Журнал «Разведчик»
№ 180
1894 год
Казачья сотня на постах
Казачья сотня, при отправлении пограничной службы на границах средне-азиатских владений, располагается на постах командами в 20-30 человек. Расстояние между постами 30-40 верст; помещение для людей команды — мазанки или киргизские юрты (кибитки из кошмы); служебные обязанности — охранять государственную границу посредством разъездов от вторжения в наши пределы инородцев, охранять пограничных жителей от грабежей кочующих сопредельно с нами инородцев и прочих; строевые занятия по расписанию, присланному из полка и составленному согласно инструкций для занятий в кавалерии.
Остается затем исполнить только требования закона, уставов и инструкций, а они таковы, что вовсе не предвидят условий, в которых находится сотня на постах: излагая, например, порядок внутренней службы, устав имеет в виду обыкновенное жилое помещение, светлое, теплое и чистое, а не комнату без окон, юрту, отапливаемую железной печью, с ее сухим воздухом, земляным полом, с постоянной сыростью и прочими атрибутами жилья кочевников; затем инженерное ведомство, отпуская деньги на дрова по одной сажени на печь, вовсе не имеет в виду железных печей, топимых беспрерывно и съедающих дров в большем количестве, чем печь кирпичная; не принимается далее во внимание и то, что припек казенный и экономический, а также остаток дров от хлебопечения находятся в прямой зависимости от устройства кухни, а еще более от качества хлебопекарной печи, что при описанных выше условиях расквартирования теплую кухню и порядочную печь устроить не всегда возможно и легко, что освещать юрты необходимо не с 1 ноября, а с 1 сентября. Нужно следовательно суметь воспользоваться следующей обстановкой: водворить чистоту, порядок, требуемые гигиенические условия, не только не выходить из определенной казною суммы расхода, но и соблюсти экономию для части. Пишущий эти строки не раз был поставлен в вышеизложенные условия.
Летом после дождя необходимо снимать с юрты кошмы и просушивать их на солнце; во избежание сырости от пола — класть под подстилочные кошмы камыш, сено и прочий материал, воспринимающий в себя почвенную влагу.
Железные печи хорошо обкладывать кирпичом и обмазывать глиной, — это значительно ослабляет сухость воздуха и уменьшает количество топлива. Зимой юрта одевается в несколько кошм и снизу обкладывается дерном. Освещение практиковалось исключительно сальными свечами: перевозка керосина с неизбежной при этом утечкой, приобретение для него посуды, ламп, — все это дело нелегкое на передовых постах; наконец, к нам на окраину керосин попадает плохой очистки, почему является перерасход; то ли дело сальная свеча: перевозка ее ничего не стоит, да зачастую купить ее можно близко; вместо подсвечника — деревянная чурбашка с дырой, вот все…
Юрта для устройства в ней кухни неудобна, поэтому остается одно — устроить землянку (при отсутствии в данной местности леса и трудности его доставки, а таких мест на описываемой местности немало), покрыть ее жердями, камышом с сухой травой и залить глиной с соломой. Стены такой кухни полезно укрепить от обсыпания плетнями или замазать глиной; для пропуска света проделать в крыше окно — и кухня готова.
Далее строевые занятия. Прежде всего инструкция для занятий в кавалерии требует безусловного руководства офицера во всех занятиях, а сотня, имея двух офицеров, разбита на 4-х - 5-ти отдельных постах, где люди заняты беспрерывной разъездной службой; необходимо сформировать школу и команду разведчиков. Как тут поступить? Пишущий эти строки рекомендовал бы все строевые занятия исключительно с молодыми казаками во весь первый год их службы в сотне, для чего всех этих казаков держать всегда на одном посту при офицере, заведующим этими занятиями. Но для того, чтобы разъездная служба на этом посту не страдала от строевых занятий — необходимо этот пост усилить, хотя бы на 6 месяцев старослужащими казаками. Занятия на остальных постах в свободное от службы время вести урядникам, под общим руководством другого офицера, временно появляющегося на каждом посту для поверки занятий. Такой совет основан на следующих соображениях: в сотне, разбросанной по постам, первый год службы для молодого казака — все; если этим сырым материалом, этими молодыми силами сумеют воспользоваться, сумеют придать им желаемую форму, казак выйдет молодец на все остальные три года службы; наоборот, если дело обучения ведется неумело или с надеждой непройденное в первый год пройти потом… над таким казаком, что называется, ставь «красный крест...», беспокойная, полная служебных командировок остальная 3-х-летняя служба, вдали от глаза начальника, не даст и подумать заняться строевым делом. Нечего и говорить о качествах сотни, составленной из таких недоучек; дело говорит само за себя. Занятия с разведчиками и сотенной школой представляют даже непреодолимые препятствия, если не применить к обстановке. Также следует собрать на главный пост разведчиков и школьников, но, во избежания ослабления силы других постов, лучше предназначать в сотенную школу и назначать в разведчики из тех же молодых казаков.
Вот в главных чертах практикованные мною способы; насколько целесообразны при других условиях расположения — не знаю, но с уверенностью могу сказать, что рекомендуемый мною способ при расположении сотни на передовых постах, пожалуй, единственно возможный.
Н...ъ
Комментариев нет:
Отправить комментарий