воскресенье, 7 марта 2021 г.


* * *

                                                  Журнал «Разведчик»


№ 110


1893 год


Газета «Приазовский край»


№ 50


Б. В. Е.


В виду занятий комиссии при главном управлении казачьих войск, по вопросам об упорядочении обмундирования и снаряжения казаков, возбужден среди казачества местный интерес, породивший многие толки при обсуждении вопроса об необходимости изменения покроя чекменя существующего образца, — а потому газета дает интересную «историческую справку о казачьей одежде».

В историческом описании Войска Донского Сухорукова приводится, что казаки, отправляясь в поиски на суше и на море, оговаривались — «идем добывать зипуны», за что и прозывали их с древнего времени — зипунниками. Тот же историк далее приводит: тут «можно было видеть иного в бархатном и камчатном кафтане… другого — в атласном и настрафильном зипуне. Иные одевались в турецкие, черкесские или калмыцкие одежды. Немецкого же платья казаки чуждались. Сему обычаю не изменили они даже до конца XVIII столетия». В ответе посланцу государя Михаила Федоровича, Протасьеву, донские казаки говорили: «прежде у нас были лучшие зипуны, когда во всякое время под Азов да на море ходили».

В описи донских казаков при государе Алексее Михайловиче из Азовского сидения, турецкому султану Ибрагиму — говориться… «приехал к нам, казакам, за кровными нашими зипунами? Ведомо же нам, что по сие время никто даром зипунов не снимал с нас».

В истории о донских казаках, составленной в 1778 году Ригельманом, говориться — платье казаки носят почти совсем татарское, парчовое, штофное и суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапки черкесские, опоясываются кушаками.

Исследуя далее вопрос о старинной казацкой одежде, у Висковатова находим: «Донские казаки за время Петра I, приобретая себе оружие и одежду вооруженными руками, не могли иметь однообразия, ибо эти предметы были сбором вещей, принадлежащих по народности русским, татарам, туркам, черкесам и калмыкам. У малороссийских казаков одежда менее сложна, проще, заимствованная в большинстве от поляков (жупан, свитка, кунтуш). Но у всех казаков были шелковые турецкие кушаки, куньи или барашковые шапки и покрой одежды широкий, просторный и длинные полы.

Указ императора Петра I о бритье бород и замене народной одежды немецкою, на казаков не был распространен. Со времени царствования Петра I на Дону между казаками стала проявляться зажиточность и домовитость, а вместе с этим — установляться однообразие в покрое платья, верхнего кафтана или черкески, и нижнего — полукафтана или архалука.

Более подробное и точное описание казацкой одежды — принявшей один общий покрой, — относится ко времени воцарения императрицы Екатерины II. Из сохранившихся достоверных сведений — первые казаки, обмундирование которых получало непременные цвета сукон, были: казачий полк крепости Святого Дмитрия, переименованный в 1769 году из Азовского, и вновь учрежденные тогда же полки Азовский и Таганрогский.

По штату, конфирмованному для двух последних 9 сентября 1769 года — в Дмитриевском полку кафтаны, шаровары и верхи шапок полагались светло-голубые, в Азовском — синие, в Таганрогском — зеленые. В это же время вообще для казачьих войск обмундирование устанавливалось следующее: верхний суконный кафтан с прорехами под пазухою, подпоясанным цветным кушаком, — суконный же исподний полукафтан или бешмет, суконные шаровары, заправленные в короткие сапоги, и шапка из смушки с суконным верхом. Для вновь сформированного Бугского Казачьего Войска, 7 ноября 1789 года, установлены формой одежды — короткие кафтаны и чекмени вместо плащей из белого сукна. Во всем описании казацкой одежды это первое появление названия — чекменя. Высочайшим указом 18-го августа 1801 года повелено вводить в войске донском взамен установленной еще со времени воцарения императрицы Екатерины II-й форменной одежды, нижеследующее обмундирование: а) в домашнем быту: Чекмень или кафтан из темно-синего сукна с выпушкою по воротнику и обшлагами из красного сукна; шаровары темно-синие с красною, вдоль бокового шва, выкладкою, причем дозволялось носить в сапоги. Шапку в 5 вершков, черной смушки с красным суконным верхом (шлык); б) в полковой или строевой службе: Чекмень из темно-синего сукна, с выпушкою в каждом полку особого цвета, предоставленного на произвол войскового атамана. Шаровары темно-синие с выкладкою по цвету выпушки. Шапку такую же, но с прибавлением белых нитяных шнуров и кистей, и с султаном из белых, а в корню из черных и оранжевых перьев и с верхом по цвету выпушки на чекмене.

Чекмени по издревле сохранившемуся в войске Донском обыкновению, повелено подпоясывать кушаками, коим цветом не назначалось, а только подлежало наблюдать, чтобы в одном и том же полку они были по возможности одного цвета. Описываемые чекмени назначалось носить в холодное время года, с 1-го сентября по 1-е мая, а для остального времени устанавливалось носить, одного цвета с чекменем, полукафтаны или куртку, заправлявшиеся в шаровары.

В Черноморском войске, с 1816 года, утверждено обмундирование и вооружение одинаковое с существовавшим в войске Донском с прибавлением только на чекменях откидных на спину рукавов.

В Кавказском линейном казачьем войске, поселенном с начала царствования императора Александра I-го — как одежда, так вооружение и конский убор — заимствован от горских народов.

В Астраханском войске, в 1817 году, высочайше утверждено обмундирование и вооружение, вместо кафтанов и архалуков, одинаковое с войском Донским, но выпушки и выкладки — желтого сукна.

В Уральском войске, в 1806 году, указано носить обмундирование общеутвержденного казачьего образца — чекмень синего сукна с выпушкою и выкладкою на шароварах малинового сукна.

До настоящего же времени удерживалось установленное прежде обмундирование, состоящее, по описанию, из суконного малинового цвета зипуна, обложенного вокруг воротника и по низу рукавов, белою тесьмою или галуном, с пятью на левой стороне пуговицами, — и нижнего бешмета-архалука голубого цвета. Суконные, голубого цвета шаровары. Кожаный пояс с пороховницей, пулечницею, натрускою и медною смазницею. Сверх пояса бумажный голубого цвета кушак. Шапка малинового сукна, высокая с черным меховым околышем.

В Оренбургском войске, в 1803 году, непременному казачьему полку, повелено иметь обмундирование и снаряжение — одинаковое с войском Донским, но выпушка, выкладка и верх шапок — малиновые.

В Сибирском линейном войске, в 1802 году, не имевшем до сего общего определенного обмундирования и вооружения, — повелено принять и руководствоваться по этому предмету, как для войска Донского установленного. В 1812 году этому войску в «вящее отличие — усердия и исправности к высочайшей службе, пожалованы на пики кавалерийские флюгера».

При дальнейших частных изменениях покроя чекменя, присвоенного казачьим войскам в 1825, 1837, 1838 и до 1845 года, полы чекменя оставались ниже колена. В 1815 году отменены в употреблении куртка или полукафтанье и в то же время установлено полы чекменя урезать на 1 вершок выше колена, сообразно росту от талии, длиною в 7-8 и 9 вершков. В 1855 году полы чекменя установлены, без различия роста, в 7 вершков; а в 1874 году, приказом по военному ведомству за № 2, — указано: полы как кирасирам, драгунам и казакам в 6 вершков.

Из вышеизложенного попытаемся формулировать два вопроса:

1) Со времен глубокой старины — в присвоении донскими казаками привилегированного одеяния зипуна, — в прозвании зипунниками, — в посылках казаков в отписях, грамотках и речах на права свои добывать зипуны, — в угрозах их своим врагам, смертельно защищать кровные зипуны, — и в прославлении себя в песнях… «По синему морю гулять, зипунов-то доставать…», «До ныне еще никто даром зипунов с нас не снимал», — не должны ли мы признать, зипун Донского казачества, не только излюбленным народным одеянием, но и символом у него — свободы воинского достоинства, благородства и привилегированности своего сословия?

2) Может ли назваться традиционным казачьим одеянием чекмень, взятый с татарского плеча для вновь сформированного Бугского казачьего войска и распространенный на коренное казачество, с последующими искажениями его покроя, из верхнего покроя, широкого, длинного — до узкого, на щипок сшитого, с регулярным обрезом пол?

Станишники наши давно опротестовали свой мундир, в простоте душевной выражаясь: «одно слово — кургузка; ни матни тебе, ни ширинки прикрыть. Срамота одна».

 

31 июля 1892 года


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий