воскресенье, 28 марта 2021 г.

 

2-я часть

(окончание)

Журнал «Разведчик»

174


Пластун


Пластунское сторожевое ученье


Бегом, страшно запыхавшись, кончили мы расстановку постов; опять беда — далеко стоят посты 1-й и 14-й, не сомкнута окружность! Давай скорее еще два поста ставить из людей отобранных с пропускных постов. 4 раза пришлось кругом обегать цепь, прежде чем я мог сказать с уверенностью, что моя горка охраняется хорошо и пролезть сквозь цепь очень трудно. Вначале суеты было много; в том вся беда, что всегда ставили посты по уставу и днем, лишь бы выполнить учебную сторону дела, а теперь пришлось столкнуться с действительностью, с обстановкой, близко подходящею к военному времени. Не доверяя казакам, приходилось самому становиться чуть не на каждом посту на место часового, чтобы иметь твердую уверенность, что выполнил свою задачу.

Наконец, на посту № 8, я позволил себе отдохнуть; сел в кусты, закурил и с наслаждением потянулся. Прошло около четверти часа. «Лезут, Ваше Благородие!», — шепнул мне часовой. Прислушался — ничего не слышно. Оборотился на часового, тот молча указал рукою на куст, шагах в тридцати впереди и вправо от поста. Слушал, слушал, приглядывался внимательно, нет, положительно ничего не вижу и не слышу. Чтобы не оставаться под сомнением, действительно ли есть кто-нибудь за кустом, или это выдумка слишком бдительного часового, я кликнул подчаска и пошел вместе с ним ловить лазутчика. Зашли с другой стороны, подошли осторожно к кусту, осмотрели — трава помята, а никого нет. Вдруг, в шагах в 10-12 от нас, из-за камня вскакивает фигура и быстро пробегает вниз, в балку. Оказалось, что же покуда мы его обходили, он успел уже неслышно отползти на новое место и оставил нас в дураках. В это время сзади поста подошло несколько человек разведчиков моей полусотни: они тащили с собой все вещи 1-й полусотни, которую они обворовали дочиста, и так ловко, что те до конца не сомневались в целости своих вещей. «Их пропуск бурка, В. Б.», — сказал мне урядник Баканов, — «они сами выдали его: мы лежим под кустом, у поста, а они опрашивают свой патруль, тот громко и закричи свой пропуск». «Да ведь он нам ни к чему», — добавил он, — «с нас ведь пропуска не спрашивают». Я поинтересовался узнать, как расположены их посты; «не пролезть бы, хорошо смотрят, да мы двое дразним издали часового, шумим кустами, а третий лезет себе тихо, сторонкою, так только и пробирались». Заинтересовавшись рассказом, я надумал испытать сам счастье; кликнул старшего на посту, приказного Проценко, вместе с ним решился подлезть и, если окажется возможным, пробраться в середину круга. Скинув черкески, в одних бешметах, осторожно прокрались мы до дна балки, быстро перебежали на ту сторону и, пользуясь густой тенью кустарников, начали тихонько пробираться по балке. Вот и конец балки, тут, за хребтом, сейчас и другая балка, где наше стрельбище; мы пошли осторожнее. Вдруг Проценко шепнул тихо, — «вон пост». Я остался за кустом, а он полез вправо, узнать где следующий пост, чтобы не ошибиться направлением. Как тень, беззвучно, неслышно скользнул Проценко и пропал в тени кустов. Зная направление, куда он полез, приблизительно где он каждую минуту находится, я, как ни слушал, не мог уловить ни малейшего шороха. Минуты через три он снова был около меня и указал рукою пост; вправо, невдалеке, за кустом, я еле различил едва видимый силуэт часового. Поползли вправо, — трещат подо мною проклятые сухие сучьи, шелестит трава и камни! Насторожился часовой, вглядываясь внимательно в нашу сторону. Подползли еще шагов на 10 и залегли, чтобы дать успокоиться часовому; но не пролежали и пяти минут, как был дан отбой. По пути к своей горке я встретил сотенного командира и вместе с ним проверил еще раз свои посты. Потом пошли к вещам, наши вещи все целы, до одной. Да ведь, по правде, и мы ничего не поделали бы, не примени мои пластуны своей уловки. Главное, цель занятий была достигнута; на деле показали казаки, чем они могут быть в сторожевой цепи. Сбор еще раз проигран; по одиночке являются посты и лазутчики. Вот было рассказов, смеху, шуток!

«У нас, против поста, Бачурин все кусты обмял спиной», — докладывали посты командиру, — «он лезет, а мы как цыкнем на него, он так и загудел вниз».

«На меня фельдфебель наскочил», — сказал лазутчик Попов, — «да я увернулся, а он прямо на куст живодеру так и брякнулся», и так далее, и так далее.

Собралась вся моя полусотня, пришла наконец и 1-я, и мы уставшие, но веселые и довольные интересными занятиями, выходящими из ряда той скучной казарменной теории, которая за зиму всем давно приелась, возвратились около 11 часов вечера домой.

(окончание)

Комментариев нет:

Отправить комментарий