Журнал «Разведчик»
№ 208
Гильчевский К.Л.
Кула-Оглы. Секрет в Тоданском ущелье
(из перестрелки казаков в ночь на 13-е апреля 1894 года)
Долго ходили казаки с поста в Кула-Оглы в секрет, но ни разу не пришлось им встретить ни контрабандистов, ни курдов; на Агрыдаге же товарищи и контрабанду ловили, да и с курдами воевали, а отличившиеся щеголяли даже с медалями. А у Кула-Оглы еще ни одна вражья пуля не просвистела. Задумали тогда казаки пойти в дальний секрет, верст за 12-15 от поста. Нашлось четверо охотников. Отпросились они у урядника на ночь и с сумерками выступили в Тоданское ущелье, через которое проходила из Турции пешеходная тропа; по этой тропе, как говорили товарищи с Караванкского поста, иногда провозили контрабанду, да и курды похаживали из Турции.
Вот, наконец, подошли к ущелью; передовой свернул с патрульной дороги вправо. Еще с большей предосторожностью пошли казаки по Тоданскому ущелью. Чем далее подвигались они, тем путь становился все труднее и труднее.
— Вот бисова щель! — не раз повторял передовой казак.
— И сколько же каменюки наворочала здесь нечистая сила! — произносил молодой казак Белый, который впервые забрался в такую дикую трущобу.
Наконец, подошли к удобному месту для засады. Казака Заику посадили впереди за кучею больших камней; он должен был окликать проходящих. Остальные трое засели в стороне от Заики, причем каждый выбрал себе отдельное укрытие.
Засели казаки, осмотрели винтовки и с душевной тревогой стали ожидать появления контрабанды.
Луна села, в ущелье сделалось темно.
Затем стало уже немного светлеть; между тем, никто не появлялся; казалось, что уже исчезла всякая надежда поймать контрабанду. Кажется, пора было бы и домой, но никому первому не хотелось выйти из засады.
— Я, — говорит молодой казак Белый, — стал молить Бога, чтобы хоть разбойники нам попались, уж очень хотелось знать, как оно будет.
Начался рассвет. В ущелье становилось все светлее и светлее. Вот, сверху в ущелье что-то зашумело; как будто людские шаги. Сердца усиленно забились. Казаки удвоили внимание. Зрение и слух напряглись. Винтовки направились в сторону слышавшегося движения. Наконец, вдали, между камнями, промелькнуло несколько теней. Казаки затаили дыхание.
Наконец, из-за скалы, у поворота, уже совсем близко, показалась вереница курдов с винтовками.
Передовой казак Заика передает, что у него затрепетала душа, и в голове промелькнула мысль, что помощи здесь уже никакой, пост за 12 верст, и выстрелов в этом страшном ущелье никто не услышит. Заику охватил какой-то внезапный страх; в душе пробудилось сомнение: окликать или нет? Он невольно подумал даже: «Справимся ли мы с ними? Сколько их? Кажется, много?» Заика быстро сосчитал их; по тропе шло только 8 курдов. У Заики сразу отлегло от сердца.
Курды уже были шагах в тридцати. Заика ясно видел их смуглые суровые лица и мужественную поступь. Они скорым шагом шли один за другим, совершенно спокойно, не подозревая близкой опасности. Очевидно, не с добрым намерением спешила из Турции шайка свободных кочевников.
Вдруг из-за камней громко прозвучало:
— Ким адам?
В ответ в сторону Заики засвистели пули. Остальные казаки сделали несколько выстрелов в тыл курдам. Один из них, пораженный пулею, вскрикнул и упал вблизи от Заики. Казак Иващенко быстро перескочил через камни в другое место и начал стрелять. Заика тоже сделал несколько выстрелов. Два курда бросились к убитому товарищу, один из них схватил у убитого ружье, а другой выстрелил в Заику. Последний, не успев зарядить ружья, перескочил через камень и быстро и сильно ударил курда прикладом. Оглушенный ударом, здоровенный курд повалился на землю, сжимая в руках винтовку. Заика тотчас же налег на него; курд глухо застонал. Иващенко подбежал к Заике, быстро снял пояс и вместе с Заикой связал лежавшего курда.
Прочие курды, растерявшиеся от неожиданного нападения, бросились врассыпную, отстреливаясь из-за камней, они быстро скрылись в ущелье; но одна пуля все-таки настигла убегавших хищников, и один из них, падая между камнями, огласил ущелье громким криком.
Охотники торжествовали полную победу. С восторженным видом возвратились они на пост. Урядник торжественно поздравил и благодарил. Весь пост ликовал. Целый день молодцы-охотники с сияющими и оживленными лицами подробно рассказывали внимательным товарищам о том, как трудно было пробраться в Тоданскую щель, как жутко было сидеть всю ночь «у щели», и как счастливо выдержали они борьбу с «куртинами» разбойниками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий