Журнал «Разведчик»
№ 110
1893 год
Газета «Приазовский край»
№ 50
Б. В. Е.
В виду занятий комиссии при главном
управлении казачьих войск, по вопросам об упорядочении обмундирования и
снаряжения казаков, возбужден среди казачества местный интерес, породивший
многие толки при обсуждении вопроса об необходимости изменения покроя чекменя
существующего образца, — а потому газета дает интересную «историческую справку
о казачьей одежде».
В историческом описании Войска
Донского Сухорукова приводится, что казаки, отправляясь в поиски на суше и на
море, оговаривались — «идем добывать зипуны», за что и прозывали их с древнего
времени — зипунниками. Тот же историк далее приводит: тут «можно было видеть
иного в бархатном и камчатном кафтане… другого — в атласном и настрафильном
зипуне. Иные одевались в турецкие, черкесские или калмыцкие одежды. Немецкого
же платья казаки чуждались. Сему обычаю не изменили они даже до конца XVIII столетия». В ответе посланцу государя Михаила
Федоровича, Протасьеву, донские казаки говорили: «прежде у нас были лучшие
зипуны, когда во всякое время под Азов да на море ходили».
В описи донских казаков при государе
Алексее Михайловиче из Азовского сидения, турецкому султану Ибрагиму —
говориться… «приехал к нам, казакам, за кровными нашими зипунами? Ведомо же
нам, что по сие время никто даром зипунов не снимал с нас».
В истории о донских казаках,
составленной в 1778 году Ригельманом, говориться — платье казаки носят почти
совсем татарское, парчовое, штофное и суконное, кафтан и полукафтанье или
бешмет и штаны широкие, сапоги и шапки черкесские, опоясываются кушаками.
Исследуя далее вопрос о старинной
казацкой одежде, у Висковатова находим: «Донские казаки за время Петра I, приобретая себе оружие и одежду вооруженными
руками, не могли иметь однообразия, ибо эти предметы были сбором вещей,
принадлежащих по народности русским, татарам, туркам, черкесам и калмыкам. У
малороссийских казаков одежда менее сложна, проще, заимствованная в большинстве
от поляков (жупан, свитка, кунтуш). Но у всех казаков были шелковые турецкие
кушаки, куньи или барашковые шапки и покрой одежды широкий, просторный и
длинные полы.
Указ императора Петра I о бритье бород и замене народной одежды
немецкою, на казаков не был распространен. Со времени царствования Петра I на Дону между казаками стала проявляться
зажиточность и домовитость, а вместе с этим — установляться однообразие в
покрое платья, верхнего кафтана или черкески, и нижнего — полукафтана или
архалука.
Более подробное и точное описание
казацкой одежды — принявшей один общий покрой, — относится ко времени воцарения
императрицы Екатерины II. Из
сохранившихся достоверных сведений — первые казаки, обмундирование которых
получало непременные цвета сукон, были: казачий полк крепости Святого Дмитрия,
переименованный в 1769 году из Азовского, и вновь учрежденные тогда же полки
Азовский и Таганрогский.
По штату, конфирмованному для двух
последних 9 сентября 1769 года — в Дмитриевском полку кафтаны, шаровары и верхи
шапок полагались светло-голубые, в Азовском — синие, в Таганрогском — зеленые.
В это же время вообще для казачьих войск обмундирование устанавливалось
следующее: верхний суконный кафтан с прорехами под пазухою, подпоясанным
цветным кушаком, — суконный же исподний полукафтан или бешмет, суконные шаровары,
заправленные в короткие сапоги, и шапка из смушки с суконным верхом. Для вновь
сформированного Бугского Казачьего Войска, 7 ноября 1789 года, установлены
формой одежды — короткие кафтаны и чекмени вместо плащей из белого сукна. Во
всем описании казацкой одежды это первое появление названия — чекменя.
Высочайшим указом 18-го августа 1801 года повелено вводить в войске донском
взамен установленной еще со времени воцарения императрицы Екатерины II-й форменной одежды, нижеследующее
обмундирование: а) в домашнем быту: Чекмень или кафтан из темно-синего сукна с
выпушкою по воротнику и обшлагами из красного сукна; шаровары темно-синие с
красною, вдоль бокового шва, выкладкою, причем дозволялось носить в сапоги.
Шапку в 5 вершков, черной смушки с красным суконным верхом (шлык); б) в
полковой или строевой службе: Чекмень из темно-синего сукна, с выпушкою в
каждом полку особого цвета, предоставленного на произвол войскового атамана.
Шаровары темно-синие с выкладкою по цвету выпушки. Шапку такую же, но с прибавлением
белых нитяных шнуров и кистей, и с султаном из белых, а в корню из черных и
оранжевых перьев и с верхом по цвету выпушки на чекмене.
Чекмени по издревле сохранившемуся в
войске Донском обыкновению, повелено подпоясывать кушаками, коим цветом не назначалось,
а только подлежало наблюдать, чтобы в одном и том же полку они были по
возможности одного цвета. Описываемые чекмени назначалось носить в холодное
время года, с 1-го сентября по 1-е мая, а для остального времени
устанавливалось носить, одного цвета с чекменем, полукафтаны или куртку,
заправлявшиеся в шаровары.
В Черноморском войске, с 1816 года,
утверждено обмундирование и вооружение одинаковое с существовавшим в войске
Донском с прибавлением только на чекменях откидных на спину рукавов.
В Кавказском линейном казачьем войске,
поселенном с начала царствования императора Александра I-го — как одежда, так вооружение и конский
убор — заимствован от горских народов.
В Астраханском войске, в 1817 году,
высочайше утверждено обмундирование и вооружение, вместо кафтанов и архалуков,
одинаковое с войском Донским, но выпушки и выкладки — желтого сукна.
В Уральском войске, в 1806 году,
указано носить обмундирование общеутвержденного казачьего образца — чекмень
синего сукна с выпушкою и выкладкою на шароварах малинового сукна.
До настоящего же времени удерживалось
установленное прежде обмундирование, состоящее, по описанию, из суконного
малинового цвета зипуна, обложенного вокруг воротника и по низу рукавов, белою
тесьмою или галуном, с пятью на левой стороне пуговицами, — и нижнего
бешмета-архалука голубого цвета. Суконные, голубого цвета шаровары. Кожаный
пояс с пороховницей, пулечницею, натрускою и медною смазницею. Сверх пояса
бумажный голубого цвета кушак. Шапка малинового сукна, высокая с черным меховым
околышем.
В Оренбургском войске, в 1803 году, непременному
казачьему полку, повелено иметь обмундирование и снаряжение — одинаковое с
войском Донским, но выпушка, выкладка и верх шапок — малиновые.
В Сибирском линейном войске, в 1802
году, не имевшем до сего общего определенного обмундирования и вооружения, —
повелено принять и руководствоваться по этому предмету, как для войска Донского
установленного. В 1812 году этому войску в «вящее отличие — усердия и
исправности к высочайшей службе, пожалованы на пики кавалерийские флюгера».
При дальнейших частных изменениях
покроя чекменя, присвоенного казачьим войскам в 1825, 1837, 1838 и до 1845
года, полы чекменя оставались ниже колена. В 1815 году отменены в употреблении
куртка или полукафтанье и в то же время установлено полы чекменя урезать на 1
вершок выше колена, сообразно росту от талии, длиною в 7-8 и 9 вершков. В 1855
году полы чекменя установлены, без различия роста, в 7 вершков; а в 1874 году,
приказом по военному ведомству за № 2, — указано: полы как кирасирам, драгунам
и казакам в 6 вершков.
Из вышеизложенного попытаемся
формулировать два вопроса:
1) Со времен глубокой старины — в присвоении
донскими казаками привилегированного одеяния зипуна, — в прозвании зипунниками,
— в посылках казаков в отписях, грамотках и речах на права свои добывать
зипуны, — в угрозах их своим врагам, смертельно защищать кровные зипуны, — и в
прославлении себя в песнях… «По синему морю гулять, зипунов-то доставать…», «До
ныне еще никто даром зипунов с нас не снимал», — не должны ли мы признать,
зипун Донского казачества, не только излюбленным народным одеянием, но и
символом у него — свободы воинского достоинства, благородства и привилегированности
своего сословия?
2) Может ли назваться традиционным
казачьим одеянием чекмень, взятый с татарского плеча для вновь сформированного
Бугского казачьего войска и распространенный на коренное казачество, с
последующими искажениями его покроя, из верхнего покроя, широкого, длинного —
до узкого, на щипок сшитого, с регулярным обрезом пол?
Станишники наши давно опротестовали свой
мундир, в простоте душевной выражаясь: «одно слово — кургузка; ни матни тебе,
ни ширинки прикрыть. Срамота одна».
31 июля 1892 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий