2-я часть (окончание)
Журнал «Разведчик»
№ 93
11 апреля 1892 года
С. Флейшер
(рисунки есаула Табунщикова)
Джигитовка у казаков
К
наиболее полезным и занимательным приемам джигитовки следует отнести: 1) скачки
через препятствие со стрельбой, рубкой и фланкировкой (фиг. 1 и 2); 2) умение
положить коня на карьер и быстро открыть из-за него огонь (фиг. 3); из приемов,
так называемой, «вольной» джигитовки у казаков существуют следующие: 1)
поднимание предметов с земли (фиг. 4); 2) спрыгивание и вскакивание на седло на
карьере (фиг. 5); 3) скачка стоя (фиг. 6); 4) скачка с пересадкой с одной
лошади на другую; 5) скачка вниз головой (фиг. 7), при этом казак не стоит на
голове, но опирается на седло плечом; 6) прием поднимания и увоза раненого на
карьере (фиг. 8); 7) скачка различными группами (фиг. 9). Несомненно, что большая
часть времени, посвящаемая занятиям джигитовкой, должна принадлежать упражнениям
в наиболее полезных приемах; конечной целью всех этих упражнений должно быть
поставлено желание развить в казаках до возможного совершенства умение владеть
конем и присвоенным им оружием, и извлекать, как из ружья, так и из коня своего
возможно больше выгоды для поражения врага. Спокойная, выдержанная и меткая
одиночная стрельба с коня в разных направлениях по видимым целям, рубка чучел и
прутьев, уколы, быстро, метко и сильно наносимые в чучела и шары и, наконец,
умение быстро положить коня, встретить из-за него огнем противника или, севши
на коня, неожиданно броситься на врага с холодным оружием — вот, приблизительно, те конечные
результаты, к достижению которых должно стремиться, занимаясь джигитовкой.
Переходя к отделу «вольной»
джигитовки, должно оговориться, что насколько предыдущий отдел джигитовки
исключает возможность несчастных случаев, настолько при упражнениях вольной
джигитовкой они возможны и потому эти приемы сопряжены с риском и опасностью,
вследствие чего они требуют для выполнения их от всадника большой лихости,
ловкости и смелости. Ясно, что требовать от всех казаков, без исключения,
исполнения всех приемов вольной джигитовки нельзя, — во-первых потому, что люди
по своим физическим качествам крайне разнообразны, и что доступно и возможно
одному, то недоступно другому; а во-вторых сорт и достоинство лошадей, на
которых приходят казаки на действительную чрезвычайно разнообразны;
безнаказанное же выполнение наиболее трудных и рискованных приемов вольной
джигитовки, зависит настолько же, если не больше, от качества лошади, настолько
и от всадника. Не требуя от всех казаков выполнения всех приемов вольной
джигитовки, но, поощряя наиболее смелых и лихих наездников, нам кажется, что можно
вызвать между казаками столь желательное соревнование в лихости и наездничестве
и тем поддержать среди казаков существование джигитовки, весьма полезной для
развития их одиночных, наезднических и боевых качеств. Единичные несчастные
случаи не должны служить достаточно убедительным мотивом, чтобы отказываться от
этих упражнений, «где рубят, там и щепки летят», говорит русская пословица, а
великий знаток кавалерийского дела, генерал Зейдлиц, на вопрос короля: «что
значит, Зейдлиц, что в вашем полку люди так часто ломают себе шеи?», ответил: «вашему
величеству стоит приказать, и этого больше не будет, но я не буду виноват, если
полк не исполнит своего долга перед неприятелем». Жене министра фон-Шлабрендорф,
когда она выразила ему свои опасения по поводу того, что с сыном ее может
случиться какое-нибудь несчастье в рискованных упражнениях, выполнения которых
требовал Зейдлиц, он ответил: «ваше превосходительство, можете быть спокойны,
корнет все равно, что кошка: его можно сбросить с вершины башни, и он останется
цел и невредим».
Если начальник, занимающийся обучением
казаков джигитовке, не может безусловно предупредить и предусмотреть всех
возможных несчастных случаев и падений, то он, тем не менее в значительной
степени может сократить число их и на его нравственной обязанности лежит
довести это число до минимума. Ни одно из средств для этого, находящихся в
распоряжении начальника, не должно быть им упущено, а средств этих у него
довольно много; так, например, внимательный и обдуманный выбор места для
джигитовки, внимательный осмотр седловки и исправности конского снаряжения,
предварительные занятия гимнастикой и упражнением на деревянной лошади,
направленные к тому, чтобы развить в людях силу, ловкость и поворотливость;
умелая, выдержанная и спокойная выездка лошадей, доведенная до полного их
усмирения и подчинения воле всадника; знание достоинств и недостатков лошади,
на которой производится джигитовка, соответствует ли лошадь по силе, росту и
весу всаднику, которого ей приходится нести на себе; правильная пригонка
обмундирования, обуви и оружия, и много других подобных средств.
Опыт показал, что, кроме чувства
самосохранения, свойственного всем людям, у казака, антагонистом джигитовки,
является еще и вопрос материальный: снаряжаясь на службу на собственный счет и имея
все, кроме винтовки, собственное, казак естественно стремится сберечь свои вещи
возможно дольше и расходовать на ремонт их денег возможно меньше; на джигитовке
же, при падениях, в большинстве случаев, платится не столько сам всадник,
сколько его лошадь, седло, обмундирование и оружие. Страх испортить свою
лошадь, сломать или порвать что-нибудь и понести, иногда, весьма значительный
расход на ремонт, заставляет казака, сплошь и рядом, уклоняться от упражнений
джигитовке и относиться к ней, подчас, не совсем сочувственно. Материальная
помощь казакам, имущество которых пострадало на джигитовке, в виде ли
безвозмездного исправления в полковых мастерских поломанных седел, оружия и
попорченного обмундирования, в денежном ли вспомоществовании, или в замене
испорченной лошади ремонтной (случай крайне редкий), послужила бы могучим
средством в руках начальников поддержать и развить среди казаков страсть к
джигитовке; если к этому прибавить еще поощрение, наиболее лихих и смелых
джигитов — призами, то джигитовка у казаков, надо думать не заглохнет и не
отойдет на задний план в число случайных занятий, обязанных своим
существованием в большей или меньшей степени расположению к ним частных
начальников.
Есть полное основание рассчитывать на
то, что казак, зная, что ему на службе в действующем полку придется заниматься
джигитовкой, отнесется более внимательно к выбору и приобретению для себя
строевого коня и, конечно, предпочтет приобрести коня сильного и непорочного,
не жалея для этого десятка другого рублей, что, разумеется, очень желательно,
как в интересах конского состав полка, так и в виду сбережения самих казаков.
Заканчивая настоящую краткую заметку о
джигитовке, нельзя не упомянуть о том новом виде джигитовки, который за последнее
время появился в некоторых действующих частях Кавказских Казачьих Войск, мы
говорим о «джирите». Упражнения джирита состоят в метании на карьер дротика.
Всадник, идя в карьер, в шагах 15-20 вдоль линии, по которой развешены шары,
или круги, диаметром около аршина, обтянутые бумагой, должен бросить одно, или два
копья и пробить ими круг, или попасть в шар; затем всадник круто поворачивает и
быстро уходит от пораженной им цели. Собственно говоря, джирит не есть изобретение
последних дней, у некоторых конных восточных народов он существовал с давних
времен и только на время был как бы забыт. Упражнения в джирите уже настолько
подвинулись вперед у кавказских казаков, что некоторые из них, с большим
успехом, принимали участие в состязательном джирите на Тифлисских призовых
скачках в сентябре прошлого года.
В состязании этом участвовали казаки
конвоя командующего войсками Кавказского военного округа, казаки Полтавского, Хоперского
и Горско-Моздокского полков, а также несколько местных жителей — Борчалинских
татар. Первых призов досталось казакам — 7, татарам — один; вторых призов
казакам — 9, татарам — один. Не представляя никакого риска и опасности, джирит,
тем не менее, требует от всадника большой ловкости, силы, меткости и умения
управлять конем, а потому нельзя не выразить желания, чтобы этот вид джигитовки
получил более широкое развитие и применение среди казаков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий