1-я часть
Щербина Ф.А.
Пережитое, передуманное и
осуществленное
Том 4
Краснодар, 2014
Стр. 359-360
Факты казачьей идеологии и
творчества
Памяти мучеников и
страдальцев казачества
Из семидесяти девяти лет моей
жизни я помню казачество с шести лет. В этом возрасте как казак я ездил с
казачатами-сверстниками верхом на камышинке, знал только детские казачьи игры и
переживал казачье горе, когда время от времени, но довольно-таки часто, в родной
станице Новодеревянковской раздавались плач и причитания от вестей о поранении,
болезни и смерти от черкесской пули или шашки тех казаков, которые несли службу
на кордонах Кубани и в походах в черкесские горы и трущобы. В этом же возрасте
я несколько раз встречал у своего деда в станице Новощербиновской великана,
вероятно, до трёх аршин роста, одноногого запорожца, не ходившего, а передвигавшегося
большими прыжками при помощи полуторавершковой в диаметре и трёхаршинной в
длину дубовой палки. Запорожец брил голову и носил толстую чуприну, завивая её
за ухо. Шутя, он говорил моему деду:
– Чом ты, отче, нэ заставышь
своего хлопця носыть таку чупрыну, як у мэнэ?
В одно время он привёз к деду
«свою скрыньку» (сундучок) и, показывая мне лежавшие в ней человеческие кости,
говорил:
– Оце, бач, козаче, я прывиз, шоб
батюшка положив их в труну (гроб), як будэ мэнэ ховаты; я сам соби их отризував.
Впоследствии дед мне рассказывал,
что Кобидский (такова была фамилия запорожца) был ранен в ногу где-то под
Килией, не то при взятии приступом Бендер – точно не помню, и когда на ноге
показывался «антонов огонь», то он два раза собственноручно пилил кости ноги.
Я начинаю своё сообщение этой частностью, чтобы
констатировать факт моей близости с детства к казачьей жизни и собственных переживаний
на долгом пути знакомства с нею. Таких частностей очень много, и для передачи
их потребовалось бы составление целых книг, но я передам только очень немногие,
наиболее характерные факты, без обобщений. Пусть каждый читающий эти строки
сделает соответствующие выводы.
В 1896 году неожиданно для себя я попал в положение, сразу поставившее
меня в близкие отношения к некоторым казачьим войскам. В Воронеже, в котором я
заведовал земским статистическим бюро, меня вызвали телеграммой в министерство
земледелия и предложили организовать «Экспедицию по исследованию степных
областей» и быть её заведующим. Когда я шёл к министру земледелия А.С. Ермолову
на совещание, на котором, кроме него самого, были князья Хилков, Стишинский и
другие высшие представители министерств, мои приятели, служившие в министерстве
земледелия (Е.А. Смирнов и А.А. Кауфман, впоследствии профессор статистики),
сообщили мне, что какие бы условия я ни поставил для организации экспедиции,
они будут приняты, так как такую фразу произнёс кто-то из высших чинов
министерства. Для нас это была загадка, но я воспользовался ею и поставил
«крутые», по выражению Стишинского, условия, которые и были утверждены.
Оказалось, что заведующим экспедицией я был уже назначен государем
Николаем II, и потому мои предложения как назначенного уже заведующим самим
царём и были легко приняты, хотя в условия вошёл-таки один колючий пункт –
недопущение ни лично для меня, ни для служащих производства в чины и
награждения орденами. Но самое назначение меня, явного социалиста, бывшего в
тюрьмах и ссылках пропагандиста зловредных идей и ярого народника в литературе,
казалось странной и пикантной неожиданностью. Впоследствии мне объяснили, что
генерал Данилович, не то кто-то другой из воспитателей наследника Николая,
предложил ему написать реферат о Кубанском казачьем войске по моей «Истории
Кубанского казачьего войска» (издание 1888 года), которая будто бы очень
понравилась наследнику. Взойдя на престол и желая помочь киргизам,
жаловавшимся ему во время возвращения через Сибирь из Японии на отбирание у них
земель, Николай II поручил не то А.С. Ермолову, не то А.Н. Куломзину
организовать экспедицию по исследованию степных областей для определения норм
обеспечения землями как русских переселенцев, так и самих киргизов, и указал на
статистика Щербину как на желательного заведующего.
Таким
образом, я очутился как бы в фокусе кардинального в науке и в живой практике
аграрного вопроса, на котором соприкасалось киргизское население с сибирскими,
оренбургскими и уральскими казаками. Моё положение, с одной стороны, было очень
высоким, а с другой – чрезвычайно выгодным. Я был заведующим экспедицией, как
объяснили мне чиновники, с «высочайшего повеления», так как постановления по
делам экспедиции проходили через Особый комитет при Сибирской железной дороге
за подписью Николая II как председателя комитета, а высочайшее повеление было
законом. Этому завидовали военные губернаторы, считались со мной и даже давали
обеды. Но это особое положение учёного-исследователя оказалось необычайным и
выгодным. Я даже и не мечтал о нём, имея доступ и у киргизов, и у казаков, и
сверху от высшей администрации, и снизу от народной массы, и мог делать всё,
что было желательно, в рамках, разумеется, научных и практических задач для
экспедиции, рекогносцировавшей до сорока миллионов десятин земли и давшей
возможность для переселений на эти земли сотен тысяч душ, обеспечив вместе с
тем киргизов. Ни полиция, ни жандармы не смели мешаться в дело моих
исследований, чего в то время нигде, особенно в земских губерниях, не водилось.
Собственно, сибирское казачество,
с которым наиболее тесно соприкасались исследования экспедиции, всюду
производило впечатление цельной организации в смысле положения: я казак, и ты
казак, а кто не казак, тот чужой. Чужим был и киргиз, хотя в быте сибирских
казаков замечались черты, сходственные с чертами в быте киргизского населения,
но скользившие, так сказать, по поверхности, касаясь частью одежды, а частью –
пищи. В глухих местах, в близком соприкосновении с киргизами, казака по одежде
иногда нельзя было отличить от них; казаки охотно ели конину, особенно жеребят,
пили кумыс и прочее. На это влияли одинаковые естественные условия края, способствовавшие
широкому развитию скотоводства в его примитивных пастбищных формах, чем и
объяснялось преобладание в пище животных веществ и сходство некоторых видов
одежды благодаря езде верхом и условиям степной жизни. Но наряду с этим
соответствием этнографических черт казачья идеология в области отправления обязанностей,
характер казачьих порядков и управлений, землепользование, отстаивание своих
интересов на принципах казачьего права, идея общности казачьих войск и тому
подобное были так же далеки от идеологии киргизов, как небо от земли. Я
приведу лишь один очень характерный случай этой разницы.
Раз, проезжая возле «колков» (пролесков), я встретил
киргиза, назойливо приглашавшего меня заехать к нему в юрту. Я категорически
отказался от этого предложения. Киргиз, принявший меня, видно, за торговца,
поднял увесистую плеть со словами: «А это?» – выражая готовность силой
заставить меня последовать за ним. Я быстро достал открытый лист министра
внутренних дел с большой сургучной печатью и развернул его. Киргиз с ужасом
крикнул: «Ай!», стегнул по лошади и во всю прыть ускакал от меня в «колки».
Мне сказали, что киргизы страшно боятся чиновничьих документов с сургучной
печатью.
А вот как отнёсся к той же печати сибирский казак.
На первой почтовой станции от г. Петропавловска по направлению к
Кокчетаву содержателем почтовых лошадей был сибирский казак – старик,
серьёзный и решительный с виду. Он строго придерживался правила выпускать в
суточный разъезд только то число лошадей, какое значилось по контракту. На этом
основании, как рассказывали мне, он не дал лошадей «даже самому Николаю
Ивановичу», добродушному старику, военному губернатору Акмолинской области,
так как суточная норма была уже раз выпущена, хотя и имел достаточно лошадей.
То же произошло и со мной. Я попытался было убедить старика. Он молчал и, казалось,
не обращал на мои увещевания никакого внимания, но услышав слова, что я «имею
право» на отпуск лошадей и что свободных лошадей у него «много», буркнул:
– Много лошадей! Это моё дело. Да ты-то грамотный?
– Грамотный, – отвечаю.
– Так прочитай! Вон у меня на стене кондиций-то; там написано.
Тогда я, желая обескуражить старика, вынимаю открытый лист
министра внутренних дел и, указывая на напечатанные большими чёрными литерами
слова, внушительно произношу:
– Смотри – «по Высочайшему повелению».
– Так что ж? – невозмутимо озадачивает меня старик.
– Как что? Напечатано, что я езжу по Высочайшему повелению.
Старик отступил шаг назад, вытянулся в струнку и, тыча себя в
грудь, торжественно заявил:
– Я сам по Высочайшему повелению! Тоже служил по Высочайшему
повелению в службе и имею даже нашивку за беспорочную службу.
Я опешил перед этим доводом и не знал, как выйти из затруднительного
положения.
– Значит, ты никому не даёшь лошадей сверх суточного числа?
– Как никому? – повторяет моё слово старик. – Есть такие, что и
даю.
– Кому же? – интересуюсь
я.
– Сам себе! – насмешливо отвечает старик.
– Вот тебе и на! – шучу я.
– Ну, и другим, – дополняет старик, – если они казаки, только это
уж не по Высочайшему повелению.
– Так я тоже казак, – заявляю я.
– Ой ли? – восклицает старик, оглядывая меня.
Я сообщил ему, какого я войска,
какие у нас порядки насчёт казённых и общественных лошадей.
Старик вдруг засуетился и крикнул:
– Ванька! Веди вороных!
– Это, – поясняет он, – свои, такие, каких я не даю по Высочайшему
повелению. Орлы! Вот увидишь!
Ванька запряг вороных. Мы со
стариком расстались друзьями. Когда я сел в тарантас, он, прощаясь, говорил:
– Кланяйтесь там своим кубанцам. Поведомь, на каких лошадях
разъезжают сибирские казаки. Гляди, гляди! – кричал он мне вдогонку. – Как
правый пристяжной забирает!
Прибавлю, что старый сибирский
казак не захотел взять с кубанского казака прогонов, коротко заметив:
– Это ведь лошади
по-казацки, а не по Высочайшему повелению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий