Речь проф. Ф. А. Щербины
Казаки и казачки! Я пришел сюда, чтобы приветствовать вас с сегодняшним праздником и поделиться с вами короткою речью, но на тему не политическую, а, как наблюдатель, на тему, прошу извинить за жестокое выражение, шкурную. Я старый казак и нередко называют меня старейшим казаком. Может быть, это и так, ибо я живу уже 82 год, и во все годы, начиная с детских лет, был вольным казаком (не в политическом смысле, как партиец).
Те, кто говорят, что идея Вольного Казачества идея политическая, по-моему, ошибаются. Идея Вольного Казачества — историко-социологическая. С давних времен она жила у всех казаков. Столетия прошли, но она жила, менялась и развивалась, в зависимости от различных исторических условий; она всегда по своей природе была идеей Вольного Казачества. Сам я давно уже не занимаюсь партийною политическою деятельностью, но более 60-ти лет иду по одной и той же дороге наблюдателя, исследователя — смотрю, слушаю, наблюдаю, сравниваю, читаю, учусь и других обучаю по своей профессии.
20 дней тому назад я приехал в Прагу из Западной Европы — из Франции и поделюсь с вами тем, что я видел, наблюдал и слышал. Виделся я с людьми различного положения, начиная с профессоров и казачьей интеллигенции и кончая рядовыми казаками. Всюду господствует мнение, что большой войны не будет. Некоторые, как вы читали и в газетах, указывают на Италию, Германию, Венгрию и большевиков, которые вынуждают к войне Францию и союзные ей народы. Но ведь и у цыгана было два сына и оба пророка: один говорил, что завтра будет дождь, а другой, что дождя не будет, и непременно один из них, как отрежет. Так и в этих гаданиях.
Но в основе их лежат серьезные показательные факты. Всюду и все, с кем я соприкасался, боятся, что может быть, не мировая война, а серьезные частные осложнения, в отдельных государствах и краях, и что эти осложнения, которые уже намечаются, принесут людям в тех местах не меньше горя и бед, чем и бывшая война, особенно нам, эмигрантам. Вот в этом и заключается именно шкурный вопрос, когда людей принуждают в самозащите драться.
Что же следует делать в таких случаях? Бороться и бороться дружно, объединенно за свою шкуру и за лучшее будущее. Нужно крепкое ассоционное единение. Я много лет занимаюсь вопросом об ассоциациях людей и делю их на две формы — на ассоциации интеллекта, объективной работы ума, разума, и на ассоциации массовых моральных побуждений. Представьте себе, что на нас, здесь сидящих, нагрянул отряд какого-нибудь предводителя расправы и разбойничьих насилий. Что нам предстояло делать? Бежать, но это значило бы, во-первых, отдаться в разбойничьи руки, а во-вторых, поступить не этично, против моральных правил. Нужно объединенно защищаться. Вот в таких внезапных горючих осложнениях и кроются именно причины шкурного вопроса, когда людям по необходимости приходится защищаться от насилий.
Я был заграницей в общеказачьих станицах и дивился их простой, хотя и примитивной организации, по-казачьему, однако, типу. В целой станице у них уживаются представители самых разнообразных течений. Не знаю, может быть, они иногда спорят и даже дерутся между собою, но они живут совместною общею жизнью, как жили когда-то на родине кубанцы на Кубани, донцы на Дону, и т. д. Вот это типичные организации для самозащиты в тех мирных условиях, в которых находятся заграницей казаки. Их надо казакам усиливать и развивать на принципе родины.
Но одних их мало для защиты в разных видах и условиях угнетаемых. Нужно вести самозащиту в таких рамках, в каких толкает жизнь угнетаемых. Необходимо объединение подневольных национально народностей — украинцев, казаков, кавказских горцев и др. народов, борющихся, как и казаки, за свои народно-национальные интересы и за лучшие общечеловеческие идеалы жизни. Это общее историческое течение, которого не смогут приостановить никакие политические деятели противной стороны. Тут есть и выявилось уже общее тяготение. Нужно всюду и всем бороться на одном общем принципе борьбы за родину, за батькивщину. Этого требует жизнь. У казаков и украинцев, которых я видел, сжимаются уже руки в кулаки.
Вот с этими наблюдениями я познакомился на стороне и желаю вам не войны, а дружной борьбы за свои национальные интересы и общечеловеческие идеалы мира и братства.
