Щербина Ф.А.
Пережитое,
передуманное и осуществленное
Том 4
Краснодар, 2014
Стр. 274-276
2-я часть
Фома
Неверующий
На другой день утром, не успел я ещё чаю напиться и разобраться в
бумагах, как скрипнула дверь, и на пороге показался мой вчерашний гость.
– Ось и я! – заявил он, входя ко мне в комнату. – Нэ ждалы мэнэ? И
я так думав вчора, шо бильше вже до вас нэ прийду, а от прытэлыпався.
Я натянуто улыбался, опасаясь, что и утро пройдёт у нас в пустых
разъяснениях. На этот раз старый есаул был интереснее и начал сам разговор с
общей политики.
– Ото, – заговорил он, – давно вже так установлэно, шо в начальныкы
нам посылаюти москалив да разных жевжикив. Инший и тямы нэ дасть нашому
козачому дилу, а крутыть, вэрховодыть и пащекуе над нашим братом-козаком, а у иншого
молоко на губах еще нэ обсохло и пыка ще вся в пуху, як у того поросяты, а тоже
командуе тобою… Чи долго воно так будэ? Чи скоро будуть назначать нам из наших?
Я
объяснил есаулу, что об этом ничего не знаю, но что в России есть земство,
состоящее из лучших людей, избранных самим населением, и что, очень может
быть, с течением времени будет и у нас земство. Тогда сами казаки будут
выбирать из среды своей лиц для ведения разных хозяйственных общественных дел,
каковы образование, дорожное дело, продовольствие.
Есаул
внимательно слушал и что-то соображал.
–
Добрэ, дуже добрэ так було б! – заявил он решительно. – Це б то як на радах
колысь запорожици дила свои вэршилы… Тилько я цьому нэ вирю.
–
Почему? – спрашиваю я.
– А
потому, – ответил есаул, – шо чим бильше мы живэмо, тим бильше стиснений козаку
бувает. С пэрвоначалу у нас кошови отаманы булы свои, а потим началы прысылать
нам москалив. А тэпэрь от и вице- губэрнатора якогось
выдумалы, и совитныкив чужих в войсковэ правлэние насажалы, и уиздных
начальныкив из москалив понатыкалы… Ни, нэ вирю я, ничому я нэ вирю. Чим дальше,
тым худше жить козаку.
– Да,
может быть, и мы, казаки, – говорю я есаулу, – немного виноваты, что
подходящего народа у нас нет.
– Нэма
народу?! Шо вы, Бог с вами – пэрэхрыстыться! – горячо возражает мне есаул. –
Хиба панив у нас мало та и вас молодых? Неэдаром же вы в нэвирсытэтах
учитэсь!.. Люды-то у нас на всякэ мисто найдуться, та тилько ходу им нэма. Воно
так уже повэдэно с покон вику. Хиба Ермолов нэ поносыв наших козакив? Або
Явдокимов? Та хоть и наша цяця Заводовский – дуже вин поважав свое козачество?
Нэ вирю им всим и нэ повирю николы.
–
Какой вы, однако, Фома Неверующий! – начинаю я шутить в ожидании, что есаул
разойдётся и выскажется ещё откровеннее.
– Та и правда такы, шо я Хома нэвирный. Пока сыдив учора у вас,
докы и вирыв, шо у нас нэ одбэруть зэмлю. А як тилько выйшов од вас, так сейчас
отой червячок стук-стук в голову. Ой, каже, мабуть, шось нэбудь нэ так! Як бы
зэмли нэ думалы отбырать, то народ нэ гомонив бы так дуже.
– Мало ли чего говорят в народе, – начинаю я разубеждать есаула.
– Вон плетут же, что англичанка – рыжая баба, да ещё с двумя хвостами – как
ведьма, напустила на наш скот чуму.
– Э! – мотает головой есаул. – То одно, а це другое. Куцой, або с
хвостом англичанки нихто из козакив нэ бачив, а про зэмлю всякий твэрдо знае.
Це свое такы дило, и всякому воно вьилось в пэчинки.
Начинается у нас снова продолжительный разговор на тему о том, что
земли нельзя отнять у того, за кем она утверждена законом. В этот раз есаул
энергичнее ведёт со мной спор и шаг за шагом отстаивает свои соображения.
– Шо законы? – говорит он. – Хиба законив нэ миняють? Пэрэминять
старый на новый, та отбэруть у нас зэмли по новому закону.
– Да не может же этого быть! – в изнеможении отбиваюсь я от
упорного пана.
– Как нэ может быть, когда и прэпорция зэмли всякому назначена? –
огорошивает меня есаул.
– Какая прэпорция? Кому она назначена?
– Кому? – переспрашивает меня пан. – На всякую мужскую душу
назначено по чотыри дэсятыны, хто бы там ни був, чи козак, чи батрак, чи
гэнэрал. И так будто бы будэ зроблэно скризь – и в России, и у нас, у козакив.
Я только развожу руками и как-то машинально твержу:
– Удивительные слухи!
– Шо ж вы находытэ удивительнаго? – обращается ко мне старый
есаул. – Нэдаром же кажуть: «Глас народа – глас Божий». Як бы дило касалось
канцелярии, то бумажку, може, и можно було бы зупыныть; а то, бачитэ, вэсь
народ говорит. А колы вси гомонять и всим одного и того же бажается, то тоди и
начальство должно в ту сторону повэрнуть.
Так есаул и ушёл от меня с явными сомнениями насчёт будущего.
Видно, что он придавал большое значение толкам в толпе, в массе населения.
Когда, оставляя станицу, я проезжал мимо
двора есаула, который стоял у себя на крылечке, то он махнул мне на прощанье
рукой, и, казалось, этот жест в последний раз был послан мне с укорительным:
«Нэ вирю, ей-Богу, нэ вирю!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий