четверг, 3 июня 2021 г.

 

Журнал «Разведчик»

№ 496

4 апреля 1900 года

стр. 366


С — в

 

Браки молодых казаков


Обычай женитьбы молодых казаков в раннем возрасте, 18-20 лет, существует в Оренбургском Войске искони веков и является неизбежным и законным следствием всего строя казачьей жизни. Молодые люди растут в казачьих селениях на глазах друг у друга, пока не наступит пора одним жениться, а другим выходить замуж. За это время постепенно устанавливается между ними известное нравственное сближение, способное связать молодую пару и сделать ее счастливою на всю последующую жизнь.

Оставлять молодого казака слишком долго неженатым невыгодно во всех отношениях, как для родителей, так и вообще для общества. Холостой сын не может считаться надежным помощником отцу по хозяйству, потому что все помыслы его вертятся около того, как бы поскорее попасть в общество своих товарищей и повеселее провести с ними время. Поэтому он неохотно остается, например, на пашне в праздник, а еще неохотнее соглашается уехать перед большим праздником куда-нибудь в дальнюю дорогу.

Праздники казачья молодежь проводит обыкновенно вместе.

В это время парни добывают водку и пьют ее часто не в силу потребности, а подражая старшим или друг другу. Деньги, нужные для таких попоек, по большей части добываются не совсем законными путями. Так как родители вообще бывают недостаточно щедры, то молодежь по ночам забирается в отцовские амбары, забирает оттуда хлеб и сбывает его за бесценок разным охочим людям, у которых всегда находится и водка. Бедные парни пьют за счет своих богатых товарищей или же воруют у соседей, причем казаки смотрят на это не как на обыкновенное воровство, а как на неизбежное зло, к которому они и сами были также причастны в свое время.

Напившись или притворившись пьяными молодые люди ходят по поселку с песнями и не знают куда девать разбуженные силы: то выбьют окна, то вымажут ворота, а больше всего они любят драться между собою, причем дело кончается иногда серьезными увечьями. Приобретенная во время холостой жизни привычка к пьянству и воровству нередко остается и на всю последующую жизнь, являясь одной из причин, влияющих на распад семьи.

Таким образом, родители с одной стороны видят, что добытый ими с большими трудами хлеб легкомысленно спускается за бесценок, а с другой стороны, не имеют средств, которые могли бы остановить молодежь от этих разгулов, кроме ранней женитьбы.

Женитьбы является пока единственным исходом из этого положения. Только женившись, молодой человек становится настоящим работником и пособником семьи. Вполне понятно поэтому желание стариков женить своих сыновей как можно раньше, тем более, что каждому отцу естественно хочется еще при своей жизни устроить всех своих детей.

Если же запретить казакам жениться ранее окончания ими службы в первоочередных полках, то в результате этой меры нужно ожидать ряд весьма нежелательных явлений, влияние которых на экономическое благосостояние и на нравственность войскового сословия, без сомнения, выразится в более гибельных формах, чем то, что приписывается терской комиссией влиянию раннего брака.

Не говоря уже о том, что указанные выше пьянство и воровство с увеличением продолжительности холостой жизни стали бы проявляться в большим размерах, чем теперь, нельзя не обратить внимание еще на одну сторону этой жизни, пока еще парализующуюся влиянием ранних браков, — это проституцию.

При современном положении дела остается вне брака сравнительно немного молодых людей обоего пола, поэтому проституция в казачьих поселках до сих пор остается явлением весьма редким и случайным. Совсем не то нужно ожидать, если будет издан закон о запрещении ранних браков: с одной стороны остается много неженатых парней, а с другой, целая масса вполне развитых физически девушек, которые должны будут навсегда отказаться от надежды выйти замуж, так как ко времени возвращения со службы их теперешних женихов они окажутся уже устаревшими.

Конечно, трудно ожидать, чтобы при подобных обстоятельствах и парни, и девушки, подавив в себе самую сильную из потребностей человеческой природы, стали жить, следуя только принципу нравственного воздержания; скорее всего нужно допустить, что, не имея возможности вступать в брак, они станут жить друг с другом в незаконной связи. И в настоящее время приходится наблюдать, что холостые казаки держат себя в первоочередных частях несравненно распущеннее женатых.

Таким образом, реформа, имеющая одной из своих целей повышение нравственного уровня простого народа, на деле может привести к усилению проституции и разврата вообще, все последствия которых трудно предвидеть в настоящее время и еще труднее будет искоренить потом, когда они дадут себя почувствовать во всей своей силе.

Само собой разумеется, что при таких обстоятельствах едва ли можно ожидать улучшения физических качеств населения, а скорее наоборот, так как запрещение ранней женитьбы, вызвав к жизни проституцию и неизбежно связанные с нею страшные болезни, наверное подействует даже на вырождение довольно еще сносного до сих пор казачьего типа.

Что же касается того обстоятельства, что казачья семья смотрит на молодую женщину отчасти как на рабочую силу, то это явление совершенно законно, так как самый обыкновенный и при этом самый желательный тип казачьей семьи держится общим трудом всех ее членов, не исключая женщин и детей. В казачьих семьях каждый окупает расходы на свое содержание своим личным трудом. Этот общий труд, и только он один, дает весь смысл их жизни, а потому восставать против того, что молодая женщина, входя в семью мужа, принуждена бывает трудиться, нет оснований. Сноха нужна семье именно как работница, как помощница и в поле и в доме. Дома она помогает свекрови, часто уже старой и обессилевшей; в поле жнет и косит на ряду с мужем.

Таким образом, когда последнему, через 2-3 года после женитьбы, приходит пора отправиться на службу, так он оставляет дома близкого человека, который может отчасти заменить его в хозяйстве и все интересы которого естественно направлены к тому, чтобы прожить в семье «без сучка и задоринки» и тем самым гарантировать мужу возможность, по возвращении со службы, или сносно жить в семье, или же отделиться с выгодой для себя и без обиды для других.

Конечно, бывает, что сноха оказывается «не ко двору».

Но ни то, ни другое обстоятельство ничуть не будут устранены с запрещением раннего брака.

Из всего вышеизложенного видно, что обычай ранней женитьбы казаков имеет за собою много преимуществ и главное из них то, что он предотвращает нравственную порчу молодого поколения.

Семейные разделы в огромном большинстве случаев происходят от других причин, влияние которых не только не ослабится запрещением ранних браков, а наверное даже усилится.

Помимо личных свойств членов семьи, главнейшими причинами разделов в настоящее время являются: во первых, экономический упадок, наблюдаемый за последнее время в среде казаков, и во-вторых, полная неопределенность прав сыновей на общую семейную собственность, а иногда полный произвол главы семьи.

Положение это подтверждается тем обстоятельством, что сколько не живи сын в семье, от бедной получить ему нечего, а из состоятельной во всякую минуту его могут выгнать по капризу ни с чем, что и случается сплошь и рядом. Вот почему казаки предпочитают уходить врознь возможно раньше.

С другой стороны, благодаря сокращению размеров хозяйства, вызванному различными неблагоприятными обстоятельствами, и сами старшие члены семейств перестали дорожить работниками.

Семейный раздел при настоящих условиях весьма часто ведет даже к благоприятным последствиям. Так например, нередко приходится наблюдать, что иной казак под опекой семьи перебивается кое-как, что называется «с хлеба на квас», а освободившись от нее и будучи поставлен в необходимость бороться с жизнью за свой собственный счет, проявляет вдруг такую силу сметливости и трудолюбия, что в сравнительно короткое время из бедняка делается самостоятельным хозяином.

Не приходится сетовать на раздел и в том случае, когда бедный парень женится на зажиточной девушке или вдове и уходит в дом тестя или жены.

Конечно, нельзя отрицать существования и таких фактов, что при разделах некоторые казаки руководствуются не велением только нравственного долга, а сплошь и рядом личным расчетами, как и большинство людей. Нередко бывает, что старший сын в семье, снаряженный на службу «на последние крохи», по возвращении домой находит для себя невыгодным работать на отцовскую семью, имеющую собрать еще несколько казаков, и уходит врознь, но явление это повторяется чаще как раз между женившимися после службы, чем до нее.

Принимая во внимание все вышеизложенное, нужно признать, что ранняя женитьба казаков не служит причиною увеличения семейных разделов, а эти последние главною причиною экономического упадка. Напротив, семейные разделы часто сами обусловливаются этим упадком.

Причины обеднения казаков Оренбургского Войска кроются в другом, а именно: в несоответствии служебных требований со средствами их удовлетворения, потому что земледелие и скотоводство (главные занятия казаков) при настоящем их состоянии в войске, дают сравнительно ничтожный доход, а служебные требования с каждым годом растут все более и более.

Комментариев нет:

Отправить комментарий