25 декабря 1930 года
журнал «ВК»
71-й номер
стр. 11
Казаки и казачки! Я пришел сюда, чтобы приветствовать вас с сегодняшним праздником и поделиться с вами короткою речью, но на тему не политическую, а, как наблюдатель, на тему, прошу извинить за жестокое выражение, шкурную. Я старый казак и нередко называют меня старейшим казаком. Может быть, это и так, ибо я живу уже 82 год, и во все годы, начиная с детских лет, был вольным казаком (не в политическом смысле, как партиец).
Те, кто говорят, что идея Вольного Казачества идея политическая, по-моему, ошибаются. Идея Вольного Казачества — историко-социологическая. С давних времен она жила у всех казаков. Столетия прошли, но она жила, менялась и развивалась, в зависимости от различных исторических условий; она всегда по своей природе была идеей Вольного Казачества. Сам я давно уже не занимаюсь партийною политическою деятельностью, но более 60-ти лет иду по одной и той же дороге наблюдателя, исследователя — смотрю, слушаю, наблюдаю, сравниваю, читаю, учусь и других обучаю по своей профессии.
20 дней тому назад я приехал в Прагу из Западной Европы — из Франции и поделюсь с вами тем, что я видел, наблюдал и слышал. Виделся я с людьми различного положения, начиная с профессоров и казачьей интеллигенции и кончая рядовыми казаками. Всюду господствует мнение, что большой войны не будет. Некоторые, как вы читали и в газетах, указывают на Италию, Германию, Венгрию и большевиков, которые вынуждают к войне Францию и союзные ей народы. Но ведь и у цыгана было два сына и оба пророка: один говорил, что завтра будет дождь, а другой, что дождя не будет, и непременно один из них, как отрежет. Так и в этих гаданиях.
Но в основе их лежат серьезные показательные факты. Всюду и все, с кем я соприкасался, боятся, что может быть, не мировая война, а серьезные частные осложнения, в отдельных государствах и краях, и что эти осложнения, которые уже намечаются, принесут людям в тех местах не меньше горя и бед, чем и бывшая война, особенно нам, эмигрантам. Вот в этом и заключается именно шкурный вопрос, когда людей принуждают в самозащите драться.
Что же следует делать в таких случаях? Бороться и бороться дружно, объединенно за свою шкуру и за лучшее будущее. Нужно крепкое ассоционное единение. Я много лет занимаюсь вопросом об ассоциациях людей и делю их на две формы — на ассоциации интеллекта, объективной работы ума, разума, и на ассоциации массовых моральных побуждений. Представьте себе, что на нас, здесь сидящих, нагрянул отряд какого-нибудь предводителя расправы и разбойничьих насилий. Что нам предстояло делать? Бежать, но это значило бы, во-первых, отдаться в разбойничьи руки, а во-вторых, поступить не этично, против моральных правил. Нужно объединенно защищаться. Вот в таких внезапных горючих осложнениях и кроются именно причины шкурного вопроса, когда людям по необходимости приходится защищаться от насилий.
Я был заграницей в общеказачьих станицах и дивился их простой, хотя и примитивной организации, по-казачьему, однако, типу. В целой станице у них уживаются представители самых разнообразных течений. Не знаю, может быть, они иногда спорят и даже дерутся между собою, но они живут совместною общею жизнью, как жили когда-то на родине кубанцы на Кубани, донцы на Дону, и т. д. Вот это типичные организации для самозащиты в тех мирных условиях, в которых находятся заграницей казаки. Их надо казакам усиливать и развивать на принципе родины.
Но одних их мало для защиты в разных видах и условиях угнетаемых. Нужно вести самозащиту в таких рамках, в каких толкает жизнь угнетаемых. Необходимо объединение подневольных национально народностей — украинцев, казаков, кавказских горцев и др. народов, борющихся, как и казаки, за свои народно-национальные интересы и за лучшие общечеловеческие идеалы жизни. Это общее историческое течение, которого не смогут приостановить никакие политические деятели противной стороны. Тут есть и выявилось уже общее тяготение. Нужно всюду и всем бороться на одном общем принципе борьбы за родину, за батькивщину. Этого требует жизнь. У казаков и украинцев, которых я видел, сжимаются уже руки в кулаки.
Вот с этими наблюдениями я познакомился на стороне и желаю вам не войны, а дружной борьбы за свои национальные интересы и общечеловеческие идеалы мира и братства.
25 декабря 1930 года
журнал «ВК»
71-й номер
стр. 11
Комментариев нет:
Отправить комментарий