четверг, 4 марта 2021 г.

Поход выходного дня в Новороссийскую щель

Садимся в центре города на любую маршрутку с надписью Шесхарис и едем до конечной. Проходим в сторону Кабардинки метров 500-700 до пожарного водоема и поворачиваем в гору. Прямо по верхушке скалы идет тропа до перевала Тур и горы Маркотх.

Вид на Новороссийск с горы Маркотх высотой 700 метров

Перевал Тур. Слева гора Маркотх. Справа гора Квашин Бугор. Нам прямо между ними по грунтовой тропе вниз в сторону Новороссийской щели.

За перевалом еще снег и мерзлота, но идти удобнее, чем по грязи или пыли.

Лавочка туриста на склоне горы Квашин Бугор. Рядом родник с лягушками.

Нам дальше, ищем удобный сход влево, вниз. Там есть высокие водопады и красивая речка в глубокой щели. Но тропы нет, только самоходом. Сразу оговорюсь, водопад не нашел, прошел дальше нужного на километр, спустился в щель и потопал в сторону Крымска. А нужно было возвращаться, в сторону Новороссийска. Туристу очень бы пригодились резиновые сапоги, речка полноводная весной и с крутыми берегами.

Чудо, в Новороссийской щели, вокруг горы Малый Маркотх много тисса ягодного. С южной стороны хребта их вообще нет. Последний раз видел это дерево в краснодарском дендрарии. На нем осенью бывают красные съедобные ягоды.

Вот она, Новороссийская щель. В ней есть прекрасный водопад. К нему, кстати, нашел, не такую тяжкую тропу (700м, 420м, 480м). Можно пройти, не напрягаясь, от Семи ветров вдоль кабелей до речки, а там в сапогах топать по руслу до водопада. Посмотрите карту выше, там видно.

Под старыми буками все усеяно орешками, в сентябре можно ведрами собирать. По букам встретил еще чагу, но не знаю, можно ли буковую чагу пить. Оставил на дереве.

В щели много тисса ягодного, ольховых шишек, мха, коряг. Аквариумисту — рай.

Пора подковы на копытах менять, конь начал хромать, устал, овса хочет.

Вдоль кабеля возвращаемся на Маркотхский хребет в районе Семи ветров, по тропе спускаемся на Сухумское шоссе, садимся на любую маршрутку. Они все едут в центр города.