному начальству, что из имеющейся переписки усматривается, что вследствие значительного увеличения после 1870 года населения Кубанского Казачьего Войска от естественного прироста и от зачисления в казачье сословие иногородних лиц, земельное довольствие сего войска в настоящее время составляет в среднем менее 20 десятин на душу, а потому уже наступило время разработать общий вопрос о наделении казаков землею по современному их населению, тем более, что норма земельных участков, коими владеют казаки по правую сторону реки Кубань, с 1881 года не была даже утверждена военным советом.

О последующих распоряжениях наказного атамана Терского Казачьего Войска по сему вопросу ожидается, соответствующее уведомление.

Из того же всеподданнейшего отчета начальника терской области усматривается, что свободных войсковых запасных земель числится всего 112294 десятины, из них удобной 65884, лесу 33829 десятин и неудобной 12981 десятины; могущих же поступить в дополнительные наделы можно считать 65884; войскового населения мужского пола к 1 января 1899 года состояло 88904 человека, следовательно, в дополнительный надел придется всего на каждую душу мужского пола по 0,74 десятины; такое незначительное увеличение существующих войсковых душевых наделов не может, конечно, оказать сколько-нибудь существенного значения на земельное обеспечение всего населения Терского Казачьего Войска.


(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий