среда, 3 марта 2021 г.

 

1-я часть


Журнал «Разведчик»


№ 164


30 ноября 1893 год


Б. В. Есаул


Новый казачий мундир


(рис. № 122)

 

В приказе по военному ведомству от 13 ноября прошлого года за № 305 высочайше объявлен новый образец казачьего мундира (чекменя) для всех казачьих войск и гвардейских казачьих частей.

В настоящее время встречаются уже носимые новые мундиры казачьего образца, но для многих остается неизвестным своеобразность покроя этого образца, и причины возникновения самого вопроса об упорядочении казачьего обмундирования (равно же неизвестна и разработка этого дела в особо созванной для этого комиссии).

Мы берем на себя в предлагаемой заметке ознакомить в подробностях интересующихся по этому предмету.

Осенью 1891 года, на особую казачью комиссию, учрежденную при главном управлении казачьих войск, было возложено, в числе прочего, обсудить заявления о необходимости изменения покроя казачьего мундира (чекменя) и выработать новый образец мундира, если в таковом будет представляться существенная необходимость. Приступив к разработке поставленного вопроса, комиссия прежде всего обратилась к рассмотрению многих данных, собранных трудами неоднократно созывавшихся комиссий по этому предмету.

При этом было выяснено, что введенный в начале настоящего столетия во все казачьи войска, за исключением Кавказских, чекмень, как форма одежды, последовательным изменением покроя, постепенно принимал вид мундира регулярных войск, со всеми его неудобствами одностороннего требования наружного щегольства одежды и доведен к настоящему времени до полной непрактичности в носке и разорительной для казака стоимости его в постройке из дорогого, ворсованного, тонкого сукна.

Вызванное практическим испытанием прошлой Турецкой компании изменение мундиров и усовершенствование их покроя как для пехоты, так и для кавалерии нашей армии, не коснулось обмундирования казачьих войск. Между тем, еще в 1822 году в представленной казачьим генералом Деписовым записке, настоятельно доказывалось неудобство казачьего обмундирования, узкого покроя и о необходимости возвратиться к старинному казачьему обмундированию.

В последующее время неоднократно возбуждались частные вопросы по этому предмету, и казачеству предоставлялось, частным путем, разрешать этот насущный свой вопрос, что практически выразилось полным отчуждением казаков от своего мундира, неношением его в домашнем быту и ограниченным употреблением на службе только для смотров и парадов. В остальное же время, при нетребовательности начальства, в службе на пограничных кордонах или по полиции в гражданском ведении, — казаки изворачивались своеобразно места службы и времени года, — в черкесках, архалуках, шинелях, полушубках, домашних теплушках или рубашках. С введением в 1875 году казачьих полков в составе кавалерийских дивизий, регулярное строевое начальство не могло уже так снисходительно относиться в попущениях к способу употребления казачьего обмундирования, и стали предъявлять требования обязательного ношения узаконенного казачьего обмундирования. Вместе с этим форменный казачий чекмень стал для всех оказываться несостоятельным по неудобству сложного покроя, непрактичности в носке и дороговизны из тонкого, ворсованного сукна. И только после прошедшей Турецкой компании, в числе возбужденных вопросов по обмундированию и снаряжению войск, поставлен был вопрос о необходимости пересмотреть предметы обмундирования и снаряжения в казачьих частях. Целым рядом сзываемых затем комиссий при главном управлении казачьих войск, под председательством генералов Андриянова, Хрещатицкого и Жеребкова, решались поставленные вопросы, крайнею необходимостью, по их мнениям, безотложно изменить или усовершенствовать покрой существующего казачьего чекменя. Запрошенные же строевые и административные начальники, со своей стороны, все без исключения, тоже подали свое мнение в пользу такого разрешения вопроса. Независимо выше приведенного решения вопроса названными комиссиями, в 1887 году наказным атаманом Уральского Казачьего Войска был возбужден вопрос о замене чекменя для уральских казаков более удобного покроя одеждой, под названием татарки, по следующим предполагаемым ее преимуществам: а) татарка может шиться на 3 роста; тогда ка чекмень, по особенностям его покроя, приходится пригонять отдельно на каждого казака, это обстоятельство существенно важно для удобств изготовления обмундировальною мастерскою в запас для мобилизации; б) общая стоимость нового обмундирования дешевле существующего; в) татарка более применима в домашнем быту, чем чекмень; г) татарка строиться свободно для движений рук и тела, и такой полноты, чтобы можно было надевать ее на теплую одежду, а воротник и борты без наклейки и такой длины, чтобы застегивались на теплой одежде.

На представление это, после испытания образцов на людях в Уральской казачьей сотне, последовало в 1889 году 31-го января высочайшее утверждение татарки, вместо чекменя, для Уральского Казачьего Войска. В 1890 году, та же форма татарки вместо чекменя, по ходатайству местного начальства, присвоена Приамурским казачьим войскам. Затем, в последующих представлениях прочих казачьих войск, были высказаны заключения о преимуществах покроя татарки перед чекменем, причем, однако же, указывались некоторые недостатки в покрое татарки, которые могли бы быть предусмотрены в дальнейшем усовершенствовании ее покроя.

В соображении всего вышеизложенного и принимая во внимание те частные указания относительно возможного усовершенствования покроя татарки, — последняя 1891 года комиссия, в дальнейшей разработке по поставленному вопросу, обратилась в своих изысканиях к историческим источникам, которые могли бы дать более совершенные образцы одежды, выработанные в старинном казачестве самою жизнью, удобные для мускульной работы в домашнем быту и боевой службе в поле, то есть диаметрально противоположных свойств чекменя ныне отмененного покроя. Для комиссии, принявшей в разработке такое направление, исторической справкой о казачьей одежде, выяснилось, что в Донском казачестве, служившем рассадником для других казачьих войск, с давних времен, излюбленной одеждой был русский зипун, и что известный указ императора Петра I о бородах и платьях, воспрещавший ношение русского народного одеяния, не был распространяем на казаков и Донские казаки в лице посланного атамана своего Саввы Кочетова, в 1705 году принесли государю свое благодарение за предоставления им ношения своей одежды: «как привыкли ходить в русских платьях стародавнего обычая».

Такая парадная казачья одежда, в царствование императрицы Екатерины II, особым в 1774 году указом светлейшего князя Потемкина, впервые названа форменною казачью одеждою и регламентирован в описании старинный покрой кафтана с полукафтаньем или черкески с бешметом, с указанием каждому казачьему войску присваиваемого ему цвета сукна с особым цветным прикладом. Эта последняя, оформленная таким образом, казачья одежда оставалась у казаков в домашнем быту и на службе без изменения до 1801 года, когда высочайшим указом от 18-го августа повелено вводить в войске Донском, а затем и в прочих казачьих войсках, взамен форменной их одежды, новое обмундирование иного покроя, устанавливаемое для формируемого тогда Бугского Казачьего Войска, под названием чекменя и куртки к нему. Исходя из вышеприведенных изысканий, и, всматриваясь по описаниям, рисункам и сохранившимся старинным образцам в технические особенности покроя зипуна и кафтана, выработанные долгой народной практикой, комиссиею были отысканы те детали покроя, значение которых и должно принести существенное усовершенствование формы казачьей одежды. И действительно, вводя дополнительно в покрой татарки. Уже представляющей собой некоторую упорядоченность чекменя, найденные особенности деталей покроя зипуна и чекменя, для комиссии получился образец ныне утвержденного казачьего мундира, заключающий, в покрое своем, все искомые свойства одежды казака, воина и пахаря.

Восстанавливая же такую целесообразную одежду, представляется уверенность, что казаки, и ныне образуя народное войско, обязанное снаряжаться на собственный счет, не будут уже чуждаться своей формы одежды и станут ее носить и в домашнем быту, а отсюда явится большая гарантия в исправном обмундировании казаков при вызове их на полевую службу.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий